Блог Марины Бакановой

Рохинджа — потенциальный народ-мигрант для Дальнего Востока

11 августа 2022
Распечатать

Рохинджа — это традиционные мусульмане Мьянмы (в недавнем прошлом Бирмы). Однако, при этом они не имеют гражданства и правительством Мьянмы воспринимаются как бангладешские беженцы.

rohingya_rafts_rf2135683.jpg

Источник: news.un.org

Впервые термин «рохинджа» (rohingya) появляется в работе Френсиса Бьюкенен-Гамильтона и именно в качестве наименования специфического языка, который оказался родственным языкам Бенгалии. С 1990 г этот термин становится популярным на Западе в качестве объединяющего всех мусульман Мьянмы. Самоназванием он не является

Аракан (часть Мьянмы, где проживают рохинджа) с 1824 г на длительное время переходит под контроль английской короны. Стоит отметить, что многие буддисты — также коренное население Аракана (которые проникли на территорию современной Мьянмы даже раньше бирманцев) — отказывались сотрудничать с английскими властями. Именно поэтому — последние были вынуждены «завозить» рабочую силу из ближайшей Бенгалии. Именно эти бенгальцы-мусульмане, вынужденно поселенные в стране в 18-20 вв в большинстве своем имеют право именоваться рохинджа. Их число серьезно увеличивалось еще дважды — в 1948г — во время обретения страной независимости и в 1971г — во время отделения Бангладеш от Пакистана. Т.е. во время геополитических катаклизмов.

В период британского господства (1824-1948 гг.) эта территория (как и Мьянма в целом) являлась частью Британской Индии, поэтому миграция рабочей силы из собственно Индии (в основном с территории современного Бангладеш и индийской Бенгалии) считалась внутренней миграцией. Такого рода переселение негативно воспринималось другими жителями Аракана. В результате после обретения Бирмой (с 1989 г. — Мьянма) независимости в 1948 г. миграция стала считаться незаконной, переселенцам стали отказывать в предоставлении гражданства. Акт о гражданстве Бирманского Союза определил список этносов, которые могли претендовать на бирманское гражданство, рохинджа туда включены не были, этнически они считались бенгальцами — основным населением соседнего Восточного Пакистана. В определенной степени в проблемах современных рохинджа виноват и отец-основатель Пакистана Мухаммад Али Джинна, который при разделе стран не стал заниматься этой проблемой.

В этом смысле можно согласиться с мнением, что конфликт «Мьянма vs рохинджа» является еще одной бомбой замедленного действия, которую англичане оставили в регионе, когда произвольно нарезали границы без учета этнорелигиозных последствий и затем, когда распускали свою империю или, возможно, намеренно заложенной на будущее проблемой.

Но не все так однозначно. В период между 1948 и 1962 гг. семьи, которые проживали на территории Аракана (Ракхайна) по меньшей мере в двух предыдущих поколениях, имели право получить удостоверение личности, то есть по сути легализоваться в Бирме. Первый президент Бирмы Сао Ша Тхейк (1948-1952) в 1959 г. высказался так: «Мусульмане Аракана бесспорно принадлежат к исконным народностям Бирмы». В это время некоторые рохинджа даже были в числе парламентариев. Ситуация для рохинджа радикально изменилась в 1962 г., после военного переворота генерала Не Вина. Рохинджа с тех пор стали выдавать удостоверения иностранцев, что существенно осложняло для них возможность получить работу и образование.

В 1982 г. в Бирме был принят новый закон о гражданстве, окончательно оставивший рохинджа в статусе не имеющих гражданства. Даже для того, чтобы стать «натурализованными» бирманцами (первая ступень гражданства), они должны были доказать, что их предки до 1948 г. жили на территории Бирмы и свободно владеть одним из бирманских языков. Для большинства рохинджа это являлось непосильной задачей. В результате в 70-80-х гг., нарастает поток миграции (бегства) рохинджа на территорию Бангладеш, обретение ей независимости в 1971 г. способствовало этому процессу.

Дискриминация между тем нарастала. Так, в 1994 г. Мьянма прекратила выдавать свидетельства о рождении детям рохинджа. Что происходило в последние годы правления военной хунты - почти не известно, страна была практически закрытой для внешнего мира. А об «этнических чистках» на территории Бирмы политические деятели Запада и мировые СМИ начали говорить с 2012 г., параллельно процессу демократизации политического строя Мьянмы и по мере постепенного открытия страны для внешнего мира.

«Это конфликт, который, к сожалению, очень сложно, практически невозможно решить». С этими словами Д. Мосякова приходится согласиться на данном этапе развития событий. Перспективы радикальных перемен не просматриваются, даже учитывая некую умозрительную возможность имплементации соглашения между Мьянмой и Бангладеш о постепенном возвращении беженцев на территорию Мьянмы и гарантиях их безопасности. В этом столкновении с одной стороны мы видим естественную миграцию бенгальцев, которые уходят из перенаселённого Бангладеш в поисках свободных земель, а с другой - восприятие бирманцами Ракхайна как своей исторической территории, ни пяди которой они не намерены отдавать чужакам. Это же вписывается и в концепцию Мьянмы, как страны «военнизированного буддизма» и в целом — довольно слабого, бедного государства.

Ясно, что значительная часть бежавших в Бангладеш не захочет возвращаться в Мьянму и останется надолго в лагерях, лишенных мало-мальски приемлемых бытовых санитарных условий, что многократно умножает риски наводнений, оползней, эпидемий (особенно холеры и брюшного тифа). Это ставит на повестку дня, по мнению многих экспертов, необходимость оказания Бангладеш целевой финансовой и организационной помощи со стороны международных организаций

Россия оказывает гуманитарную помощь беженцам, нашедшим временное пристанище на территории Бангладеш. В частности, финансовая поддержка мусульман рохинджа осуществляется по линии Фонда имени Ахмата Кадырова. Существуют турецкие программы поддержки по линии партии Эрдогана. В доковидный период даже пакистанское правительство Имрана Хана занималось данной проблемой.

Перенаселенный Бангладеш принимать обратно своих переселенцев (вывезенных еще британцами) и новых беженцев 20в не хочет. Может быть, конечно, и хочет, но совершенно точно не может. Страна перенаселена. С территорией примерно равной российской Мурманской области он обладает населением, превышающем население России. Соответственно — ресурсов и даже просто площади для проживания не хватает.

В соседних государствах, которые рохинджа пытаются достичь вплавь на утлых лодках, часто без запасов еды и воды (Индия, Таиланд, Индонезия и прочие) тоже не существует программ по защите рохинджа. Зачастую их просто не пропускают пограничники, заставляя разворачивать лодки обратно.

На самом же деле при взаимной заинтересованности проблему рохинджа решить очень просто. Есть как минимум три страны, которые испытывают недостаток населения. В России слабо заселены Сибирь и Дальний Восток, в Канаде — север и восток, в Австралии — Северные территории. Любая из этих стран может вывезти к себе и признать гражданами страны рохинджа, причем потенциально — устроить для них именно изолированные сельские поселения и проводить постепенные программы адаптации. При этом убыль рохинджа не особо будет замечена в Мьянме и Бангладеш, поскольку их численность в настоящее время около 1,5–2 млн человек, при том, что просто численность населения в Мьянме 53 млн, а в Бангладеш 170 млн. человек. При этом — в России в ДФО численность населения составляет около 8 млн человек и переселение даже частичное рохинджа в данный регион даст значительное ее повышение, причем не только одномоментно, но и в перспективе.

Потенциально в ДФО могут принять переселенцев такие субъекты как: Сахалинская область и Курильские острова, Еврейская автономная область, Приморский и Хабаровский край, Амурский край, Забайкальский край и Бурятия.

Преимущества от переселения рохинджа:

1. Высокий демографический рост

2. Разработка сельских поселений и территорий и минеральных ресурсов

3. Подъем с/х и промышленности как в рамках округа, так и в целом по России

Возможности по переселению:

1. Сходный генофонд (индоевропейское и частично азиатское происхождение нации)

2. Хорошие дипломатические отношения РФ с Мьянмой и Бангладеш

3. Традиционное хозяйство в основе жизни нации и возможность его ведения на территории ДФО с постепенным переходом к высокотехнологичному труду

4. Климатические условия (юг и юго-восток)

5. Богатство природными ресурсами, развитие с/х сектора

6. Противостояние излишней миграции из Китая. Владимир Путин по поводу китайской миграции заявил, что: «Если в ближайшем будущем мы не предпримем практические шаги для развития Дальнего Востока, в течение нескольких десятилетий российское население будет говорить на китайском, японском, и корейском».

7. Программа «Дальневосточный гектар» может быть легко адаптирована под рохинджа.

Условия, способствующие миграции и адаптации:

Расселение в с/х местности в рамках коллективных хозяйств (для адаптации к работе и жизни в условиях другого климата), возможно переселение «целыми деревнями» с уже сложившимися отношениями и связями.

Радиально расположенные деревни с единым культурным центром, в котором будут работать изначально назначенные управленцы и другие специалисты, способствующие адаптации рохинджа.

Устройство на работу российской молодежи: выпускники с/х, педагогических и медицинских вузов и колледжей.

Активная адаптация рохинджа к русскому языку (школы, в том числе — вечерние для взрослых) и российской действительности, льготные условия обучения в вузах при условии возвращения на работу в свои деревни.

Адаптация программы по переселению старообрядцев к рохинджа.

Негативные факторы, конечно, также присутствуют, но они вполне могут быть скорректированы специально разработанными адаптационными программами.

Таким образом, рохинджа можно рассматривать как потенциальный народ-мигрант на слабозаселенные территории ДФО, который способен активно помочь развитию региона и улучшению демографии как в настоящее время, так и потенциально.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся