Блог Марины Бакановой

Иерархическая модель привлекательности России для стран ЦА. Аспекты Евразийского ислама

22 июня 2023
Распечатать

Привлекательность РФ для стран Центральной Азии возможно рассмотреть в формате Иерархической модели центральноазиатского общества (вариант пирамиды потребностей по А. Маслоу). Так любое общество, имеет конкретные потребности при взаимодействии с другим социумом, с которым выстраивает отношения. Данные потребности можно условно разделить на базовые: экономические, политические и безопасности, социальные: образование, культурная коммуникация и духовные: религия, нравственные ценности.

arka-roy-GokDJlUKaKQ-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Безусловно, межгосударственное взаимодействие изначально должно строиться на удовлетворении базовых потребностей, поскольку если между странами не существует положительного экономического взаимодействия или дипломатической безопасности – то о развитии остальных уровней речи идти не может. В эту же категорию следует отнести готовность взаимодействующих стран к оказанию помощи друг другу в указанных сферах.

Социальные потребности могут формироваться в случае относительно развитых базовых. Взаимодействие стран на уровне образования, научных технологий, культур возможно в том случает, когда между ними достигнут определенный уровень доверия, обеспечивающийся полным или частичным удовлетворением базовых потребностей. К этому же уровню относится гуманитарное сотрудничество в рамках взаимодействия культур.

При достижении активного взаимодействия на уровне социальных потребностей, с чем связано и достижение некоторого уровня понимания и взаимодействия менталитетов разных социумов, становится возможной постройка духовного уровня контактов между ними. Он выражается в формировании взаимодействия моральных норм, духовных ценностей и др. В контексте взаимодействия стран Центральной Азии и России на этом уровне возможная реализация формата евразийского ислама.

Стоит отметить, что исторически в связи с особыми условиями взаимодействия удаленных территорий были возможны и обратные варианты развития взаимодействия между странами. Например, удаленный от исламской цивилизации Булгар, который фактически не имел с ней устоявшихся связей, после государственного перехода в ислам получил взаимодействие со всем исламским сообществом на базовом и социальном уровне. В рамках реализации колониальной политики странами Запада также использовался подобный вариант развития связей с колонизированными народами – больший базовый и социальный профицит получали те регионы, которые перенимали религию и культуру (менталитет) колонизаторов.

Возвращаясь к вопросу евразийского (евроазиатского) ислама. С одной стороны – большинство населения стран ЦА так или иначе застали эпоху СССР с его секуляризмом, с другой – резкое вступление в круг исламских стран в 90-е показало, как возможность зарождения радикализма на своих территориях, так и неготовность населения вписываться в форматы развития ислама соседей. Большинство населения стран ЦА определяют ислам в качестве личного компонента, но не в качестве полного законодательного регламента жизни страны.

Зону Евроазитского ислама (определяется странами ЦА, Россией: мусульманские регионы и крупные диаспоры, Азербайджан) можно выделить на основании того, что: Общий советский опыт данных регионов так или иначе повлиял на язык мусульман, сделав lingva franca между ними – русский. Труды множества богословов, как арабских, так и турецких, узбекских, татарских и пр., были переведены на русский язык и весьма качественно, русский служит для коммуникации мусульман – представителей разных народов (в гораздо большей степени, чем турецкий или арабский), большая часть населения Центральной Азии значительный период своей жизни проводит в России в качестве трудовых мигрантов или переселяется туда насовсем.

Есть и еще один немаловажный факт. Евразийский ислам (в большинстве своем) не стремится к арабизации, пантюркизму (хотя в этом направлении и предприняты некоторые весьма эффективные шаги) или восстановлению своего собственного исторического величия (и в этом направлении власти стараются заинтересовать массы). В определенной степени евразийский ислам – это поиск основ социальной справедливости, которая частично была реализована в советском обществе и речь о которой заходит, если рассматривать первые годы существования самой религии ислам. Пришедший в начале 1990-х гг. при развале СССР капитализм резко вытеснил привычные за 70 лет (относительные, конечно, но все же): социальное равенство и солидарность, социальное обеспечение, низкий уровень преступности и коррупции, сопротивление алкоголизации и наркоманизации населения и др.

Таким образом, выстраивание взаимодействия между странами ЦА и Россией вполне возможно в рамках реализации Иерархической модели, которая способствует формированию многополярного мира. Немаловажную роль может сыграть развитие Евразийского ислама в формате взаимодействия между социумами стран на духовно-религиозном уровне.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся