Блог Назара Курбанова

Включение Туркменистана в систему международных транспортных коридоров на современном этапе

27 февраля 2024
Распечатать

Тема международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Туркменистана, актуальна по нескольким причинам. Во-первых, Туркменистан всегда стоял «особняком» на постсоветском пространстве, стараясь не участвовать в различных интеграционных инициативах. Во-вторых, в связи с ужесточением международной обстановки и укреплением сотрудничества между Ираном, КНР и Россией, Туркменистан географически располагается непосредственно на пересечении транспортных маршрутов. Состояние самой транспортной сферы Туркменистана также исследовано слабо, и существующие публикации концентрируются в основном вокруг трубопроводного и железнодорожного транспорта, поэтому бытует ошибочное мнение, что вся соответствующая инфраструктура устарела.

642283-3000x2007-desktop-hd-turkmenistan-background-image.jpg

Источник: The Sun

Транспортная система Туркменистана представлена железнодорожными, автомобильными, морскими, воздушными, трубопроводными, оптико-волоконными коммуникациями, а также линиями электропередач. Все эти системы неразрывно связаны с другими странами, расположенными на севере (прежде всего Россия, Казахстан, Узбекистан), юге (главным образом Иран, Афганистан и страны Ближнего Востока), западе (Азербайджан, Грузия, Турция, страны Европейского Союза) и востоке (Китай).

Председатель Халк Маслахаты Туркменистана Гарбангулы Бердымухамедов на Третьем международном форуме «Один пояс, один путь», проходившем в Пекине в октябре 2023 г., четко обозначил цели развития транспортной инфраструктуры: «Туркменистан совместно с партнерами создает разветвленную сеть транспортной и логистической инфраструктуры комбинированного типа по линии Восток — Запад и Север — Юг». Линия «Север — Юг» — это запуск международного одноименного транспортного коридора между Россией, Ираном и Индией, где Туркменистан обладает стратегическим положением, имея границу с Казахстаном и Ираном, но не являясь членом БРИКС (как в случае Ирана) или ЕАЭС (Казахстана). Направление «Восток — Запад» же представляет собой целую группу проектов и транспортных маршрутов, призванных соединить Китай и страны Юго-Восточной Азии не только с Европой, но и с Турцией, а также со странами Ближнего Востока, в том числе через территорию Туркменистана.

Автомобильный транспорт

Туркменистан, располагая хорошей дорожной сетью общей протяженностью 24 тыс. км [1], активно модернизирует и обновляет ее во многом в соответствии с указанными проектами транспортных коридоров. Среди основных инфраструктурных объектов, которые будут построены на этих маршрутах в ближайшее время, следует в первую очередь выделить мост через залив Кара-Богаз-Гол, который должен быть сдан в эксплуатацию в июне 2024 г. Этот мост не только укрепит транспортные связи Туркменистана с Казахстаном, но и станет важным объектом всего коридора «Север — Юг». Отдельно необходимо заметить, что Казахстан также проводит модернизацию своих автодорог и приоритетное значение отдает прежде всего шоссе «Жанаозен — граница Туркменистана».

Во-вторых, это скоростная магистраль «Ашхабад — Туркменабат» длинною 600 км (на данный момент в эксплуатацию сдан участок Ашхабад — Теджен чуть более 200 км). Этот проект вписывается в стратегию «Возрождение Шелкового пути», которая, в свою очередь, сопряжена с китайской инициативой «Один пояс, один путь». Любопытно, что Китай вместе с железной дорогой старается также проложить аналогичную автомобильную магистраль через Кыргызстан и Узбекистан, и дорога «Ашхабад — Туркменабат» является составной частью этого мегапроекта по направлению «Восток — Запад» [2].

Большое внимание уделяется развитию инфраструктуры приграничного сотрудничества. Так, в августе 2023 г. президенты Узбекистана и Туркменистана обсудили скорейший запуск совместной туркмено-узбекской торговой зоны «Дашогуз — Шават», Казахстан к концу 2024 г. на границе с Туркменистаном планирует модернизировать пункт пропуска «Темир-Баба», Афганистан высказал желание открыть еще один пограничный переход с Туркменистаном в районе Бала Мургаб афганской провинции Бадгис, а Иран заинтересован в открытии пограничного перехода между провинцией Северный Хорасан и Туркменистаном.

Таким образом, Туркменистан и соседние страны в рамках международных транспортных коридоров активно модернизируют автодорожную инфраструктуру, причем отдельно — приграничные пункты и дороги, что говорит о растущей экономической значимости автомобильных потоков, следующих через Туркменистан.

Морской транспорт

Туркменистан в сравнении с другими странами Каспийского моря обладает самым малочисленным танкерным флотом и слабо развитой портовой инфраструктурой. На территории страны помимо отдельных погрузочных и нефтеналивных терминалов находятся порт Хазар, а также международный морской порт Туркменбаши — важнейший транспортный узел для всей Центральной Азии, куда сходятся множество автомобильных, железных дорог, а также трубопроводов [1]. В свою очередь, этот маршрут является составной частью как минимум трех международных коридоров: «Север — Юг», TRASECA (Transport Corridor Europe Caucuses Asia), продвигаемый ЕС, и «Экономический пояс Шелкового пути» (составная часть инициативы «Один пояс, один путь»).

Развитие транскаспийского маршрута и соответствующей портовой инфраструктуры долгое время сдерживалось отсутствием Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Однако с подписанием этого основополагающего документа в 2018 г. все страны Каспийского моря (в том числе и Туркменистан) резко интенсифицировали переговоры об организации морского (паромного) сообщения. Так, в 2020 г. оно было установлено между Россией и Ираном, между Казахстаном (порт Курык) и Ираном (Амирабад и Энзели), а также были увеличены перевозки по уже существующим переправам Баку (Азербайджан) — Туркменбаши, Баку — Курык, Баку — Актау (Казахстан), Актау — Махачкала (Россия) и т.д. Тем не менее дальнейшее развитие паромного сообщения сдерживается прежде всего разбалансированностью инфраструктуры стран Каспийского между собой, а также в целом между западным и восточным берегами этого водоема, так как западный берег с точки зрения транспорта исторически развит гораздо сильнее, чем восточный, что во многом замыкает ключевые транспортные потоки на Баку — крупнейшем порте региона. Так, через Туркменбаши (в самом городе находится нефтеперерабатывающий завод) Туркменистан поставляет нефть на трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан (в 2018 г. по этому маршруту было экспортировано 4,2 млн тонн туркменской нефти, а на 25 октября 2023 г. — 3,82 млн тонн).

Тем не менее морское сообщение из порта Туркменбаши реализуется не только в направлении «Восток — Запад» через Баку, но и в направлении «Север — Юг» в Махачкалу (туда экспортируется туркменская нефть, которая затем поступает в нефтепровод до Новороссийска), Астрахань, казахстанский Актау, а также в Иран (в эту страну также поставляется туркменская нефть, которая затем поступает по трубопроводам на нефтеперерабатывающие заводы в Тебризе и Тегеране). Налаживается сообщение с еще одним российским портом Оля. Кроме того, Россия и Узбекистан достигли соглашения об организации грузовых перевозок через Каспийское море также с использованием порта Туркменбаши.

Что же касается развития самого танкерного флота, то туркменская сторона активно размещает заказы на строительство судов не только на национальных верфях, но и в России.

Таким образом, морской транспорт и портовая инфраструктура в Туркменистане превращается в один из важнейших инструментов для доступа на международные рынки, экспорта топливно-энергетических ресурсов, а также в целом эта транспортная сфера все сильнее интегрируется в международные транспортные потоки как по направлению «Восток — Запад», так и по маршруту «Север — Юг».

Воздушный транспорт

Несмотря на то, что система аэропортов (на территории страны находятся четыре аэропорта международного уровня — Ашхабад, Туркменбаши, Мары и Туркменабат) развита слабее в сравнении с другими видами транспорта, она ускоренно вовлекается в систему воздушных торговых путей, так как модернизируется летная инфраструктура: например, в 2018 г. был открыт международный аэропорт Туркменабат площадью 600 га, а в аэропорту Ашхабада был построен новый пассажирский терминал стоимостью 2,3 млрд долл. Туркменистан старается встроить воздушный транспорт в систему вышеозначенных транспортных коридоров. Так, в июле 2023 г. прямой грузовой авиамаршрут был открыт из китайского Шэньчжэня в Ашхабад, что вновь соответствует сопряжению туркменской программы «Возрождение Шелкового пути» с инициативой «Один пояс, один путь». Что же касается пассажирских рейсов, то помимо ключевых городов (Москва, Казань, Пекин, Стамбул) открылись рейсы в Куала-Лумпур (Малайзия), Джидду (Саудовская Аравия) и Хошимин (Вьетнам), в том числе стыковочные из Москвы через Ашхабад.

Самолеты туркменских авиалиний выполняют грузовые рейсы по коридору TRASECA из Азии через Туркменистан в Европу. Для этого Туркменистан в 2023 г. присоединился к базовому документу проекта — Основному многостороннему соглашению о международном транспорте по развитию коридора Европа — Кавказ — Азия, в связи с чем приобретаются европейские грузовые самолеты типа Airbus (ранее подобные перевозки выполнялись российскими Ил-76). Так, первый Airbus А330-200P2F национального перевозчика «Туркменских авиалиний» («Туркменховаеллары») выполнил первый полет из Вьетнама через территорию Туркменистана в Европу, причем с апреля 2023 г. планируется наладить грузовые рейсы во Вьетнам, Республику Корея, в Чехию и Германию с использованием в том числе европейских грузовых самолетов. Отдельно необходимо сказать, что выбор Туркменистана в пользу европейских грузовых самолетов продиктован не столько наложением санкций на российскую авиаотрасль, сколько отсутствием у России достаточного количества производственных мощностей для изготовления широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов гражданской авиации. Серьезной проблемой по-прежнему остается сервисное обслуживание российских самолетов, так как европейскую технику обслужить дешевле и проще в силу наличия необходимых деталей фактически в любой точке мира.

Таким образом, Туркменистан активно интегрируется в систему воздушных транспортных коридоров, особенно в направлении «Восток — Запад», что отражается не только на маршрутах, но и на авиапарке национального перевозчика.

ЛЭП и оптико-волоконные линии

Туркменистан активно модернизирует и развивает свою сеть линий электропередач, стремясь закончить возведение национального энергокольца, а также рассматривает предложения от зарубежных энергокомпаний по инвестициям. Так, российская корпорация «Силовые машины» намеревается модернизировать Марыйскую ГЭС и ТЭЦ в Туркменбаши. Электроэнергия же поставляется в северном и южном направлениях, что во многом соответствует коридору «Север — Юг». На северном направлении электричество импортирует Узбекистан, перенаправляя его в Таджикистан. Кроме того, обсуждается и организация поставок электроэнергии в Казахстан. На южном направлении осуществляются энергопоставки в Иран и далее — в Турцию. Так, для увеличения поставок в Турцию через территорию Ирана были сооружены новые линии электропередач «Мары — Сарагт (Туркменистан) — Мешхед (Иран)» и «Балканабад — Гонбад (Иран)» [3] (до этого существовала линия Балканабад — Алиабад (Иран)). Иран даже рассматривает Туркменистан как «ключ» к доступу на энергорынок стран ШОС.

Отдельно необходимо сказать о туркменских проектах в сфере линии электропередач в направлении «Восток — Запад», где ключевое значение имеет Афганистан, так как эта страна имеет дефицит электроэнергии и обладает стратегическим положением на пути к Пакистану, Индии и Китаю. Во-первых, для покрытия афганского энергодефицита Туркменистан осуществляется поставки по льготным ценам в северные районы Афганистана с использованием линий электропередач от 110 до 220 кВт. Так, функционируют линии Рабаткашан (Туркменистан) — Калайнау (Афганистан), введенная в эксплуатацию в 2018 г. и одна из новейших ЛЭП, Атамурат — Имамназар (Туркменистан) — Андхой (Афганистан), Серхетабат (бывшая Кушка, Туркменистан) — Герат (Афганистан). О выгодности такого сотрудничества свидетельствуют планы увеличения поставок электричества, так как планируется построить дополнительные ЛЭП (например, нитку Керки — Хамяп — Гаркын). Любопытно, что уже при режиме талибов* национальная энергетическая компания Афганистана Da Afghanistan Breshna Sherkat (DABS) заключила соглашение о поставках электроэнергии на 2023 г., что также говорит о многом.

Во-вторых, для выхода на новые рынки по направлению «Восток — Запад» через территорию Афганистана Туркменистан старается реализовать проект ЛЭП Туркменистан — Афганистан — Таджикистан и ЛЭП «ТАП» (Туркменистан — Афганистан — Пакистан) с возможностью экспорта электроэнергии в Индию. В настоящее время на фоне обсуждения строительства трансафганской железнодорожной магистрали из Туркменистана в Таджикистан и подписания в 2018 г. соглашения по ЛЭП «ТАП» между министерствами энергетики Туркменистана и Афганистана о поставках электроэнергии в Афганистан 600 МВт с дальнейшим увеличением объемов до 1000 МВт реализация данных проектов выглядит более чем вероятным. Об этом свидетельствует также тот факт, что для ЛЭП «ТАП» туркменская сторона уже согласовала прокладку линии «Марыйская ГЭС — город Герат», а в январе 2023 г. подписала соответствующее соглашение о сотрудничестве с турецкой компанией TAPP-500 Power Transmission Line FZE.

Развитие оптико-волоконных линий и включение их в систему международных транспортных коридоров также является одной из важных задач для Туркменистана. По состоянию на 25 сентября 2023 г. Туркменистан был подключен к восьми международным оптико-волоконным магистралям: Ашхабад — Гучан (Иран), Серхетабат — Герат (Афганистан), Керки — Акина (Афганистан), Туркменабат — Алат (Узбекистан), Гарабогаз — Кендерли (Казахстан) и Дашогуз — Гурлен (Узбекистан). Вместе с этим Туркменистан планирует проложить две оптико-волоконные линии до Ирана и Казахстана, что соответствует коридору «Север — Юг». Тем не менее общими проблемами для прокладки новых линий электропередач и оптико-волоконных сетей является нехватка финансирования, а для направления «Восток — Запад» существуют серьезные проблемы в привлечении иностранных инвесторов, так как коммуникации неизбежно будут пролегать через территорию Афганистана, нынешнее правительство которого не имеет международного признания.

Таким образом, в области экспорта электроэнергии и оптико-волоконных сетей Туркменистан также довольно серьезно интегрирован в региональную транспортную систему, причем в настоящее время растущее значение приобретает иранское (по коридору «Север — Юг») и афганское («Восток — Запад») направления, так как именно на эти страны распространяются большинство проектов Туркменистана, особенно в сфере экспорта электроэнергии.

***

Туркменистан обладает современной, разносторонней и диверсифицированной транспортной инфраструктурой, способной осуществлять перевозки фактически любого типа, и стремится стать важным транспортным узлом как на пути с Севера на Юг, так и с Востока на Запад. Страна весьма хорошо интегрирована в международную систему транспортных потоков не только с точки зрения трубопроводного или железнодорожного видов транспорта, которые активно мелькают в сводках СМИ, но и с точки зрения других видов транспорта. Несмотря на то, что автомобильный, воздушный, морской транспорт, линии электропередач и оптико-волоконные линии развиты слабее, чем железнодорожный и особенно трубопроводный виды транспорта, проводится их активная модернизация, и их значение в транспортной системе страны неуклонно повышается.

Заметен серьезный прогресс включения Туркменистана в систему инициативы «Один пояс, один путь» (коридор «Запад — Восток») и в чуть меньшей степени — международного транспортного коридора «Север — Юг». Тем не менее налаживанию работы соответствующих транспортных артерий через территорию Туркменистана препятствуют нехватка финансирования, а также необходимость создавать современную инфраструктуру «с нуля» — в случае с паромным сообщением вся транспортная инфраструктура Каспийского региона была исторически замкнута на Баку, а в случае авиасообщения маршруты из Европы в Азию и обратно через Туркменистана ранее вообще не прокладывались. Также серьезным ограничителем на пути включения Туркменистана в систему транспортных коридоров является непризнание мировым сообществом нынешнего правительства соседнего Афганистана.

* Организация признана террористической и запрещена территории РФ.

1. Покровская О. Д., Ёлдашов З. Н., Марченко М. А., Шевердова М. В. Транспортно-логистическая система Туркменистана // Известия Петербургского университета путей сообщения. — СПб.: ПГУПС, 2022. — Т. 19. — Вып. 2. — С. 311-312.

2. Ионова Е. Приоритеты внешней политики Ашхабада // Россия и новые государства Евразии. 2023. № I (LVIII). С. 74.

3. Алиев Р. А., Гулиев И. А. Энергопереход как фактор развития устойчивой энергетики стран Каспийского региона: Монография. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2022. С. 211.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся