Блог Наны Гегелашвили

Россия и Запад — сотрудничество как условие стабильности в Закавказье

31 июля 2015
Распечатать

В настоящее время становится все более очевидно, что единственным условием урегулирования конфликтов в постсоветских странах с проблемными территориями является эффективное использование общих активов, находящихся как в арсенале самой России, так и Запада.  

Активы Запада как следствие его политики в отношении постсоветского пространства

Занимающее выгодное геостратегическое положение и богатое природными ресурсами постсоветское пространство представляет для Запада интерес как с военно-политической точки зрения, так и с экономической.

 

Одним из главных принципов политики Запада на этой площадке является обеспечение региональной безопасности и стабильности. Поэтому особое внимание здесь уделяется проблеме неразрешённых этнополитических конфликтов в постсоветских странах, имеющих проблемные территории. 

 

Реализации целей внешней политики Запада в отношении постсоветских стран должно способствовать их подключение к системе евроатлантических институтов. Таким образом, главными «приманками» Запада в отношении постсоветских стран является их интеграция в ЕС и НАТО, позволяющие им стать частью западного сообщества.

 

Сегодня говорить о политике США в отношении стран СНГ вне контекста «Трансатлантического партнерства» не представляется возможным. В настоящее время ключевой  элемент американской стратегии заключается в подтверждении ее единства с европейскими союзниками Вашингтона.

 

В этой связи особо заметным является стремление Вашингтона к усилению активизации политики ЕС на поле постсоветского пространства. Такой подход продиктован, прежде всего, прагматичными соображениями, определяемыми, прежде всего, как эпохой бюджетной экономии, так и географической близостью ЕС к странам СНГ. Это позволяет Вашингтону более пристально отслеживать и реализовывать трансатлантическую парадигму в контексте проводимой им политики в отношениях стран СНГ. Похоже, что Вашингтон занялся разработкой «дорожной карты», призванной продвигать поэтапную политику в нужном регионе на постсоветском пространстве, которую реализовывает Брюссель.

 

В настоящее время США и ЕС уже приступили к разработке совместного плана и определили цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу как по двусторонним вопросам, так и по вопросам мирового и регионального уровней. Согласно замыслу западных стратегов, ЕС, нуждающийся в новой восточной политике, должен расширять поддержку гражданскому обществу и укреплять отношения со странами с помощью торговли, стипендиальных программ и облегчения визового режима, в то время как НАТО необходимо развивать военное сотрудничество, выходя за рамки членства в блоке.

 

Конечной целью Трансатлантического партнерства должно стать достижение крайне эффективного сотрудничества между США и ЕС посредством широкой координации совместных действий в рамках процесса реформирования европейской структуры безопасности на основе принципов ОБСЕ, а также отвечающего задачам НАТО[1].

 

Фото: EU Council, Саммит "Восточного партнерства" в Риге

Политика США  в отношении Украины, Грузии и Молдовы

Вследствие геополитического положения Украины — восточная граница НАТО и ЕС, Грузии — центральный игрок на Южном Кавказе с учетом ее геополитического фактора,  и Молдовы, граничащей с Украиной и Румынией и, таким образом, ставшей, как и Украина, буфером между Россией и Европой, все три страны  представляют важное стратегическое значение для США и являются фокусными государствами их  политики в отношении СНГ. В перспективе Вашингтон видит их в качестве стабильных, процветающих, демократических и суверенных государств, строящих взаимовыгодные отношения с соседями, ориентированных на Европу и интегрированных в евроатлантическое сообщество, а также вносящих активный вклад в укрепление международной безопасности.

 

Значение, которое имеет каждая постсоветская страна/регион для США, постоянно претерпевает изменения. Это зависит как от внешнеполитических приоритетов Вашингтона, так и самого процесса принятия решений. Вот почему украинский кризис, вызвавший столь резкое ухудшение отношений с Россией вкупе с обострением ситуации на Ближнем Востоке, вынудили Вашингтон в 2014 г. взять в фокус внимания постсоветские страны и, главным образом, Украину, Грузию и Молдову. Все эти страны объединяет, во-первых, общий внешнеполитический курс, направленный на интеграцию в евроатлантические структуры и, во-вторых,  проблемы, связанные с их территориальной целостностью, что сильно осложняет возможность их членства в НАТО.  Еще одним признаком общности этих стран является тот факт, что все они стали подписантами Соглашения об Ассоциации с ЕС. Это позволяет западным стратегам рассматривать их как самых потенциальных членов НАТО и ЕС из всех постсоветских стран. Наконец, все три страны —Украина, Грузия и Молдова входят в «сеть не особенно сильных и не слишком устойчивых новых государств, вовлеченных в сотрудничество и отношения «асимметричной взаимозависимости с Западом; дорожащих помощью США, делающей их податливыми к американским рекомендациям», что полностью отражает американскую  «стратегию перемалывания», с которой США вошли в XXI в постсоветское пространство[2]».

 

Показательно, что согласно закона «О предотвращении российской агрессии» — (Russian Aggression Prevention Act of 2014) всем трем странам предоставляется статус союзника без членства в НАТО[3].

 

Следующим этапом политики Вашингтона в отношении этих стран на пути их дальнейшего продвижения в сторону Альянса становится усиление натовской составляющей, которая, на взгляд США, должна осуществляться параллельно с оказанием американской поддержки в области проведения военных, гражданских и социальных реформ. Помимо этого, США планируют создание Фонда безопасности «Европейские Партнеры» (European Partners), призванного оказывать помощь вооруженным силам Украины, Грузии и Молдовы[4].

Грузия – как полигон по реализации политики США на пути ее членства в Альянсе      

В политике Вашингтона  по отношении постсоветских стран Грузия занимает особое место. Приход к власти в Грузии в результате парламентских (1 октября 2012 г.) и президентских (27 октября 2013 г.) выборов новой политической силы, представленной коалицией «Грузинская мечта», практически не повлиял на внешнеполитические приоритеты Грузии. Тбилиси продолжил курс на евроинтеграцию и сохранение отношений стратегического партнерства с США/НАТО. В настоящее время официальный Тбилиси уверен, что прозападная ориентация – единственный способ укрепления грузинской государственности и всестороннего развития страны, и это надо учитывать.

 

В марте 2008 г. в Вашингтоне состоялось открытие Комиссии Грузия – НАТО[5], в рамках которой обе стороны выразили намерение придерживаться структурного плана действий по увеличению оперативной совместимости и координации возможностей между НАТО и Грузией. Сегодня продолжает активно действовать и подписанная в Вашингтоне 9 января 2009 г.  американо-грузинская Хартия о стратегическом партнерстве, предусматривающая углубление интеграции Грузии в Евроатлантический союз[6]. Сохраняют силу и обещания НАТО, связанные со вступлением Грузии в альянс. Это подтверждено заявлением  генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга о том, что «руководство блока не может гарантировать невступление в альянс Украины и Грузии[7]».

 

На последнем саммите НАТО, состоявшемся в Уэльсе 4–5 сентября 2014 г., был утвержден пакет «усиленного сотрудничества[8]» с Грузией, предусматривающий оказание всесторонней помощи на пути ее членства в альянсе. Он переводит отношения Грузии и НАТО на новый уровень и содержит ряд конкретных решений. Среди них — заявление о создании совместного учебно-тренировочного центра, открытие которого запланировано на конец этого года, а также формирование группы экспертов альянса на постоянной основе для содействия военным реформам в этой стране. С открытием центра НАТО в Грузии функции альянса в отношении проводимой им политики в этой стране существенно расширятся. Если ранее совместные учения вооруженных сил Грузии и НАТО в целом были направлены на подготовку к участию в миротворческих операциях, то открытие совместного центра предусматривает создание новых возможностей в области двустороннего сотрудничества, призванного, в первую очередь, усилить обороноспособность этой страны.  Более того, на Уэльском саммите Грузия вошла в число пяти государств (Австралия, Финляндия, Иордания и Швеция),  получивших «повышенный статус[9]» НАТО — самое высокое положение без фактического членства в Альянсе. Это подтверждает, во-первых, растущую поддержку Грузии со стороны НАТО, направленную на модернизацию системы безопасности этой страны, что является одним из ключевых требований НАТО на пути членства Тбилиси в Альянсе, и, во-вторых, серьезность намерений НАТО и США в отношении проводимой ими политики в Грузии.

 

Все это дает основания рассматривать Грузию как своего рода полигон,  имеющий «дорожную карту» по реализации политики США и НАТО,   призванной осуществлять всестороннюю подготовку фокусных постсоветских стран с проблемными территориями к их членству в Альянсе. Это также позволяет предположить, что США и ЕС будут держать Грузию, Украину и Молдову под пристальным вниманием и, в случае каких-либо действий со стороны России, направленных на подрыв их территориальной целостности, могут ответить на них крайне жестко.

 

События на Украине и их последствия в значительной степени определяют боевой настрой Вашингтона/ НАТО, а также европейской «семерки».  

Запад в контексте урегулирования нагорно-карабахского конфликта

Проблема урегулирования этнополитических конфликтов вышла на передний план внешнеполитической повестки дня Запада. Стало понятно, что только урегулирование этнотерриториальных конфликтов, являющихся камнем преткновения на пути дальнейшего продвижения политики Запада в постсоветских государствах с проблемными территориями, может обеспечить их стабильность и целостность, необходимых для расширения и укрепления стратегического партнерства с ними. А без наличия этого фактора высока вероятность нестабильности в регионе, что так тревожит Запад.

 

Действуя в рамках Трансатлантического партнерства, ЕС в своем стремлении распространить «зону своего влияния» на постсоветские страны, пытается обновить и усовершенствовать свой собственный европейский пакет для стран «Восточного партнерства», осознав недочеты своей «восточной политики». Для усиления своей роли в вопросе урегулирования затяжных конфликтов ЕС предусматривается  превращение реализации Соглашения об ассоциации в механизм, способный предоставить постсоветским государствам с территориальными проблемами возможность укрепить связи с сепаратистскими территориями и всячески способствовать активизации взаимных контактов.

 

Сегодня ЕС открыто демонстрирует намерение самостоятельно заняться урегулированием этнополитических конфликтов в странах с проблемными территориями в целом, и нагорно-карабахского конфликта, в частности, чтобы хоть как-то изменить ситуацию, связанную с сохраняющимся здесь десятилетиями статус-кво. Катализатором этого явились не только события на Украине, но и фактор непредсказуемости в контексте как ближневосточной проблематики в целом, так и с сирийским кризисом, в частности.

 

Проблема урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе постоянно находится и в поле зрения самого Вашингтона – одного из участников Минской группы ОБСЕ, помимо РФ и Франции, возглавляющей процесс мирного разрешения конфликта.

 

В рамках натовского саммита в Уэльсе в сентябре 2014 г. состоялась встреча госсекретаря США Джона Керри с президентами Армении и Азербайджана, что в очередной раз подтверждает заинтересованность Вашингтона в скором урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Не случайно, что еще в мае 2014 г. американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик заявил о наличии у Вашингтона собственного плана «элементов нагорно-карабахского урегулирования[10]». Таким образом, налицо стремление Вашингтона сдвинуть ситуацию с «мертвой точки», чтобы  занять особую роль в процессе его мирного урегулирования. В случае нахождения взаимоприемлемого компромисса, мирный процесс в Нагорном Карабахе может получить дополнительные импульсы.

 

А пока декларация, принятая в сентябре 2014 г. по итогам саммита в Уэльсе, остается неизменной и подтверждает продолжающуюся  поддержку со стороны Запада  территориальной целостности стран Закавказья: «НАТО сохраняет обязательства по защите прав на территориальную целостность, независимость и суверенитет Армении, Азербайджана, Грузии и Молдовы[11]».

 

Таким образом, несмотря на всю привлекательность проекта по интеграции в ЕС и НАТО, позволяющего этим странам стать частью западного сообщества, в настоящее время Запад все еще не готов обеспечить их необходимыми  механизмами гарантирования безопасности. И, похоже, что постсоветские страны с проблемными территориями , не могут не осознавать этого. 

Россия и ее активы

Опыт второй половины XX века показал,  насколько создание в Европе всякого рода разделительных линий является нежелательно и даже опасно. Наблюдающееся сегодня резкое противостояние между Россией и Западом вынуждает Москву играть по тем же правилам, что и Запад, не предполагающим отказа как от новых разделительных линий, так и игры с нулевой суммой. Похоже, что в настоящее время Москва продолжит использование своих, все еще беспроигрышных активов в отношении этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве.

 

Ключевым активом российской политики на этом направлении стала перекройка территориальных границ — главный атрибут национальной политики СССР. После распада Советского Союза именно эта проблема явилась, с одной стороны, главной «головной болью» практически всех бывших советских республик, ставших независимыми государствами. Межреспубликанские административные границы в одночасье стали межгосударственными, что не могло не привести к серьёзным проблемам. Ярким примером такой политики в отношении той же Грузии — главной фокусной страны США на территории постсоветского пространства — стало, с одной стороны, территориальное размежевание с Азербайджаном и РСФСР, с другой — включение в её состав Абхазской и Аджарской автономных республик, а также Юго-Осетинской автономной области, сформированных по этническому и религиозному принципам. Пытаясь противостоять тому, что они расценивали как давление со стороны властей в Тбилиси (что имело место, в частности, в сталинский период), эти автономии всегда больше ориентировались на Москву, рассчитывая на мощную поддержку со стороны центральной власти. Все это осложнило проблему сохранения территориальной целостности Грузии, учитывая ее небольшие размеры и территориальное устройство — она включает более 25 этнографических и субэтнических групп[12], представляя, при всей условности аналогий, микромодель России. В настоящее время Тбилиси в полной мере осознает, что эту проблему в одиночку ему решить не удастся, и, главным образом, за счет неспособности обеспечить политическую стабильность и сплоченность нации.

 

Именно перекройка территориальных границ и стала главным рычагом российской политики в отношении постсоветских государств. Вот почему разрубить этот «гордиев узел» при урегулировании конфликтов на территории постсоветских государств без участия России не представляется возможным. Это «сводит на нет» все усилия США, НАТО и ЕС вместе взятые, направленные на тесную интеграцию постсоветских стран с проблемными территориями в евроатлантические структуры.

 

Тем не менее, главная проблема, стоящая на пути постсоветских стран, имеющих проблемные территории,  заключается в том, насколько эти страны будут готовы пожертвовать своей территориальной целостностью ради западных устремлений. В этом и заключается основной вопрос, решение которого может сильно изменить или, напротив, оставить неизменной конфигурацию всего постсоветского пространства.  

 

Таким образом, несмотря на прогрессирующее взаимное отчуждение, вызванное событиями на Украине, необходимость взаимодействия России с Западом в области урегулирования затяжных конфликтов на постсоветском пространстве возрастает, а единственный способ их решения – это сочетание западных и российских рычагов влияния, что диктуется самим временем, требующим использования более изощренных механизмов, а также отказа как от новых разделительных линий, так и игры с нулевой суммой.

 

 


[1] Ibidem

[2] Богатуров А.Д..  "Стратегия разравнивания" в международных отношениях и внешней политике США // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 2. С. 23

[4] Ibidem

[12] Топчишвили Р.А. Этнография/этнология Грузии: Краткий лекционный курс. Тбилиси: Универсал, 2006. С. 57.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju