Блог Марины Бакановой

Социо-психологические причины «исламской» радикализации женщин. Пути решения проблемы

14 ноября 2022
Распечатать

По последним данным подозреваемая в совершении теракта, в котором пострадало несколько десятков человек, в Турции – женщина. Что же толкает «продолжательниц жизни и рода» на совершение совершенно противоположных действий и чем это грозит миру?

maria-teneva-2Wa88Py0h0A-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Последние 60 лет современный мир существует в рамках постоянно усиливающихся процессов глобализации, унификации, разрушения традиционных укладов общества и религии, а также – в условиях глобальных войн и игр, которые нередко скрываются под видом «религиозной борьбы за чистоту веры». Актуальность тематики связана также с усилившимися процессами миграции (в том числе вынужденной), волнами экстремизма и социального насилия (особенно после событий Арабской весны), терроризмом и радикальным протестом. [1]

Мы можем рассматривать радикализм как процесс крайней, бескомпромиссной приверженности определенным взглядам или концепциям. Однако, в рамках данной статьи актуальнее будет определение именно «исламского радикализма» или «радикальной исламизации женщин», что предполагает в оригинале «приверженность истинному, чистому пути ислама без компромиссов», которое тем не менее оказывается зачастую фальшью и прикрытием актуальных геополитических войн и терроризма.

Часть политологов считает, что исламский радикализм возник после окончания Первой Мировой войны и изначально был связан с процессами национально-освободительных движений в ряде мусульманских стран. [2] Отделился от них позднее в связи с тем, что формирующиеся независимые страны не удовлетворяли его требованиям о конструкте государства. Однако, таких примеров довольно мало, большая часть радикального исламизма была создана искусственно как раз для решения глобальных геополитических проблем. Актуальные примеры тому: Аль-Каида, Талибан, Джамаат Шариат, Имарат Кавказ, ИГИЛ и другие (запрещены в России). Стоит отметить, что на начальных стадиях развития исламского радикализма (практически до середины 90-х) не было активного привлечения женской части общества. Вероятно это было связано с тем, что радикальный ислам в подавляющем своем большинстве развивался на мусульманских территориях, где женщина традиционно воспринималась как хранительница очага и любое ее участие в политической жизни (в том числе и в радикальных движениях) общество воспринимало в негативном ключе. Позднее, с массовой гибелью мужчин и с переносом радикализма в более либеральные по отношению к женщинам страны, активизировался процесс привлечения женщин в радикальные исламистские организации, чаще всего – в качестве террористок-смертниц, военных жен боевиков или надзирательниц. Женщины были удобны для использования в том плане, что обладали чаще всего более слабыми личностными психологическими характеристиками (их легче было «сломать») и вызывали у властей меньше подозрения, что было оптимально для проникновения в места совершения терактов.

Необходимо также отметить, что женскому терроризму безусловно уделялось мало внимания, в том числе и в академической науке. Между тем, игнорирование роли женщин приводит к тактическим и стратегическим ошибкам в борьбе с радикализмом. По данным европейских источников, в современном мире в разных радикальных организациях от 10 до 25% составляют женщины, гораздо более эффективные в разведывательной деятельности, в воспитании новых поколений боевиков, как участницы терактов. [3]

Несмотря на то, что факторы макроуровня безусловно оказывают влияние на формирование радикального пула, для женщин более характерным признается следование индивидуальным (личностно-психологическим) характеристикам.

1. Женщины – как маргинализированное меньшинство. Во многих регионах, где зародился женский радикальный исламизм, они представляли собой максимально «униженную» группу населения, которая традиционно не имела никаких прав. В данном случае, женщины участвовали в радикальном движении как «ведомые» - под руководством главы семьи или как «протестующие» - в протест семейному насилию с желанием отомстить.

2. Гендерная дискриминация и неравенство

3. Недостаток экономической свободы и возможностей

4. Религиозная нетерпимость общества к элементам ислама (особенно – в светских регионах к женской исламской одежде) – в качестве протеста против постоянных «нападок» общества и чувства собственной незащищенности.

5. Существование сетей по вербовке, которые нередко осуществляют ее по отношению к молодым девушкам в рамках «сватовства» или «идеального общества».

6. Личные или семейные связи с радикалами, действия в рамках «помочь родственнику» без особой идеологии.

7. Общее недовольство жизнью, низкий уровень жизни, отсутствие перспектив.

8. Перенесенная психологическая травма, в рамках данной концепции осуществлялась вербовка женщин, имеющих внебрачные половые отношения, которым предлагалось «искупить свой грех» путем осуществления террористического акта.

9. Кризисные периоды жизни (подростковый, развод, потеря работы и др.), психологическая склонность к авантюрам, приключениям, бунту против консервативного общества.

10. Прямое принуждение со стороны радикалов: изнасилования, угрозы (личные и семейные), использование специфических лекарственных и наркотических препаратов, шантаж и др. Особенно эффективно для женщин слабых психологических типов.

11. Нельзя исключить и того, что небольшая часть женщин шла в радикальные движения ради собственной карьеры, продвижения по социальной лестнице, ввиду личных психологических особенностей или психиатрических диагнозов (склонность к агрессии, насилию и др.), которые не могли быть реализованы иными путями.

Безусловно, этот список не является исчерпывающим, более того, у части женщины могли наблюдаться абсолютно личные причины для радикализации. Равно как и совпадение даже нескольких факторов у конкретной личности не делает ее склонной к радикализации. Поскольку для реализации сценария было необходимо сочетание предпосылок, личностных особенностей, места, времени и других внутренних и внешних причин.

Несмотря на то, что изначально местами радикализации признавались мечети, что нередко вело к их закрытиям, повышенным проверкам или к запретам открывать новые, согласно современным исследованиям большинство завербованных женщин получали информацию в социальных сетях или различных сайтах интернета. [4] В мае 2019 года правительство Новой Зеландии выступило с Крайстчерчским призывом к активным действиям по искоренению террористического и насильственного экстремистского контента в Интернете (Christchurch Call). Несмотря на то, что Россия не присоединилась к нему, а также разницу в подходах, можно проследить общие точки, где российские и западные интересы пересекаются. Это: усиление контроля за информационными потоками в Интернете и вовлечение различных стейкхолдеров в процесс решения проблемы. [5]. Несмотря на перекрест интересов, события начала 2022 года подтвердили экстремистскую направленность некоторых социальных сетей, которые впоследствии были запрещены на территории РФ.

Хотя в настоящее время наблюдается снижение числа членов террористических групп (подсчет затруднен в том числе и ввиду существования так называемых «спящих ячеек»), по некоторым данным – число завербованных женщин растет. Это связано в первую очередь с развернутым движением ИГИЛ (запрещено в России), которое активно использует интернет-вербовку именно женщин, проживающих в странах Запада и России. Соответственно – требуется детальная проработка программы противостояния вербовке и дерадикализации женщин, которые уже попали в систему террора.

Несмотря на то, что все вышеизложенные проблемы и причины радикализации женщин должны найти свое решение, самой основной остается проблема создания равных условий существования женщинам и мужчинам и решение проблемы дискриминации. Поскольку именно женщины, ощущающие себя «ненужными» или «стоящими на обочине жизни» становятся крайне уязвимыми перед пропагандистами терроризма. Самую главную роль в этом процессе может сослужить равный доступ женщин и мужчин к образованию и трудоустройству, сведение «стеклянного потолка», который свойственен даже развитым странам, устранение дискриминации женщин по религиозному признаку и внешнему виду. Также необходимо налаживание системы контроля за информацией, распространяемой в интернете, социальными сетям и мессенджерами. Дерадикализация женщин безусловно должна вестись не только путем наказания или лишения свободы, но и с помощью специалистов психологов, психотерапевтов, медицинских антропологов и даже – религиозными лидерами, которые помогут женщине стабилизировать психическое состояние и вывести ее из замкнутого круга несбывшихся надежд. Кроме того, необходимо вернуть женщине чувство личной ответственности и собственной значимости, и найти новую профессию или хобби, и в целом – вернуть в социум.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Проблема радикализации женщин стоит весьма остро в современном мире, хотя – зачастую замалчивается и не исследуется должным образом

2. Изначально – привлечение женщин к террористической деятельности было минимальным, но в настоящее время идет весьма активно, особенно в странах Запада и России.

3. Несмотря на множество социо-психологических факторов, которые способствуют радикализации женщин, на первом месте безусловно остается гендерное неравенство и дискриминация.

4. Радикализация и втягивание женщин в террористические организации в настоящее время ведется путем интернет-вербовки

5. Дерадикализация женщин должна вестись не только путем наказания, но и с помощью специалистов высокого профиля, кроме того – необходима активная борьба с гендерным неравенством.

Библиография.

1. Гусейнов А.Ш. Психологический анализ условий радикализации деструктивных форм протестной активности личности. Казань. Казанский Педагогический журнал. 2015. №6. С. 124-129

2. Добаев И.П. Истоки терроризма на ближнем и среднем востоке и факторы, определяющие его современную активизацию. ЮФУ. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 2. С.86-91

3. Wickham B.M., Capezza N.M., Stephenson V.L. Misperceptions and motivations of the female terrorist: A Psychological Perspective Journal of Aggression, Maltreatment and Trauma. 2020. Vol. 29. № 8. P. 953-968

4. Wijnand A. P. Van Tilburg, Going to political extremes in response to boredom. European Journal of Social Psychology. 2016 Volume 46. Issue 6. P. 661-791

5. Толстухина А.Ю. Борьба глобальных технологических компаний с террористическим контентом в Интернете. РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/borba-globalnykh-tekhnologicheskikh-kompaniy-s-terroristicheskim-kontentom-v-internete/? (дата обращения 17 июня 2022)

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся