Ислам и миграция

Без таджикских трудовых мигрантов нам уже никуда

21 сентября 2012
Распечатать

Стабильное количество таджикских трудовых мигрантов на Урале говорит о том, что они чувствуют здесь себя нормально, а также о том, что мы потихоньку восстановили докризисный уровень экономики, считает уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Об этом она сообщила на круглом столе «Обсуждение перспективы сотрудничества уполномоченного по правам человека Республики Таджикистан с государственными и негосударственными организациями Свердловской области по вопросам защиты прав трудовых мигрантов из Таджикистана», который состоялся на прошлой неделе в Департаменте по труду и занятости населения Свердловской области. Круглый стол был приурочен к приезду на Урал уполномоченного по правам человека республики Таджикистан Зарифа Ализода и советника по правам человека (МИД Швейцарии) Патриции Дворачек. Своими соображениями об уровне трудовой миграции из Таджикистана и связанных с этим проблемах с гостями поделились представители правозащитных неправительственных организаций, таджикских диаспор, государственных учреждений и организации РФ и РТ, работающих с трудовыми мигрантами, журналисты.

Разговор получился конструктивный и содержательный. Дело в том, что омбудсмен из Таджикистана Зариф Ализода вместе с советником по правам человека из Швейцарии Патрицией Дворачек уже успели встретиться с первыми лицами Свердловской области, изучить многолетний опыт работы свердловского омбудсмена Татьяны Мерзляковой, а также окунуться в насущные проблемы таджикской диаспоры, коих немало. Ведь более 90% трудовых мигрантов из Таджикистана ищут работу именно в РФ, в том числе, в Свердловской области.

Если говорить о конкретных цифрах, то их озвучил помощник руководителя Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области Дмитрий Распопов. Согласно данным УФМС региона, Средний Урал является одним из самых привлекательных регионов для таджикских трудовых мигрантов. В 2008 г. только через аэропорт «Кольцово» прибыло 51709 граждан Таджикистана, что составляло 49,1% от всех иностранцев, прибывших на Урал через эти «воздушные ворота». Потом наступил мировой финансово-экономический кризис, и количество таджикистанцев сократилось до 32784 чел. (42,3%). Но уже в 2011 г. был почти достигнут докризисный уровень (47232 чел. или 32,5% от всех иностранных граждан). Уже за шесть месяцев текущего года прибыло столько же таджикистанцев, сколько за весь прошедший год (47797 чел.). И хотя доля их уменьшилась в общем потоке до 39,7%, активный приезд иностранных граждан свидетельствует о высокой миграционной привлекательности региона.

Впрочем, на сегодняшний день таджикистанцы, которые были традиционными лидерами среди приезжающих на Урал иностранцев, уступили пальму первенства гражданам Узбекистана. По данным Дмитрия Распопова, в настоящее время на территории Уральского федерального округа находится чуть более 114 тыс граждан Узбекистана и чуть более 110 тыс граждан Таджикистана. Тем не менее, перевес этот незначительный. И таджикистанцы, имеющие в последние годы стабильную долю среди находящихся на Урале иностранцев, продолжают играть важную роль в экономике региона. Основная сфера занятости граждан Таджикистана: строительство – 35,7%, оптовая и розничная торговля – 20%, обрабатывающее производство – 18,7%, транспорт – 11%. У физических лиц осуществляющих трудовую деятельность по патенту работают 5892 таджикистанца или 37,8% (15 551) от общего количества иностранных граждан, работающих по патенту.

Многие таджикистанцы, приезжающие на Урал, стремятся остаться здесь и приобрести гражданство. До 2010 г. это явление носило массовый характер. Достаточно сказать, что с 2008 по 2010 г. количество граждан Таджикистана, принявших российское гражданство, увеличилось с 1302 до 4695 чел. Но после изменений в законодательстве, усложнивших процедуру получения гражданства, их количество резко сократилось - до 145 в 2011 г. Всего же, начиная с 2005 г., гражданство Российской Федерации в Свердловской области приняли 9 252 граждан, имевших в прошлом гражданство Таджикистана.

Что касается преступлений, совершаемых мигрантами из этой южной страны, то свежая статистика такова: в 2012 г. к административной ответственности привлечено 1809 граждан Таджикистана, в т.ч. за нарушение режима пребывания – 1393 чел., 402 чел. – за осуществление трудовой деятельности без разрешительных документов. В административном порядке выдворено с территории России 39 чел. Гражданами Таджикистана на территории Свердловской области совершено в этом году 137 преступлений (на 58,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года). А вот с преступлениями в отношении мигрантов произошел некоторый прирост – в этом году их зафиксировано 144, что на 3,8% больше, чем в прошлом.

Голые цифры статистики УФМС получили на круглом столе конкретное наполнение. В частности, и.о. начальника отделения отдела организации деятельности участковых уполномоченных ГУВД по Свердловской области Максим Симонов с удовлетворением констатировал, что наблюдается снижение преступлений, совершаемых иностранными гражданами, особенно убийств и тяжких преступлений. В общей статистике, преступления, совершаемые мигрантами, составляют всего 2.8%. И хотя их не так много, но благодаря освещению в СМИ, они вызывают широкий общественный резонанс, впрочем, не такой бурный, как раньше. Максим Симонов отметил, что по его ощущениям, уровень так называемого «бытового национализма» против таджиков существенно снизился по сравнению с прошлыми годами. Попросту говоря, местные жители к ним уже привыкли, да и правоохранительные органы ведут работу по предотвращению националистических проявлений.

Что же касается желания таджикских трудовых мигрантов закрепиться в России, интересную статистику на этот счет привела начальник управления ЗАГС Свердловской области Татьяна Кузнецова. Согласно имеющимся данным, количество браков между российскими гражданами и гражданами Республики Таджикистан, зарегистрированными на территории Свердловской области одно из самых высоких в сравнении другими брачующимися иностранцами. В 2009 г. было заключено 102 брака между таджикистанцами и россиянами, в 2010 г. – 67, в 2011 г. – 104. Опережают таджикистанцев только граждане Казахстана, а чуть отстают от таджикистанцев граждане Узбекистана, Украины и Кыргызстана. Однако с этими браками не все так гладко. Нередко встречаются случаи многоженства, когда одна жена здесь, другая – на родине. Российским и таджикским специалистам неоднократно приходилось сталкиваться с ситуациями, когда трудовые мигранты вывозили из России своих рожденных местными женщинами детей и отказывались их потом возвращать. Об этом сообщили Татьяна Мерзлякова и Зариф Ализода. Начальник управления ЗАГС Свердловской области добавила, что нередко граждане Таджикистана приносят поддельные справки о семейном положении, очевидно, оттого, что получение их официальным путем занимает 4-8 месяцев. Она попросила гостей содействовать ускорению получения необходимых мигрантам документов для совершения различных юридических актов, связанных с решением семейных вопросов.

Наиболее злободневной проблемой в сфере нарушения прав мигрантов является невыплата заработной платы. По словам начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан Прокуратуры Свердловской области Александра Гетманчука, правоохранительные органы внимательно следят за тем, чтобы в этой сфере сохранялся порядок. Конечно, существует довольно много ситуаций, когда недобросовестные работодатели пользуются правовой безграмотностью мигрантов и не заключают с ними трудовые договоры, а договариваются с бригадиром. В результате либо работодатель, либо собственный бригадир «кидают» доверчивых рабочих. Доказать факт трудовых отношений довольно сложно, хотя возможно, если найдутся свидетели. Но даже если это удастся сделать, чаще всего мигрантов обманывают фирмы-однодневки, не имеющие никакого имущества, которое можно было бы продать для возмещения долгов. Однако прокуратура и областная Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников нашли действенный способ борьбы с такими предпринимателями: их фамилии и данные берутся на контроль, и когда новая компания во главе с уже знакомым чиновником директором – неплательщиком пытается заявиться на квоту, этой фирме дают от ворот поворот. В то же время Татьяна Мерзлякова привела в пример несколько компаний, которые неукоснительно соблюдают требования трудового законодательства при найме на работу иностранцев. Свердловский омбудсмен отметила, что в последние годы их становится все больше.

Еще одной важной темой стали вопросы обучения мигрантов русскому языку. Как рассказала в своем докладе начальник отдела по вопросам содержания и экспертизы качества образования Управления образования г.Екатеринбург Татьяна Кудинова, вопросом обучения детей мигрантов русскому языку в городе занимаются с 2006 г. Тогда в школах уральской столицы училось 1600 детей, сегодня уже 1749. В основном это этнические узбеки и таджики. По данным Управления, 28% детей мигрантов недостаточно хорошо знают русский язык. Поэтому педагоги с ними занимаются дополнительно. На базе трех школ созданы опорные центры, которые тиражируют опыт Санкт-Петербургского преподавателя Ирины Павловны Лысаковой в изучении русского языка инофонами. Как отметила Татьяна Кудинова, помогает усвоению языка новый курс «Основы религиозной культуры и светской этики». Но основные проблемы, которые испытывают дети мигрантов, не связаны с русским языком. «Многие родители не имеют легального статуса, – говорит Татьяна Кудинова. – Юный иностранный гражданин имеет право на обучение в школе, если у его родителей есть РВП или вид на жительство. Если этого документа нет, то дети подлежат отчислению из школы. Но даже если с документами все в порядке из-за сезонной работы родителей дети часто меняют свое место жительства, от чего страдает образование. Кроме того, многие дети не имеют прививочных сертификатов, а графики прививок в России и ряде стран СНГ не совпадают». Школы с наибольшим количеством детей мигрантов сконцентрированы на периферии Екатеринбурга – это Железнодорожный, Чкаловский и Орджоникидзевский районы. Особенно много таких детей в 149, 147 и других школах. Каких-то серьезных конфликтов между школьниками разных национальностей не зафиксировано, наоборот, в школах, где довольно много детей-мигрантов, директора и педагоги проводят различные мероприятия, направленные на воспитание культуры толерантности.

Что же касается обучения взрослых мигрантов русскому языку в свете грядущих изменений в законодательстве, то в Свердловской области по примеру еще ряда регионов запускаются курсы «великого и могучего» для трудовых мигрантов. Как сообщил на круглом столе советник директора ГБУ СО «Единый миграционный центр» Сергей Кашицин, сейчас идет набор групп желающих пройти обучение, которое будут вести преподаватели Уральского государственного горного университета и Уральского федерального университета. Эти пилотные курсы ориентировочно запустятся в октябре 2012 г. и на них будет отработана необходимая модель обучения мигрантов русскому языку, ведь кому-то нужно дать основы языка, а кому-то помочь усовершенствовать и систематизировать имеющиеся знания.

Зариф Ализода поддержал многие инициативы, услышанные на круглом столе. Особенно касающиеся социокультурной интеграции таджикских мигрантов. «В середине 90-х годов из-за гражданской войны в Таджикистане уровень образованности населения был достаточно низкий. Люди уезжали на заработки в Россию, не зная русского языка, особенностей законодательства. Им приходилось сталкиваться с массой проблем. Поэтому сегодня перед таджикскими властями стоит задача адаптировать трудовых мигрантов к жизни в России. Сделать так, чтобы они понимали, что едут в чужую страну и, следовательно, должны знать русский язык и уважать традиции и обычаи русского народа, а также быть знакомы с особенностями российского законодательства», - рассказал таджикский омбудсмен. Кроме того, подводя итог увиденному и услышанному в Екатеринбурге, гость высоко оценил уровень взаимоотношений местного населения и приезжих: «Я побывал на стройках, на четвертой овощебазе, всюду люди довольны, они трудятся, получают зарплату». По его словам, мигранты рады тем условиям, в которых они пребывают на Среднем Урале: здесь нет ксенофобии и межнациональной вражды, с которыми приезжие зачастую сталкиваются в других регионах России – случаи расизма встречались единицам, и то на бытовой почве. Достигнутый уровень это результат большой совместной работы и российской, и таджикистанской стороны, при этом остаются нерешенными еще десятки проблем. Обратно в Таджикистан Зариф Ализода увезет множество записок и предложений по улучшению совместной работы, которые обещал решить в ближайшее время.

Алексей Старостин

Постоянный адрес материала: http://www.islamrf.ru/news/russia/events/23962/

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся