Блог Марины Бакановой

ШОС — 2022, как синдром отмены метамодерна

20 сентября 2022
Распечатать

Развитие технологий и социального устройства общества на переломе 80–90-х годов прошлого века вызвало развитие концепции метамодерна, как определенного философского осмысления происходящих в обществе перемен. Несмотря на то, что само понятие метамодернизма в настоящее время является дискуссионным, оно имеет под собой довольно прочное основание, заключающееся в особой политической, экономической и культурной составляющей указанного времени. Стоит отметить, что фактически современный метамодерн — это продукт таких явлений как: однополярный мир, глобализация, активизация терроризма (как стихийного, так и управляемого), «китайского рывка», рост IT-технологий, изменение отношения общества к расам и гендерам и прочих процессов, которые и усиливали его развитие. Согласно О. Митрошенкову, можно выделить 4 составляющие концепции метамодерна:

баканова.jpg

Источник: ТАСС

1. Виртуализация пространства социальных взаимодействий (замещение реального мира виртуальным с возможностями манипуляций массовым сознанием)

2. Создание привлекающих социальные взаимодействия технообразов, создаваемых в сетевом пространстве одними и изменяемых другими (объект «коллективного разума», живущий независимо от автора)

3. «Глокализация» сообществ в контексте глобализации.

4. Транссентиментализм — возвращение к очевидным ценностям

Также он выделяет «феномен массового человека» — массовый человек скользит по поверхности, принимая за истину и открытие первую же родившуюся мысль, при этом у него лицемерие превалирует над искренностью, а свобода над ответственностью. К тому же, метамодерну считают присущими такие черты, как колебания и неопределенность и, возможно, отсутствие здравого смысла.

В политическом смысле считается, что метамодерну присущи такие политические качества, как: политическое влияние (вместо насилия), кооперативное управление (на основе сотрудничества), горизонтализация связей, деидеологизация политики, десакрализация и демифологизация абсолютной власти с неким вариантом конструирования альтернативной политической реальности.

Однако стоит отметить, что многие из задумок метамодерна оказываются лишь декларируемым фоном. Так, плюрализм мнений оставался таким только в рамках однополярного мира и «единого силового» мнения, равно как и равенство культур, религий, свободы самовыражения. Условная свобода допускалась только в строго ограниченных рамках. Выход за эти рамки или нежелание в них входить карались немедленно и весьма строго, а условный авторитаризм — жестко ликвидировался без учета мнения большинства населения стран. Т.е. фактически, метамодернизм, который декларировался на Западе (хотя и был чисто декларативным явлением), насаждался в остальных странах силовым путем (хотя и здесь должен был приводить независимые страны к политической, экономической и культурной покорности). Можно сказать, что неплохая по сути философская система стала кульминационным проектом и оправданием действий глобального Запада в третьих странах, системой навязывания «новых ценностей» народам и, фактически, несла с собой идею новой колониальной политики и обеспечения меньшинства за счет большинства.

Очередное накаливание ситуации случилось в период пандемии COVID-19. Международные органы контроля оказались неэффективными как в плане превентивных действий, так и в плане установления происхождения вируса и его быстрой атаки, полностью дискредитировав себя и поставив вопрос о политизированности международных организаций. Кроме того, пандемия резко затормозила процесс глобализации и поставила его под вопрос – а так ли она нужна в принципе? Развивающиеся страны в полной мере ощутили себя колониями, которые для выкачивания ресурсов, но при глобальной катастрофе им стали помогать в последнюю очередь и по остаточному принципу: как в плане поставки медикаментов и оборудования, так и в плане снабжения вакцинами. Кроме того, вынужденные карантины доказали, что человеку реальная среда не менее важна, чем виртуальная, и заменить одно другим в настоящее время невозможно, активные ограничения жизненного пространства в рамках квартиры крайне негативно сказывались на психологическом состоянии людей, которые все больше начинали склоняться не к виртуалу, а к анархии и свободе личности.

Таким образом, концепция метамодернизма была активно подорвана уже к 2020–2021 гг.

Однако ситуация 2022 года и начало СВО Россией выявили неспособность глобального Запада к работе в рамках метамодерна. Тот легкий его налет, который еще оставался и периодически демонстрировался публике, слетел и прикрыть «обнажившиеся язвы» стало нечем. Виртуальная среда стала источником создания фейковых реальностей и новостей, активно подчиняя слабые сознания и агрессивно влияя даже на сильные личности, глокализация распалась, повинуясь подъему железных занавесов, в политику глобального Запада вернулись авторитаризм, насилие, властные жесткие вертикали и навязывание идеологий и схем. Большая западная политика стала развиваться в жестких бело-черных рамках: или как мы, или ни как. Более того, на практике оказалось, что все международные неполитические организации сильно политизированы, и также стали выражением бело-черной политики глобального Запада.

Таким образом, можно сказать, что в этом году философия метамодернизма потерпела полное поражение, ввиду того, что использовалась как ширма для «мягкого политического влияния» и «несилового приручения» развивающихся стран, своеобразной «игры в идеалы». Реальная западная политика в ее рамки не укладывалась.

При этом, последний гвоздь в метамодернизм вбил Саммит ШОС в Узбекистане (сентябрь 2022 г.), чем фактически открыл новую эпоху в политике, экономике, культуре и философии. Поскольку метамодернизм выражал концепцию однополярного мнения и принудительного привода всех стран к этому знаменателю, хотят они того или нет, современные концепции ШОС предусматривают существование мира многополярного с учетом мирового многообразия.

Так Си Цзиньпин заявил, что «В настоящее время налицо стремительная трансформация, невиданные за столетия мировые перемены. Разворачивается новый виток глобальных преобразований». Президент РФ В. Путин высказывается в этом же ключе: «В мировой политике и экономике наметились фундаментальные трансформации, и они носят необратимый характер. Все более отчетливо проявляется возрастающая роль новых центров силы, взаимодействующих между собой не на основе неких навязываемых извне правил, которых никто не видел, а на общепризнанных принципах верховенства международного права и устава ООН, обеспечения равной и неделимой безопасности, уважения, суверенитета, национальных ценностей и интересов друг друга». Впрочем, мнения остальных участников Саммита были в рамках этого же направления.

Более того, намного ощутимей стал процесс негласного объединения глобального не-Запада, с учетом вхождения Ирана в ШОС и большого количества стран, которые пожелали присоединиться в разных вариантах формата. В рамках подобного поступательного движения ШОС становится способной стать организующей силой для всего материка, при этом, с подключением БРИКС, а особенно БРИКС+ — данная сила вполне может заместить слабовменяемый и стремящийся к распаду в настоящий момент ООН. Собственно говоря, развитие ШОС и БРИКС концептуально меняют не только политическую, экономическую и культурную систему, в том числе и ценностей, но и фактически способствуют развитию новой философской системы межнациональных и внутринациональных отношений и развития общества, которая придет на смену свернутого метамодернизма. Потенциально более справедливая относительно разных наций и государств, с уклоном в многополярный и многообразный мир, установлением демократической власти с учетом мнения меньшинств, с отсутствием противоречий между виртуальным и реальными миром и набором традиционных и естественных ценностей.

Поделиться статьей
Теги
БРИКС, ООН, ШОС

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся