Кот д’Ивуар и Россия: богатые страны тоже плачут. Но было бы из-за кого...ЧАСТЬ 1
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
История любого государства знает множество примеров, когда его народ страдал от внешнего агрессора, природной катастрофы или другого форс-мажорного события. В таком случае население сталкивается с объективным, общегосударственным кризисом, который нужно разрешать, а не заниматься поиском виновных. Но как можно назвать придворные политические интриги, которые начинаются в шикарных залах домов правительств между несколькими амбициозными популистами, а затем втягивают в "кровавое болото" каждого из тех, кто этих шикарных залов никогда не видел и не увидит. Причем, для достижения своих политических целей местные цари не чуждались манипуляциями самым острым и опасным вопросом - идеологическими расхождениями и национальной политикой,превращая борьбу за президентское кресло в" кровавую разборку." Символично, но Россия и Кот д’Ивуар встретились 15 августа 2012 года на футбольном поле стадиона «Локомотив», где провели товарищеский матч. Сборная Кот д’Ивуара (или "слоны") является одной из самых сильнейших сборных африканского континента, а ее игроки выступают за лучшие европейские клубы. Тогда победила дружба. Только Фабио Капелло был очень смурным, ведь это его дебют в качестве тренера нашей сборной, а 1:1,наверное,несоизмеримый счет для таких разновесовых соперников. Пусть, в отличие от Кот д’Ивуара в Африке мы и не являемся лидерами Евразии в футболу, но в нашей политической истории очень много общего. В начале 90-х гг. ХХ в. в жизни обеих стран закончился «золотой век» экономического чуда и политического спокойствия, что буквально втащило страны во всесторонний кризис, а Кот д’Ивуар еще и в гражданскую войну...
Почему народы таких богатейших стран (с набитыми золотом, алмазами и нефте-газом недрами), вдруг были вынуждены окунуться в смутные времена межэтнических конфликтов, вымирания от бедности и гражданской войны?")
С 2010 г. в странах Ближнего Востока и Северной Африки мировое сообщество наблюдает крайнюю военно-политическую нестабильность. Пошел четвертый год с того момента, как Тунис стал первым шагом к череде восточных революций, под названием «арабская весна». По сути, в каждом африканском государстве, где лояльные формы протеста переросли в радикальные, присутствует ключевая причина политической нестабильности – это политическая конкуренция двух и более группировок влиятельных общественно-политических деятелей. Данный конфликт перерастает в конкуренцию военных формирований и гражданскую войну - высшую степень нестабильности государства, когда наступает абсолютное попрание прав и свобод человека и его основного права на жизнь. Мы не будем охватывать всю панораму конфликтов, пытаться выявлять все возможные причины и следствия, перечислять огромное количество вопиющих нарушений прав человека и жертв в конфликтах периода «арабской весны». Стоит остановиться на редкой проблеме, которая касается права народов на самоопределение и межэтнических разногласий, особенно вызванных искусственно. Ведь, так или иначе, это, несомненно, важное право стоит краеугольным камнем в большинстве конфликтов, перерастающих в гражданскую войну. Однако, в одном случае – стремление к достижению каждого народа самоопределения является искреннем желанием, а в другом случае - искусственно сформированной жаждой к расколу страны. Стремлением, которое возбуждают одиозные политические лидеры, использующий любой способ в своей политической борьбе, в том числе и национальный вопрос. Любопытно оценить историю внутренних конфликтов на примере развитых и наиболее успешных африканских государств, таких как Кот д'Ивуар.
Традиционную бедность политологи считают одной из ключевых причин гражданских войн в Африке, однако, данный фактор абсолютно неприменим к Кот д'Ивуару. То, что около половины населения Кот д'Ивуара приближено к черте бедности сегодня, может быть обосновано чем угодно, но только не отсутствием природных ресурсов. Золото и алмазы, нефть и газ, развитое сельское хозяйство, громадные инвестиции в ресурсы страны могут обеспечивать достойный уровень ВВП государства. Первый президент «мудрец Африки» Феликс Уфуэ-Буаньи, который совершил в стране экономическое чудо и не был уличен в нарушении прав человека, сам признался, что сумел достигнуть экономического роста, но не развития. После его смерти в 1993 г. оказалось, что политическая система была полностью не развита и не готова к новому витку политической жизни. Можно ли сравнить эту общественно-политическую ситуацию с российской начала 90-х гг. ХХ в. После 1993 г. в экономически развитом африканском государстве полностью «рассыпалась» экономика, а страна стала полностью уязвима для разного рода политических авантюр.
Естественно, что США (заметьте, с двухпартийной системой) полностью одобряли плюраллистический беспредел в России 90-х годов,называя его зачатками подлинной демократии. В тоже самое время, корреспонденты BBC снимали расстрел Верховного Совета 3-4 октября 1993 года и друг Бил не посмел вмешаться уже в военно-политический кризис в Москве. Возможно только потому, что ахитекторы холодной войны, перестройки и шоковой терапии написали для России (после 4 октября) другой сценарий. Тот сценарий, который был схожим с разорванным гражданской войной Кот дИвуаром. В 1994 году в нашей стране, можно предположить, и разгорается сепаратистский очаг. Первая война на Кавказе, не смотря на очаговый характер и двухлетний период, по количеству жертв выглядит более ужасной и крупномасштабной гражданской войны в Кот-дИвуаре 2002-2007 годов.
Кстати, вернемся в Африку. После продолжительных военных конфликтов и недавно наступившей совсем недавно (в 2007 году) политической стабильности, возникла еще одна угроза в виде череды арабских революций в Тунисе, Египте, Ливии и Сирии, что может неблагоприятно отразиться на обстановке в Кот д'Ивуар. В качестве одной из болевых точек Кот д'Ивуара «дизайнеры арабской весны» могут использовать и национальный вопрос, и право народов на самоопределение. Чем, собственно, и манипулировали африканские политики в 90-2000-е годы. Ведь в стране насчитывается более 60 этнических групп, разговаривающих на основных местных языках — дьюла, бауле, бете. Не смотря на то, что правительство, прививая нац.толерантность, сегодня проводит максимально активную политику по сохранению культурно-исторических ценностей (страна обладает одной из самых развитых систем национальных парков в Западной Африке, а национальный парк Тай включён в список Всемирного наследия), в 2010 г. население снова оказалось на грани гражданской войны, и снова национальный вопрос мог стать детонатором. Вопрос национальной принадлежности чрезвычайно остро стоял в Кот д'Ивуаре еще и потому, что является серьезным ограничением участия в политической жизни страны. Такого рода жесткого ограничения нет на сегодняшний день уже в большинстве стран мира. Например, в 1993 г. страну возглавил Анри Конан Бедье. В 1995 г. состоялся форум по вопросам инвестиций в экономику страны (с целью реконструкции «экономического чуда»), в котором участвовали и российские компании, а уже в конце 1990-х усилилась политическая нестабильность, у Бедье появился серьёзный конкурент: Алассан Уаттара. Он родился на территории Кот-д'Ивуара, a его родители были родом из Буркина Фасо, но впоследствии получили ивуарийское гражданство. Тогда как по Конституции страны на пост президента может претендовать только тот кандидат, у которого оба родителя - ивуарийцы по рождению, а не по натурализации. Таким образом, все люди, рождённые в смешанных браках, исключаются из возможной борьбы за президентский пост. Это обстоятельство усугубило уже намечавшийся раскол общества по этническому признаку. К тому времени от трети до половины населения страны составляли лица зарубежного происхождения, в основном работавшие ранее в сельском хозяйстве, пришедшем по причине ухудшившейся экономической конъюнктуры в упадок. На июль 2010 г. численность населения достигла 21,1 млн, а годовой прирост составил 2,1 %; Проблема «заражения» национализмом усугублялась и усугубляется еще и не достаточно высоким уровнем грамотности населения страны. Грамотность составила 60 % мужчин, 38 % женщин (оценка 2000 г.), причем городское составляет только 49 % (в 2008 г.).
Кроме коренных народов в Кот д'Ивуар проживают около 100 тыс. арабов и около 14 тыс. французов (оценка 1998 г.). А по религиозному составу большинство граждан мусульмане (39 %) и христиане (33 %), аборигенные культы 11 %, атеисты 17 %. Из иностранных мигрантов — 70 % мусульман и 20 % христиан (оценка на 2008 г.). Такой мультирелигиозный состав предполагает "благоприятную" почву для межконфессиональных расколов. Но что именно сдерживало многонациональное общество в полном покое, дружбе и согласии до 1993 года в Кот-дИвуаре и до 1988 года в СССР? Почему до этого времени не возникало потребности выявлять "угрожающее" процентное соотношение мусульман, христиан и аттеистов?
До военных событий Кот д'Ивуар вообще был одной из самых стабильных стран Африканского континента, где за годы независимости не состоялось ни одного переворота и ни одного крупного конфликта. С начала 90-х гг. ХХ в. в стране появилась многопартийная система. И это после сорока лет авторитаризма (в случае с Россией - 70 лет)! В любом случае политический режим обладал большой легитимностью в глазах граждан и удачно избегал весьма возможных в местных условиях межэтнических эксцессов. Однако, стабильность оказалось временной. Как говорил сам "мудрец Африки": "Страна росла, но не развивалась". Политические институты, которые находились в зачатке (ровно как и в СССР) дали о себе знать после десятилетий авторитаризма. Ведь если вы никогда не знали, что такое свободные выборы, то вы не сможете легитимно взять или отдать власть. Гораздо проще использовать интернациональный способ в виде автомата Калашникова. С 1999 г. ситуация в стране начала проявлять признаки дестабилизации, что вылилось в гражданскую войну 2002-2007 годов, со всем традиционным набором ужасов.
Несомненно, что в этот период имели факты систематического нарушения прав человека с применением наемников. В период политической нестабильности вопрос наемников был остро актуален и полностью соответствовал основным положениям доклада, представленного специальным докладчиком г-ном Энрике Берналесом Бальестересом 24 декабря 2003 г. («Использование наемников как средство нарушения прав человека и противодействие осуществлению права народов на самоопределение», E/CN.4/2004/15). Кроме жандармов, полиции, вооруженных банд, политические группировки задействовали бойцов, переброшенных из Либерии. После падения генерала Гуэя на улицы вышли сторонники президента Уаттары и его партии, (северяне-мусульмане), требовавшие переголосования на выборах с участием своего национального лидера, незаконно отстраненного от участия. Стороны устраивали массовые драки, пользуясь битыми бутылками, камнями, деревянными и железными палками, иногда и огнестрельным оружием. Демонстрации все эти были разогнаны силой, с расстрелами пойманных без суда; покойников потом в изобилии находили в массовых могилах и плавающими в лагуне. Итоговая цифра убитых в конфликте связанном с выборами, согласно международному справочнику составляет 150 человек. Итоговая цифра погибших при «расстреле Белого Дома» в Москве в 1993 г. составила 157 человек.
Василий НИКУЛЕНКОВ, кандидат исторических наук, молодежный министр иностранных дел G8&G20, руководитель Красноярской Модели ООН http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/130721/ http://vnikulenkov.jimdo.com/
Вторая часть уже скоро
Источники:
- Портал военной истории В.Носова
- Справочник стран, Кот-д’Ивуар
- Вести.24, Лорана Гбагбо перевезли в Гаагу 30.11.2011.