Блог Наны Гегелашвили

Грузия и НАТО: планы и реалии

28 августа 2015
Распечатать

26 августа в  Грузию с двухдневным визитом прибыл генсек НАТО Йенс Столтенберг. В программе его визита — встречи с руководством страны и открытие совместного военного учебного центра Грузия-НАТО. 

 

Генсек альянса встретился с президентом страны Георгием Маргвелашвили, премьер- министром Ираклием Гарибашвили, председателем парламента Давидом Усупашвили, главой МИД Тамар Беручашвили и министром обороны Тиной Хидашели. Был обсужден широкий   спектр  вопросов, связанных с перспективами вступления Грузии  в альянс.

 

 Йенс Столтенберг принял участие  в открытии совместного учебного центра  Грузия—НАТО на территории тренировочного центра Минобороны страны в  Крцаниси (пригород Тбилиси) в рамках пакета мер по постепенному вовлечению Грузии  в членство в альянсе.

 

 Пакет «усиленного сотрудничества» с Грузией был утвержден на последнем саммите НАТО, состоявшемся в Уэльсе 4–5 сентября 2014 г. Он  предусматривает оказание всесторонней помощи на пути членства Тбилиси в альянсе и переводит отношения Грузии и НАТО на новый уровень. Пакет «усиленного сотрудничества» с Грузией призван обеспечить гораздо более тесную связь с альянсом, что, по мнению стратегов НАТО, должно помочь ей достичь значительных успехов в процессе ее подготовки к членству в Альянсе.

 

Более того, на Уэльском саммите Грузия вошла в число пяти государств (Австралия, Финляндия, Иордания и Швеция), получивших «повышенный статус» НАТО — самое высокое положение без фактического членства в Альянсе. Таким образом, саммит НАТО в Уэльсе продемонстрировал повышенную заинтересованность Вашингтона в вопросе о расширении НАТО за счет возможного включения в него некоторых постсоветских стран и, прежде всего, Грузии. Не случайно,  что во время своего визита в Тбилиси, состоявшегося сразу после саммита НАТО, министр обороны США Чак Хейгел заявил, что «новый статус Грузии как партнера НАТО с усиленными возможностями является еще одним этапом на пути ее вступления в Альянс, и мы обязательно продолжим углубление военного сотрудничества с Грузией, особенно на фоне агрессии России на Украине». Все это подтверждает, во-первых, растущую поддержку Грузии со стороны НАТО, направленную на модернизацию системы безопасности этой страны, что представляет собой одно из ключевых требований НАТО на пути членства Тбилиси в Альянсе, и, во-вторых, серьезность намерений НАТО и США в отношении проводимой ими политики в Грузии.

 

С открытием центра НАТО в Грузии функции Альянса в отношении проводимой им политики в этой стране существенно расширятся. Если ранее совместные учения вооруженных сил Грузии и НАТО в целом были направлены на подготовку к участию в миротворческих операциях, то открытие совместного центра предусматривает создание новых возможностей в области двустороннего сотрудничества, призванного, в первую очередь, усилить обороноспособность этой страны. И хотя учебный центр от  военной базы отделяет всего лишь один шаг, обеими сторонами подчеркивается, что этот центр не следует рассматривать как военную базу, так как у него не будет функции решения конкретных боевых задач, а потому его создание не является шагом, направленным против России. Об этом также заявил и Спецпредставитель премьер-министра Грузии по взаимоотношениям с Россией Зураб Абашидзе, подчеркнув, что «объект имеет узкую специализацию  и может быть использован лишь в  качестве учебного центра». Показательно, что подобный центр в Грузии уже активно функционирует. Таким центром стала Сачхерская школа, в которой проходят обучение военнослужащие из Армении, Азербайджана, Украины и других государств, не являющихся членами НАТО. Согласно заявлениям  премьер-министра Грузии  Ираклия Гарибашвили, «новый объект не направлен против интересов России, а будет служить «исключительно укреплению мира в регионе».

 

Ранее официальные представители МИД РФ неоднократно высказывали недовольство в адрес активизации НАТО на постсоветском пространстве в целом и в Грузии, в частности, заявляя, что «появление инструментов Североатлантического альянса на территории Грузии повысит градус напряженности». В ответ на это представители НАТО неустанно подчеркивали, что «никакая третья сторона не сможет повлиять на то, откроет НАТО центр в стране, являющейся партнером Альянса, или нет. Открытие же учебного центра НАТО в Грузии не направлено против России».

 

Однако с недавних пор  политика Москвы на грузинском направлении ведется в русле умеренного прагматизма. Москва довольно нейтрально отнеслась к подписанию Грузией 27 июня 2014 г. Соглашения об Ассоциации с ЕС. С учетом «новых реалий в Закавказье» Москва понимает, что удержать Грузию под своим влиянием уже не представляется возможным, а любые попытки блокировать стремление Грузии к интеграции с Западом контрпродуктивны.

 

С другой стороны, Грузия, также не может не понимать, что ключ от решения проблемы территориальной целостности страны находится в активе России – ее северного соседа, занимающего крайне активную позицию в отношении постсоветских стран. Опыт последних лет доказал, что теперь Россия действительно готова предпринимать реальные шаги для отстаивания своих интересов на пространстве бывшего Советского Союза. Этого, по мнению Москвы, требуют как проблемы безопасности, так и экономические соображения. События августа 2008 г., равно как и события на Украине, наглядно продемонстрировали  то огромное значение, которое имеет постсоветское пространство для России, объявившей Содружество Независимых Государств важнейшим приоритетом российской внешней политики. Это соображение   не могут не учитывать  США и НАТО особенно на фоне усугубляющегося противостояния между Россией и Западом, вызванного событиями на Украине.   

 

Таким образом, перспективы вступления Грузии в НАТО, равно как и  в ЕС, остаются все еще размытыми, что в значительной степени объясняет сегодняшнюю взвешенную позицию Москвы в отношении Тбилиси. Не случайно, во время своего визита в Грузию Генсек Альянса признал, что «не знает и не может спрогнозировать», получит ли эта страна  долгожданный план действий по членству в НАТО (MAP) в ходе  саммита, который должен состояться 8-9 июля 2016 г.  в Варшаве. Вот почему вопрос о вступлении Грузии в НАТО все еще является риторическим, несмотря на то, что  решение Бухарестского саммита остается в силе, и это политическое решение альянса.

 

Автор: Нана Гегелашвили, руководитель Центра региональных проблем ИСКРАН

 

Изображение: www.newsgeorgia.ge

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся