Блог Марины Бакановой

БРИКС, ШОС, ЕАЭС – основа нового миропорядка. Союз Дружественных стран

29 мая 2023
Распечатать

К настоящему времени система международных отношений, казавшаяся устойчивой и непоколебимой еще лет 20 назад, достигла полной разбалансировки. ООН, заявленная как международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами, стала прикрытием для доминирования и реализации неоколониальных тенденций части стран, утратив свое независимое экспертное мнение. Собственно говоря, если по результатам Второй Мировой войны ООН была весьма прогрессивным инструментом, но к настоящему времени она скорее регрессирует. Соответственно, как когда-то неэффективная Лига Наций была ликвидирована, так и ООН может постичь та же участь. Однако, ситуация в мире такова, что без эффективного международного права и взаимодействия между странами Земле будет угрожать не только погружение в комплекс конфликтов и стычек вплоть до III Мировой войны, но и полная аннигиляция.

AAZ2BVP.jpg

Источник: Reuters

Современные тенденции развития различных стран не только разнонаправленны, во многом – они являются противоположными и взаимоисключающими векторами. Так, условный коллективный Запад проводит политику неоколониализма, продолжая выкачивать природные и человеческие ресурсы из стран-доноров. Лидеры стран коллективного не-Запада стремятся к реальной, а не декларируемой, многополярности. Большинство развивающихся стран проходят весьма жесткий сценарий повторной деколонизации, выражающийся в экономических кризисах, продовольственной небезопасности, политических пертурбациях вплоть до насильственной смены власти, революций и гражданских войнах; когда старые колониальные элиты не хотят терять власть и поток денежных средств и запрашивают помощь метрополий. В сложившейся ситуации первую скрипку безусловно должна была сыграть ООН, но она предлагает единственным выходом – формирование однополярного мира с полной и абсолютной гегемонией США. Соответственно, уже сейчас необходимо задуматься о постООНовском мировом устройстве, которое вполне логично может базироваться на основе международных организаций 21 века – БРИКС, ШОС и ЕАЭС.

Нельзя сказать, что указанные организации не имеют внутренних противоречий и проблем, однако – их центростремительные тенденции гораздо выше центробежных. Это же доказывает тот факт, что за последний год число желающих присоединиться к ним в разных форматах выросло в разы и даже начало осуществляться. Основными объединяющими моментами можно назвать: развитую векторность и многополярность, зоны роста мировой экономики, богатый человеческий и ресурсный потенциал, формирование относительно единых традиционных ценностей и др.

Естественно, что взаимодействие стран в каждой из этих трех организаций выстроено по-разному. БРИКС можно считать основой экономической безопасности. Изначально она и формировалась как некая площадка экономического диалога и лишь затем приобрела дополнительные функции. Основателями БРИКС были 4 страны: Россия, Китай, Индия и Бразилия, к которым довольно быстро присоединилась ЮАР. По состоянию на май 2023 года в состав организации хотели бы войти еще 30 стран, несмотря на то, что пока о расширении (или даже о возможности расширения) формата БРИКС речи не идет. Основным достижением организации можно назвать создание экономических институтов: Нового банка развития и Пула условных валютных резервов. Таким образом, БРИКС обеспечивает формат внешнеэкономической линии.

ШОС изначально формировалась как организация безопасности в регионе от Москвы до Пекина, с последующим расширением до Южной Азии, а в настоящее время – и до Ирана. Однако, количество стран-наблюдателей и партнеров по диалогу весьма велико и фактически – охватывает все развивающиеся страны с более-менее устойчивым правительством и экономикой. Расширились и задачи ШОС, которые к настоящему времени включают в себя не только вопросы безопасности, но и развитие экономических связей и торговых маршрутов, решение геополитических проблем, выстраивание диалога в научно-технической, образовательной и экологической повестке. Таким образом, можно сказать, что ШОС обеспечивает внешнеполитической и международной гуманитарной службы.

ЕАЭС представляет из себя организацию регионального экономического сотрудничества, однако в последнее время и к ней стремятся присоединиться страны из весьма удаленных уголков Земли, не имеющие со странами-основателями сколько-нибудь общих границ.

Начало сближения БРИКС и ШОС (не смотря на то, что часть стран в них общая) было заложено в Уфе в 2015 году. По линии Деловых советом организаций контакты стали регулярными. С 2017 года БРИКС заинтересовался инициативами ЕАЭС и китайским проектом «Один пояс – один путь». Стоит отметить, что в опубликованной 31 марта 2023 года Концепции внешней политики РФ в отдельных пунктах оговорены основные тенденции и перспективы потенциального развития мира с акцентом на многополярность, противодействие неоколониальным процессам, обесценивании роли ООН и создание нового справедливого мира с опорой на БРИКС, ШОС, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), РИК (Россия, Индия, Китай) и других объединений «с весомым участием России».

С учетом тенденций ООН занимать исключительно прозападную позицию и активному развитию новых международных «игроков» 21 века можно предположить, что БРИКС, ШОС и ЕАЭС положат начало не только формированию нового полицентричного миропорядка, но и новой международной организации.

Условное название новой международной организации может быть – Союз Дружественных стран (СДС). С ключевым словом – «Дружественных», что подразумевает не только реальную, а не декларируемую дружбу, но и равноправие, и учет национальных интересов, и невмешательство во внутренние дела.

Устройство СДС с учетом потребностей стран и тенденциями современности должен несколько отличаться от ООН. Формально весь мир можно разделить на 10 устойчивых регионов:

1. Россия + СНГ и ЕАЭС (и возможно Афганистан)

2. Китай + Юго-Восточная Азия, Монголия и КНДР

3. Индия + Южная Азия (под вопросом включение Пакистана и Мьянмы)

4. Бразилия + Южная Америка

5. ЮАР + Южная и Центральная Африка

6. Индонезия + островные государства ЮВ Азии и Тихого океана

7. Страны от Турции до Ирана (Пакистана) – Азиатский исламский пояс

8. Страны Северной и частично Центральной Африки – Африканский исламский пояс

9. Мексика + страны Центральной Америки и Гвинейского залива.

10. Потенциальное место для стран, в настоящее время входящих в глобальный Запад.

Эти регионы сформируют так называемую «ромашку», каждый лепесток в которой представляет собой объединение стран с относительно общими историческим, политическим, торговым и культурным развитием регионов, концентрацией одного или двух типов религий (сосуществующих относительно мирно) или мировоззрений, общими региональными проблемами и принципами их решения и потенциальными возможностями развития. Естественно, регионы – «лепестки ромашки» не останутся замкнутыми сами на себя. Для решения глобальных проблем и задач они будут объединяться в общую сессию, аналогичную Генеральной Ассамблее ООН. Также стоит отметить, что «регионы-лепестки» не должны формироваться как жесткие структуры, несмотря на то, что страны в них наиболее взаимосвязаны, горизонтальные связи между «лепестками» вне общего формата также должны будут развиваться. Например, формат ЛАГ, Средняя Азия-Афганистан-Пакистан и другие.

Концентрационной силой новой международной организации безусловно выступят локомотивы: ШОС и БРИКС. Исключительным центром должны выступить страны БРИКС – первая пятерка «лепестков», в двух вероятно могут быть Индонезия и Мексика, еще в двух – глобального лидера нет и в условиях, когда его выявить будет невозможно может быть предложен вариант сменяемости в рамках региональных выборов представителя. Вокруг Центра необходимо выстроить дополнительную систему концентрации, включающую 2 или 3 страны – региональных лидера.

С учетом трагичного опыта «концентрации власти» в одних руках на примере ООН (Штаб-квартира в Вашингтоне) с невыдачей «неугодным» виз и т.п., главный офис СДС оптимально сделать «мигрирующим» - перемещающимся раз в несколько лет по странам Центра. Что не только не даст лишнего соблазна концентрации власти, но и сформирует реальную многополярность, будет содействовать развитию всех стран и регионов, поможет подготовить специалистов международного уровня во всех странах.

Таким образом, крах ООН не означает краха мирового порядка. Новая международная организация на основе существующих БРИКС и ШОС вполне в состоянии быть сформирована не только в рамках нового мира, но и в рамках избегания ошибок ООН и существования в новых правилах реальности.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся