Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Развитие сотрудничества США, Японии и РК в сфере безопасности как фактор усиления ядерной проблемы Корейского полуострова

14 июня 2023
Распечатать

Автор: Галицкая Анастасия Александровна, системный аналитик, ООО “Астратайм”

Ядерная проблема на Корейском полуострове в течении многих лет усиливала напряженность не только между Корейской Народной Демократической Республикой (КНДР) и Республикой Кореей (РК), но и на всем пространстве Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Глубокое недоверие между главами Северной Кореи и США препятствовали поиску решений северокорейского ядерного вопроса. За последний год ситуация вновь перешла в свою активную фазу. Руководство Пхеньяна, развивающее вооружение, превратило его из психологического фактора внешней политики в ощутимую военную силу.

nintchdbpict0003169756081.jpg

Источник: Reuters

Руководство КНДР использует развитие ядерной программы, в первую очередь, как средство, отвечающее потребностям безопасности страны, формирующее возможность защиты от какой-либо формы силового давления со стороны США. Превентивный удар со стороны КНДР по территории РК допустим согласно ее военной доктрине [1]. Однако, в таком случае, на стороне РК выступят США, в то время, как КНР окажет военную помощь КНДР [2, С. 2] только если Северная Корея выступит пострадавшей стороной.

С проведением испытаний северокорейского ядерного оружия, беспокойство о безопасности повышается в правящих кругах Республики Кореи. Президент РК Юн Сок Ёль рассматривал вопрос о создании собственного ядерного оружия на южнокорейской территории и возможность обращения к США с просьбой развернуть тактическое вооружение, как это было в период холодной войны, пока в 1991 году оно не было выведено с Корейского полуострова. По мнению руководства страны, данные меры могли бы поспособствовать повышению безопасности Южной Кореи. Однако, к принятию конкретных решений союзники пока не приступили, что усиливает напряженность между РК и США.

Поддержание доверия между США, РК и Японией представляется комплексной проблемой. Для этого союзнику необходимо убедить Южную Корею и Японию в том, что Соединенные Штаты обладают достаточными возможностями для ядерного сдерживания, при обострении конфликта на полуострове. Кроме того, союзникам необходимо подтверждение возможности самостоятельно прибегнуть к данным мерам обеспечения безопасности, в случае если провокации со стороны КНДР начнут перерастать в угрозы. В текущем положении президента Южной Кореи, гарантии сотрудничества приобрели особую важность.

Проводится активная работа по развитию отношений между союзниками. 26 апреля 2023 года лидеры США и РК договорились о проведении совместных консультаций президентов обоих стран в случае возникновения потенциальной угрозы ядерного удара со стороны Пхеньяна. Руководство Южной Кореи подтвердило приверженность Договору о нераспространении ядерного оружия и свое доверие к расширению ядерного сдерживания со стороны Соединённых Штатов Америки.

Более того, РК и США усилили совместную координацию действий и давление на КНДР в отношении северокорейского ядерного вопроса, что нашло отражение в Вашингтонской декларации от 2023 года. Согласно документу, страны договорились об увеличении частоты и размаха совместных учений. По Вашингтонской декларации также предполагается создание группы по вопросам ядерного планирования [3]. Это является важным шагом к консенсусу между интересами Южной Кореи и Соединенных Штатов Америки. Однако, повышает риски возможного развития РК как самостоятельной ядерной державы и совершенно не учитывает интересы Китая в АТР.

Договорённости между США и Республикой Кореей в ходе встреч и саммита Группы семи (G7) рассматриваются Россией и Китаем как показатель, способствующий усилению напряжения в регионе, что противоречит развитию режима нераспространения ядерного оружия.

Дополнительным фактором, влияющим на ухудшение ядерной проблемы и блокового характера взаимодействия в АТР, является развитие отношений Японии и Республики Кореи в сфере обеспечения безопасности. В стратегии национальной безопасности Японии от декабря 2022 года отмечалось, что операция России на Украине легко нарушила основу правил, которые формируют мировой порядок, и что нельзя исключать возникновение аналогичной ситуации в будущем «Индо-Тихоокеанском регионе» [4]. Совместные российско-китайские учения в 2022 году обострили отношения по вопросу безопасности. Соответственно, на усиление своей уязвимости перед возросшей военной силой КНДР, Япония и Южная Корея отреагировали развитием собственного военного потенциала.

17 апреля текущего года страны вместе с США, после запуска межконтинентальной баллистической ракеты КНДР «Хвасон-18», начали трехсторонние учения в водах Японского моря. На саммите Группы семи [5] Япония, США и РК выступили за дальнейшее сотрудничество в области северокорейского ядерного вопроса. Страны осудили запуски баллистических ракет КНДР и заявили о недопустимости включения Северной Кореи в состав ядерных держав, в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Вывод

Действия по сплочению союзников вокруг ядерной проблемы представляют собой опасность для Корейской Народной Демократической Республики. Из текущей ситуации можно сделать предположение об усилении напряженности на Корейском полуострове и на территории всего региона. Действия США способствуют формированию блокового характера отношений в АТР.

Факторы, влияющие на обострение ситуации, остаются в своей основе неизменными в течение последних двух десятилетий. На развитие недоверия на Корейском полуострове и наращивание военного потенциала влияют дестабилизирующие действия США, неоднократно менявшие свою позицию, когда КНДР предлагали провести переговоры. В последний год, в особенности с приходом к власти в Республике Кореи Юн Сок Ёль, политика, неоднозначно принимаемого внутри страны, проявляется тенденция на усиление роли Соединенных Штатов в Азиатско-тихоокеанском регионе, что подтверждают союзнические договоренности последних саммитов.

Источники:

1. Опубликование Закона о политике КНДР в отношении ядерных вооруженных сил. // URL: http://kcna.kp/ru/article/q/5f0e629e6d35b7e3154b4226597df4b8.kcmsf (дата обращения: 20.05.2023)

2. «Новая Корея», 1961, No 15, С. 1-6.

3. Washington Declaration. // URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/04/26/washington-declaration-2/ (дата обращения: 20.05.2023)

4. Стратегия национальной безопасности Японии от 16 декабря 2022 года. // URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.cas.go.jp/jp/siryou/221216anzenhoshou/nss-e.pdf (дата обращения: 20.05.2023)

5. G7 Hiroshima Summit 2023. // URL: https://www.g7hiroshima.go.jp/en/ (дата обращения: 22.05.2023)

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся