Исламский вопрос в новой Концепции внешней политики РФ
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Новая Концепция внешней политики РФ была опубликована 31 марта 2023 года, на год позднее, чем в целом ожидалось. На фоне глобальных изменений внешнего курса за последний год – она вызвала множество вопросов и дискуссий не только среди специалистов.
Источник: Unsplash
Одним из наиболее дискуссионных является так называемый «исламский вопрос», который для российского общества еще с 90-х гг прошлого века является весьма болезненным и острым.
В 56-м тезисе находится упоминание о «исламской цивилизации», причем, часть стран очерчена отдельно: Иран, Сирия, Турция, Саудовская Аравия и Египет. Отдельно упомянуты в целом Страны Северной Африки и члены Организации Исламского сотрудничества, включающей в себя 57 стран, т.е. фактически весь исламский мир в целом. Сделана и оговорка: «с учетом степени их суверенности и конструктивности проводимой ими политики в отношении Российской Федерации». Также сделан акцент на том, что «открываются широкие перспективы становления в качестве самостоятельного центра мирового развития» в условиях формирования многополярного мира.
С другой стороны стоит отметить, что Исламский мир в настоящее время переживает небывалый подъем религиозного и национального самосознания ввиду возможности краха глобального Запада и замедления или отмены всех неоколониальных процессов. Определенные надежды он возлагает и на Россию или новые международные организации: ШОС и БРИКС. Стоит отметить, что в ШОС так или иначе уже включена часть исламских стран, однако, как раз они отдельно в Концепции не упомянуты (рассматривается или ШОС в целом или страны СНГ), включая ядерный Пакистан.
При этом действие Концепции рассчитывается до 2030 года, а это 7 лет во время которых ситуация среди Исламских стран может измениться кардинально, поскольку во многих из них власть современного правительства не является стабильной. Можно также привести пример с уже упомянутым Пакистаном, где год назад лояльное к Москве правительство было смещено ставленниками Лондона и Вашингтона или Иран, в противовес правительству которого фактически формируется коалиция «пехлевистского правительства в изгнании» опять-таки под эгидой глобального Запада.
Таким образом, упоминание конкретных стран (которые в СВО оказывают наибольшую лояльность Москве) в Концепции может оказаться несколько недальновидным решением, которое актуально только на ближайшее время либо же Россия будет вынуждена вмешиваться в политические процессы данных стран, сохраняя лояльное правительство, что мало состыкуется с проводимой в настоящее время Москвой международной повесткой.
Итак, упомянутые страны представляют собой не более 20% всех мусульман мира. Несмотря на то, что ислам как религия, а затем и как концептуальный подход к формированию цивилизации зародился именно на Ближнем Востоке, в настоящее время подходы к развитию политики, экономики, культуры и религии значительно различаются от Магриба до Юго-Восточной Азии. Соответственно, различные исламские страны демонстрируют различные подходы к важнейшим международным проблемам и концепциям их решения.
Действительно сложно найти общий ракурс для проблем Марокко и Ирана и тем более – Суринама. Культуры Малайзии и Египта также сильно отличаются, даже в Индии мусульмане Кашмира очень сильно культурно отличаются от мусульман Бенгалии. Несмотря на то, что все исламские страны пострадали от колониальных экспансий Запада, тем не менее – оно было выражено в разной степени, и часть стран реальными колониями не являлись. Нет и единых моментов в экономическом развитии, можно сравнить развитие ОАЭ и Афганистана, например. Отдельно можно рассмотреть разные формы правления, уровень развития исламского фундаментализма и исламизма, контролируемость террористических организаций Западом и возможность борьбы с ним собственными силами, а также – различный менталитет и понимание роли ислама в общественной жизни. Если учитывать все эти моменты, а также теорию об «исламских зонах» приоритеты в Концепции можно было расставить несколько иначе.
Еще в 2004 году Х. Явуз опубликовал статью, главная мысль которой состоит в том, что хотя ислам и является арабской по своему происхождению религией, хотя его главные центры расположены в странах арабского мира и хотя арабский язык представляет собой литургическую lingua franca ислама, в то же время в пределах исламского мира из-за различий в социальной географии, в типах и характере колонизации, а также из-за влияния доисламских религий существуют различные «зоны ислама», которые могут друг на друга накладываться и влиять – что реально и происходит, но тем не менее, они имеют свои собственные отличительные черты. В современном мире он выделяет 7 таких зон: арабская, турецкая, ирано-шиитская, южноазиатская (зона Индийского субконтинента), малайско-индонезийская, неарабская Африка и европейская (западная, евроислам). Согласно моим исследованиям 2020-21гг можно сказать, что уместно говорить о евроазиатском исламе, включив в данную зону не только страны Центральной Азии, но и мусульманские уммы России, Украины, Беларуси, а также Закавказья. Это возможно на основании: общего советского опыта, русского языка общения и мусульманской литературы, общее направление трудовой миграции. (Вестник Российской нации, 2021, №5). Таким образом, рассматривание международной исламской повестки вполне возможно в рамках выделенных 8 зон, что дает хоть и не полную, но общность стран со сходным историческим опытом и подходами к формированию современной политики, экономики и культуры.
Кроме того следует упомянуть и тот факт, что деятельность российских международников и в целом – концепция российской дипломатии мало ориентирована на исламский фактор, который может оказать решающее влияние на формирование многополярного мира. Для формирования Россией сильной «исламской международной повестки» необходимо формирование пула дипломатов и аналитиков, имеющих соответствующую подготовку, иначе – открытие специальностей подготовки или переподготовки «международные отношения с исламскими странами» или «международная исламская конфликтология и дипломатия».
Независимый журналист, писатель, аналитик в области гендерной политики и международного сотрудничества (Пакистан)
Блог: Блог Марины Бакановой
Рейтинг: 0