Блог Марины Бакановой

Концепция евразийского ислама как фактора урегулирования миграционных проблем

23 марта 2022
Распечатать

Актуальность взаимодействия Запада и Востока в настоящее время не подвергается сомнению, равно как и то, что Россия с ее уникальным опытом соединения двух направлений может активно управлять процессами данной интеграции. При этом незыблемая десятилетиями теория об объединении на фоне православия или социалистической культуры в настоящее время пересматривается в пользу формирования единого пространства на базе взаимодействия двух религий: православия и ислама в определенной постсоветской светской интерпретации с использованием русского языка. Данный процесс постепенно подводит к формированию учения о евразийском исламе как особой форме данной религии, способной прочно связать евразийский регион и активно противостоять вызовам современности. Кроме того, евразийский ислам можно рассматривать как форму, активно способствующую урегулированию широкого спектра миграционных проблем и укрепляющую безопасность в регионе.

faseeh_fawaz_dt1vfapzmui_unsplash.jpg

Источник: Unsplash

В настоящее время евразийский регион объединяет такие страны как Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина. При этом наибольшая активность в интеграционных процессах замечена в государствах — участниках ЕАЭС: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, и присоединившиеся к нему в качестве наблюдателей Молдавия и Узбекистан. Несмотря на то, что националистические движения в республиках СССР начали зарождаться еще в 1980-е гг., настоящего развития они достигли в период распада СССР, когда одна за другой республики проводили референдумы и провозглашали свою независимость. Однако уже в XXI в. была осознана проблема излишнего индивидуализма, и большинство стран вернулись к идее объединения на новой основе. Согласно заявлению главы МИД России Сергея Лаврова на «правительственном часе» в Государственной Думе РФ 20 января 2017 г., «порядка 50 стран выражали желание сотрудничать с Евразийским экономическим союзом».

В целом среди жителей постсоветских стран Центральной Азии ислам исповедуют порядка 80% населения, однако столько там именно мусульман традиционного толка, большинство из которых так или иначе столкнулись со временами СССР и коммунизма (социализма) или с политикой пророссийской государственности, а также важной ролью русского языка.

Тесные связи стран Центральной Азии с Россией, которые уходят вглубь веков, дали возможность для роста особого типа ислама на этой территории. Более того, времена СССР, когда планировалось воспитание особого типа «советского человека», в определенной степени способствовали секуляризации среднеазиатского ислама, и весьма эффективно — подавляющее большинство мусульман Средней Азии в настоящее время имеет значительно фрагментированное и урезанное знание о своей религии, заменяя часть ее традициями и обрядами.

Теперь стоит отметить, насколько может быть выражен интерес развития евразийской формы ислама среди российских элит? Дело в том, что Россия в настоящее время заинтересована в трудовых мигрантах из Центральной Азии, и не только в трудовых, но и постоянных переселенцах. А это предполагает и определенную исламизацию российского общества несмотря на то, что уже и сейчас ислам является второй религией России по числу приверженцев.

Длительное время в России стоит проблема не столько снижения общей численности населения, сколько ухудшения его качества. В особенности это связано с проблемой brain drain («утечки мозгов»), которая массово началась в 1990-е гг. В начале XXI в. наблюдались попытки решения данного вопроса, в том числе с 2007 г. была развернута программа обратного переселения соотечественников. В настоящее время в ней сделан определенный акцент на переселение именно «талантливых соотечественников», однако реальных результатов так и не наблюдается.

При этом в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. изложено, что мерами в области миграционной политики будут: содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом; привлечение квалифицированных иностранных специалистов, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из стран СНГ и Прибалтики) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы; создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов. Квалифицированных иностранных специалистов привлечь не удалось — незначительное число соотечественников из-за рубежа вернулось, но вместо декларированного привлечения квалифицированной рабочей силы в страну направились трудовые мигранты, которые и оказались призваны решать демографическую проблему.

Стоит сказать, что «утечка мозгов» создает не только демографические проблемы, так как это процесс массовой эмиграции, при которой из страны или региона уезжают специалисты, ученые и квалифицированные рабочие по политическим, экономическим, религиозным или иным причинам. При этом странам, из которых происходит утечка специалистов, наносится весьма значительный экономический, культурный, а иногда и политический ущерб, и напротив, страны, принимающие и обеспечивающие специалистов-иммигрантов, приобретают огромный и дешевый интеллектуальный капитал. Дмитрий Ливанов в свою бытность статс-секретарем Министерства образования и науки РФ заявлял, что за период времени с 1989 по 2004 гг. год из России уехало порядка 25 тыс. ученых, а 30 тыс. работают за рубежом по временным контрактам. В период 2004–2013 гг. выезд ученых не сократился, однако значительно расширилась география (в частности, на юго-восточном направлении). [1]

Программа переселения соотечественников, принятая в 2007 г., оказалась неэффективной. В 2012 г. начался новый этап ее осуществления, однако и он оказался малоэффективным для привлечения в Россию высококвалифицированных специалистов. Таким образом, в 2015 г. стартовал проект по переселению ученых и научных работников. К сентябрю 2015 г. 44 ученых, которые имеют степени докторов и кандидатов технических, экономических и медицинских наук, уже переселились в Россию, а 21 человек находились в стадии оформления. В следующие годы наплыва также не было, можно сказать, что все желающие переселиться сделали это в первые месяцы существования проекта, а затем количественного и качественного сдвигов не последовало. В первую очередь — из-за отсутствия положительных отзывов в информационных сетях от переселившихся. Самым основным мотивом стало наличие качественного рабочего места с достойной оплатой труда. Такое страна могла предложить далеко не всякому переселившемуся ученому, собственно говоря, активно переселялись как раз те, кому государство такие места создало. Остальные, столкнувшись с осложненными поисками работы, были вынуждены от переселения отказаться.

Таким образом, несмотря на действующую уже много лет программу привлечения квалифицированных иностранных кадров, миграция в Россию не компенсирует «утечку мозгов». Образованных людей в страну приезжает на порядок меньше, чем уезжает. [2] После 2010 г. среди приезжающих в Россию имеет высшее (или незаконченное высшее образование) не более 17% всех мигрантов, причем треть из них работает на низкоквалифицированных местах, т.е. их потенциал не используется. В 2021 г. новый сезон кадрового конкурса «Лидеры России» дополнился отдельным треком «Международный», направленным на привлечение высококвалифицированных кадров со всего мира и поддержку русскоязычного населения, проживающего за границей. Обещанным призом для победителей станет получение российского гражданства. Обеспечит ли данный подход приток высококвалифицированных кадров в Россию — покажет время.

Тем не менее трудовая миграция, а ее упрощение произошло в связи с принятием дополнительного пакета законов в России в октябре 2021 г., активизируется. Ситуация с COVID-19, конечно, изменила многое, но тем не менее, скорее всего, миграционные потоки из стран Центральной Азии будут нарастать и далее. Для Кыргызстана этот процесс был облегчен принятием закона о статусе соотечественника с иностранным гражданством в июне 2020 г.

Кроме того, мигранты необходимы России в качестве компенсации стремительно убывающего населения. В период с 1992 по 2005 гг. естественная убыль населения в России составила 11,2 млн чел. По прогнозам Росстата, к 2030 г. естественная убыль составит приблизительно 11 млн чел. Наиболее вероятное будущее России рассматривается в авторитетном докладе ООН «Россия перед лицом демографических вызовов» (2008): при сохранении нынешних демографических тенденций к 2050 г. население России сократится до 116 млн чел. А значит, необходим не только приток населения извне (с постсоветских территорий), но и высокие показатели рождаемости у мигрантов. [3]

Более того, часть трудовых мигрантов уже сейчас начали процесс приобретения российского гражданства, дипломы большинства вузов даже не требуется подтверждать, и, действительно, есть варианты трудоустройства в селе. Когда их дети или внуки будут заканчивать российские вузы, то этническими мусульманами из Центральной Азии пополнятся ряды российской интеллигенции. [4] Поскольку второе и третье поколение мусульман из Центральной Азии определенно не откажется от своих религиозных принципов, в данных условиях проработка проблем евразийского типа ислама принимает наибольшую актуальность. Возможно только ослабление их религиозной идентичности и частичная ее замена на светскую, однако молодежь с ослабленной религиозной идентичностью становится легкой добычей для вербовщиков «радикального ислама», что тоже не особенно хорошо. [5]

Евразийский ислам и миграция

При этом во взаимодействии мигрантов с коренным населением зачастую наблюдаются сложности. Также подобное возможно и среди россиян — представителей разных этносов и религий. Именно концепция евразийского ислама, взаимодействующего как с православием, так и со светскими постулатами, способна сгладить данные противоречия и наладить взаимоотношения. Таким образом, взаимодействие с мигрантами через разработанную концепцию евразийского ислама способно укрепить не только положение мигрантов среди коренного населения, но также способствовать улучшению дипломатических, экономических и культурных отношений внутри евразийского региона.

В условиях настоящего времени было бы оптимально развитие идей евразийства с опорой на две традиционные религии: православие и ислам, и создание оптимальных условий для их сосуществования при активном участии светских концепций.

Таким образом:

1. Мусульманское общество Центральной Азии может быть интегрировано в евразийский ислам при условии заинтересованности в этом властей, что могло бы активно препятствовать его радикализации.

2. Активная и ранее трудовая миграция и переселение на постоянное место жительства представителей стран Центральной Азии в Россию будет и далее поощряться Москвой, что приведет к увеличению доли мусульманского населения.

3. Грядущее увеличение доли мусульман в российской популяции рано или поздно также потребует изменения отношения к российскому и евразийскому типу ислама.

4. Отсутствие четкой программы евразийской концепции развития в рамках православно-мусульманского сотрудничества может быть опасно для самого российского общества.


1. Государственная политика вывода России из демографического кризиса / Монография. В. И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян и др. Под общей редакцией С.С. Сулакшина. 2-е изд. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», Научный эксперт, 2007. 896 c.

2. Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. — М.: ВЦИОМ, 2009.

3. Мухетдинов Д.В. Российское мусульманство: призыв к осмыслению и контекстуализации // Россия и мусульманский мир, 2015. С. 39.

4. Лапицкая И.Ю. Миграционные процессы как детерминанта трансформации социальной структуры. Дисс. на соискание уч. степени кандидата социологических наук СПб., 2006. 229 с.

5. Баканова М.В. Формирование религиозной и национальной идентичности в интернациональных семьях как фактор противодействия радикализации молодежи // «Вестник Российской нации», 2021, №1–2 (77–78). С. 86–94.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся