Непризнанные государства Донбасса как точки экономического роста?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Дискуссия о будущем самопровозглашенных республик Донбасса немного отошла на второй план в связи со сменой вектора внимания СМИ, однако не снята с повестки дня. Как и ранее, можно рассматривать три основанных варианта:
1. Вхождение в состав Российской Федерации. Маловероятный сценарий, реализация которого принесет очень значительные издержки в первую очередь для России.
2. Возвращение в состав Украины на условиях большей автономии. Долгосрочный и сложный для реализации сценарий, требующий усилий всех сторон.
3. Сохранение статус-кво в виде непризнанных самопровозглашенных государств. При всей шаткости такого положения, именно этот сценарий представляется наиболее близким к действительности на ближайшие несколько лет.
Приведу несколько тезисов, которые возникают по поводу развития третьего сценария. Данные тезисы призваны стать не констатацией факта и не результатом исследования, а лишь поводом для провокации дискуссии и проблематизации вопроса для дальнейшего исследования.
Феномен непризнанных государств был бы невозможен без существующей международной системы взаимозависимости, ООН и т.п. Появление непризнанных государств сегодня – это чаще всего результат конфликта, стремления территории к сецессии, а также влияния различных внешних и внутренних сил.
Непризнанная республика – это государство с очень слабой внешней легитимностью и достаточно сильной внутренней легитимностью. Внутриполитической легитимности непризнанных государств может позавидовать любое признанное. Так как в условиях постоянной угрозы возобновления вооруженного конфликта, сложных экономических и политических отношений с миром, чаще всего социальной неустроенности, население продолжает поддерживать свои элиты.
В силу относительности своего положения непризнанные государства, с одной стороны, уязвимы, а с другой – перед ними открывается ряд дополнительных возможностей, в первую очередь экономического характера. Этому способствует сразу несколько факторов:
· Моментально формирующаяся альтернативная серая зона экономики, которая фактически может создавать большую часть ВВП непризнанного государства.
· Очень высокий уровень интеграции населения и элит, так как они вместе пережили тяжелый этап вооруженного конфликта, вместе боролись за свою независимость.
· Плотные социальные связи военных и полевых командиров.
Неоднозначные институты, серые зоны, связи на доверии – все это создает опасную и рискованную, но вместе с тем благодатную почву для разного рода серых экономических проектов. Станет ли такая почва удачной для развития оффшоров?[1] Для оффшоров важна стабильная система доверия, неразглашение информации и т.п., чего в целом можно добиться на маленькой территории с компактным населением.
Почему Донбасс скорее движется в сторону непризнанного статуса, нежели в сторону воссоединения с Украиной? – Потому что на Донбассе впервые за более чем 100 лет люди осознали свою идентичность, которая отличается от украинской. Экономически это старопромышленный регион, который требует модернизации и перестройки производства. После периода вооруженных действий, в результате оттока населения, ресурсов для развития крайне мало – нужны внешние инвестиции.
Сможет ли экономика республик Донбасса использовать оффшоры для привлечения средств и направить их на модернизацию? Смогут ли непризнанные республики Донбасса стать такими точками экономического роста? Эти вопросы могли бы стать поводом для основательного исследования с привлечением примеров и анализа опыта такого рода других непризнанных государств.
[1] Данная идея была озвучена моим научным руководителем Профессором А.С. Кузьминым еще применительно к ситуации Абхазии и Южной Осетии.