Итоги саммита по искусственному интеллекту в проекции международных отношений
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В феврале 2025 г. в Париже под председательством президента Франции Эммануэля Макрона и премьер-министра Индии Нарендра Моди состоялся саммит по искусственному интеллекту, на котором обсуждались возможности и развитие в этой индустрии. В саммите принимали участие представители 80 стран.
Саммит по искусственному интеллекту проводится не в первый раз. В 2023 г. он проходил в Великобритании, а в 2024 г. — в Южной Корее. Меняющиеся результаты в сфере искусственного интеллекта ставят перед участниками все новые задачи.
Источник: Reuters
Если в предыдущие годы на встречах в Англии и Южной Корее основными темами были безопасность и противостояние угрозам, атакже «красные линии» искусственного интеллекта, то в Париже фокус был сделан на новых возможностях ИИ-технологий.
В частности, целью проведения саммита в Великобритании стала возможность его участников выработать способы противостояния новой угрозе — нарушению национальных границ. В декларации Блетчли подчеркнуты угрозы в сфере кибербезопасности и дезинформации, определены способы их снижения. В продолжение работы по выработке совместных принципов по устранению рисков, связанных с искусственным интеллектом, в 2024 г. был проведен саммит в Южной Корее. По итогам саммита была принята Сеульская декларация о безопасном, инновационном и инклюзивном искусственном интеллекте. Документ обязывает развивать международное сотрудничество для разработки систем управления искусственным интеллектом, совместимых между странами.
На саммите в Париже участники обсудили расширение возможностей искусственного интеллекта и его развития посредством обеспечения доступа к искусственному интеллекту как можно большего числа людей, развитие ресурсосберегающих и более экологичных технологий искусственного интеллекта, построение эффективного и всеохватного глобального управления в этой области.
По результатам саммита 2025 г. было принято решение о создании глобальной хартии устойчивого искусственного интеллекта для борьбы с проблемами, связанными с рисками использования искусственного интеллекта, обеспечения справедливого и равного доступа к новым технологиям. Объявлены значительные инвестиции в искусственный интеллект. Созданы обсерватория для мониторинга энергетического воздействия искусственного интеллекта и коалиция за устойчивый искусственный интеллект под эгидой Международного энергетического агентства. Кроме того, был представлен Международный отчёт по безопасности искусственного интеллекта, в котором рассматриваются риски и возможные решения для их регуляции[1].
Кроме того, в Париже большинством участников в количестве 58 стран, включая Китай, Индию, Францию, Германию, Японию, Нидерланды, Бельгию подписана декларация «Об инклюзивном и устойчивом искусственном интеллекте». В итоговом документе изложены общие принципы такие как доступность и преодоление цифрового неравенства; разработка открытого, прозрачного, этичного, безопасного искусственного интеллекта; предотвращение концентрации рынка в сфере разработки искусственного интеллекта для стимулирования инноваций; обеспечение устойчивости искусственного интеллекта; содействие международному сотрудничеству и управлению.
Великобритания и США отказались подписать декларацию. Присутствовавший на саммите вице-президент США Джей Ди Вэнс дал понять, что США не будут сдерживать развитие технологий из-за глобального регулирования или чрезмерного внимания к безопасности и предостерег своих коллег от сотрудничества с «авторитарными» режимами, явно имея в виду Китай. Представитель Великобритании заявил, что в документе недостаточно внимания уделяется глобальному управлению искусственным интеллектом и влиянию этой технологии на национальную безопасность.
Россия участие в саммите 2025 г. не принимала. В 2021 г. наша страна представила собственный Кодекс этики искусственного интеллекта, который продвигает российский подход к искусственному интеллекту. Неравномерное распределение центров развития искусственного интеллекта даёт России возможность предложить своё партнёрство и имеющиеся решения заинтересованным развивающимся странам.
В основе неспособности прийти к единому мнению относительно международного сотрудничества лежат конкуренция и различия в национальных взглядах, уровне развития искусственного интеллекта и курс технологической политики.
Привлечение большинства участников мирового сообщества в сферу искусственного интеллекта возможно посредством совместной разработки моделей и продуктов на базе генеративного искусственного интеллекта, сотрудничества в сферах вычислительных мощностей и данных, кадров и образования, саморегулируемых организаций и системы регулирования, усиление обмена знаниями, ресурсами и инструментами в сфере искусственного интеллекта, создания сопоставимых на международном уровне показателей для оценки результатов исследований, разработок и внедрений в области искусственного интеллекта.
Разобщенность и исключение отдельных игроков из общей цепи поставок затруднит и увеличит время на дальнейшую модернизацию технологической сферы, а восприятие открытий и достижений только с позиции соперничества приостановит возможность создания глобальной системы управления искусственным интеллектом и выработки международных соглашений.