Блог Марины Бакановой

Концепция Евразийского ислама как фактора урегулирования миграционных проблем

31 марта 2022
Распечатать

Актуальность взаимодействия Запада и Востока в настоящее время не подвергается сомнению, равно как и то, что Россия с ее уникальным опытом соединения двух направлений может активно управлять процессами данной интеграции. При этом незыблемая десятилетиями теория об объединении на фоне православия или социалистической культуры в настоящее время пересматривается в пользу формирования единого пространства на базе взаимодействия двух религий: православия и ислама в определенной постсоветской светской интерпретации с использованием русского языка. Данный процесс постепенно подводит к формированию учения о Евразийском исламе, как особой форме данной религии, способной прочно связать Евразийский регион и активно противостоять вызовам современности. Кроме того, Евразийский ислам можно рассматривать как форму, активно способствующую урегулированию широкого спектра миграционных проблем и укрепляющую безопасность в регионе.

man_6527045_1920.jpg

Источник: Unsplash

В настоящее время Евразийский регион объединяет такие страны как: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина. При этом – наибольшая активность в интеграционных процессах замечена в тех, что сформировали ЕАЭС: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и присоединившиеся к нему в качестве наблюдателей Молдавия и Узбекистан. Несмотря на то, что националистические движения в республиках СССР начали зарождаться еще в 80-е гг прошлого века, настоящего развития они достигли в период распада СССР, когда одна за другой республики проводили референдумы и провозглашали свою независимость. Однако уже в 21 веке была осознана проблема излишнего индивидуализма и большинство стран вернулись к идее объединения на новой основе. Согласно заявлению главы МИД России Сергея Лаврова на «правительственном часе» в Государственной думе РФ 20 января 2017 года «Порядка 50 стран выражали желание сотрудничать с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС)»1

В целом среди жителей стран постсоветской Центральной Азии ислам исповедуют порядка 80% населения – столько там именно мусульман традиционного толка, большинство из которых так или иначе столкнулись со временами СССР, коммунизмом/социализмом или с политикой пророссийской государственности и осознают высокую роль русского языка.

Тесные связи стран Центральной Азии с Россией, которые уходят вглубь веков дали возможность для роста особого типа ислама на этой территории. Более того, времена СССР, когда планировалось воспитание особого типа «советского человека» в определенной степени способствовало секуляризации среднеазиатского ислама. Подавляющее большинство мусульман Средней Азии в настоящее время имеет значительно фрагментированное и урезанное знание о своей религии, заменяя часть ее традициями и обрядами.

Теперь стоит отметить, насколько может быть выражен интерес развития евразийской формы ислама среди российских элит? Дело в том, что Россия в настоящее время заинтересована в трудовых мигрантах из Центральной Азии, и не только в трудовых, но и постоянных переселенцах. А это предполагает определенную исламизацию российского общества несмотря на то, что уже \сейчас ислам является второй религией России по числу приверженцев.

Длительное время в России стоит проблема не сколько снижения общей численности населения, сколько ухудшения качества жизни. В особенности это связано с проблемой brain drain (утечки мозгов), которая массово началась в 90-е гг. В начале 21 века начались попытки решения этого вопроса – с 2007 года была развернута программа обратного переселения соотечественников. В настоящее время в ней сделан акцент на переселение именно «талантливых соотечественников», однако реальных результатов так и не наблюдается.

При том, что в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года изложено, что мерами в области миграционной политики будут: содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом; привлечение квалифицированных иностранных специалистов, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств - участников СНГ, и Прибалтийских республик) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы, создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов. Квалифицированных иностранных специалистов привлечь не удалось, незначительное число соотечественников из-за рубежа вернулось, но вместо декларированного привлечения квалифицированной рабочей силы в страну направились трудовые мигранты, которые и оказались призваны решать демографическую проблему.

Стоит сказать, что утечка мозгов создает не только демографические проблемы. С учетом того, что утечка мозгов – это процесс массовой эмиграции, при которой из страны или региона уезжают специалисты, учёные и квалифицированные рабочие по политическим, экономическим, религиозным или иным причинам. При этом странам, из которых происходит утечка специалистов, наносится весьма значительный экономический, культурный, а иногда и политический ущерб, и напротив, страны, принимающие и обеспечивающие специалистов-иммигрантов, приобретают огромный и дешёвый интеллектуальный капитал. Дмитрий Ливанов, в свою бытность статс-секретарем Министерства образования и науки РФ заявлял, что за период времени с 1989 года по 2004 год из России уехало порядка 25 тысяч ученых, а 30 тысяч работают за рубежом по временным контрактам. В период 2004-2013 выезд ученых не сократился, однако значительно расширилась география (в частности – юго-восточное направление)2

Программа переселения соотечественников, принятая в 2007 году оказалась неэффективной. В 2012 году начался новый этап ее осуществления, однако и он оказался малоэффективным для привлечения в Россию высококвалифицированных специалистов. Таким образом в 2015 году стартовал проект по переселению учёных и научных работников. К сентябрю 2015 года 44 учёных, которые имеют степени докторов и кандидатов технических, экономических и медицинских наук, уже переселились в Россию, а 21 человек находится в стадии оформления. В следующие годы наплыва также не было, можно сказать, что все желающие переселиться сделали это в первые месяцы существования проекта, но затем количественного и качественного сдвигов не последовало. В первую очередь – из-за отсутствия положительных отзывов в информационных сетях от переселившихся. Самым основным мотивом стало наличие качественного рабочего места с достойной оплатой труда. Такое страна могла предложить далеко не всякому переселившемуся ученому, собственно говоря, активно переселились как раз те, кому государство такие места создало, остальные столкнувшись с осложненными поисками работы и были вынуждены от переселения отказаться.

Таким образом, несмотря на действующую уже много лет программу привлечения квалифицированных иностранных кадров, миграция в Россию не компенсирует утечку мозгов. Образованных людей в страну приезжает на порядок меньше, чем уезжает.3 После 2010 года среди приезжающих в Россию имеет высшее (или незаконченное высшее образование) не более 17% всех мигрантов, причем треть из них – работает на низкоквалифицированных местах, т.е. их потенциал не используется. В 2021 году новый сезон кадрового конкурса «Лидеры России» дополнился отдельным треком «Международный», направленного на привлечение высококвалифицированных кадров со всего мира и поддержку русскоязычного населения, проживающего за границей. Обещанным призом в нем для победителей станет получение российского гражданства. Обеспечит ли данный подход приток высококвалифицированных кадров в Россию – покажет время.

Тем не менее, трудовая миграция, упрощение которой произошло в связи с принятием дополнительного пакета законов в России в октябре прошлого года, активизируется. Ситуация с COVID-19, конечно, изменила многое, тем не менее процессы миграции из стран Центральной Азии будут нарастать и далее. Для Кыргызстана этот процесс был облегчен принятием закона о "статусе соотечественника с иностранным гражданством" в июне 2020.

Кроме того, мигранты необходимы России в качестве компенсации стремительно убывающего населения. В период с 1992 по 2005 г. естественная убыль населения в России составила 11,2 млн человек. По прогнозам Росстата, к 2030 г. естественная убыль составит приблизительно 11 млн человек. Наиболее вероятное будущее России рассматривается в авторитетном докладе ООН «Россия перед лицом демографических вызовов» (2008): при сохранении нынешних демографических тенденций к 2050 г. население России сократится до 116 млн человек. Значит, необходим не только приток населения извне (с постсоветских территорий), но и высокие показатели рождаемости у мигрантов.4

Более того, часть трудовых мигрантов уже сейчас начали процесс приобретения российского гражданства, дипломы большинства ВУЗов даже не требуется подтверждать, и действительно есть варианты трудоустройства на селе. Постепенно, когда их дети или внуки будут заканчивать российские ВУЗы, то этническими мусульманами из Центральной Азии пополнятся ряды российской интеллигенции.5 В данных условиях проработка проблем евразийского типа ислама принимает наибольшую актуальность. Поскольку второе-третье поколение мусульман из Центральной Азии определенно не откажется от своих религиозных принципов. Возможно только ослабление их религиозной идентичности и частичная ее замена на светскую, однако молодежь с ослабленной религиозной идентичностью становится легкой добычей для вербовщиков «радикального ислама», что тоже не особенно хорошо.6

Евразийский ислам и миграция

Во взаимодействии мигрантов с коренным населением зачастую случаются сложности. Подобное возможно и среди россиян – представителей разных этносов и религий. Именно концепция Евразийского ислама, взаимодействующего как с православием, так и со светскими постулатами, способна сгладить данные противоречия и наладить взаимоотношения. Таким образом, взаимодействие с мигрантами через разработанную концепцию Евразийского ислама способно укрепить не только положение мигрантов среди коренного населения, но также способствовать улучшению дипломатических, экономических и культурных отношений внутри Евразийского региона.

В условиях настоящего времени было бы оптимально развитие идей Евразийства с опорой на две традиционные религии: православие и ислам и создания оптимальных условий для их сосуществования при активном участии светских концепций.

Таким образом:

1. Мусульманское общество Центральной Азии может быть интегрировано в Евразийский ислам, при условии заинтересованности в этом властей, что могло бы активно препятствовать его радикализации

2. Активная и ранняя трудовая миграция и переселение на постоянное место жительства представителей стран Центральной Азии в Россию будет и далее поощряться Москвой, что приведет к увеличению доли мусульманского населения

3. Грядущее увеличение доли мусульман в российской популяции рано или поздно также потребует изменения отношения к российскому и евразийскому типу ислама

4. Отсутствие четкой программы Евразийской концепции развития в рамках православно-мусульманского сотрудничества может быть опасно для самого российского общества.


[1] Гришина Мария Союзное вече 25 января 2017 URL: https://souzveche.ru/articles/politics/35309/

[2] Государственная политика вывода России из демографического кризиса / Монография. В. И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян и др. Под общей редакцией С.С. Сулакшина. 2-е изд. - М.: ЗАО ≪Издательство ≪Экономика≫, Научный эксперт, 2007

[3] Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. – М.: ВЦИОМ, 2009.

[4] Мухетдинов Д.В. Российское мусульманство: призыв к осмыслению и контекстуализации. М., 2016 39c

[5] Лапицкая И.Ю. Миграционные процессы как детерминанта трансформации социальной структуры, Дисс. на соискание уч. степени кандидата социологических наук СПб., 2006. 229с

[6] Баканова М.В. Формирование религиозной и национальной идентичности в интернациональных семьях как фактор противодействия радикализации молодежи, М.: «Вестник Российской нации» 2021 №1-2 (77-78) 86-94сс

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся