Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Легко ли сегодня быть министром иностранных дел?

28 ноября 2022
Распечатать

Автор: Александрова Елена Сергеевна, выпускник летних программ повышения квалификации «Международно-правовые механизмы защиты прав человека» Колледжа права Университета г. Таллин (2016) и «Религии и международное право в области прав человека» Международного института по правам человека им. Рене Кассэна (2013). Выпускник аспирантуры по направлению 12.00.10. «Международное право. Европейское право» (Тюменский государственный университет, 2015). Специалист в области международных отношений (Тюменский государственный университет, 2008), Юрист (Тюменский государственный университет, 2011).


«Выкарабкиваясь, решая оперативные задачи, надо держать в голове завтрашний день. Тогда кризис станет не только лихорадкой, но и катарсисом. Подобно тому, как человек, переболев, возрождается, наливается свежими силами» [6].

Е.М. Примаков


Редкий человек способен вырастить в себе личность, способную достойно представлять свою страну, защищать и продвигать ее интересы на внешнеполитической арене. Такая личность, будь это мужчина или женщина, изначально может даже не догадываться, что в будущем может стать министром иностранных дел, но так «строить» себя, «шлифовать» навыки, оттачивать мастерство, накапливать знания, что сама жизнь приведёт к такому результату.

ben-rosett-WdJkXFQ4VHY-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

На мой взгляд министром иностранных дел может стать такой человек, который умеет, прежде всего, владеть собой, обладает эрудицией, острым аналитическим умом, основанным на знаниях, фактах и разнообразном опыте, маневрирует в сложных ситуациях и способен принимать оперативные грамотные решения в быстроменяющемся мире.

Если бы я была министром иностранных дел, я бы отметила следующие наиболее важные основы, которые были бы для меня ориентиром в работе: уверенность в себе, эрудиция, гибкость (но не мягкость), профессионализм, многовекторность проводимой политики. Министр должен быть автономным, иногда жестким, адаптивным под быстроменяющиеся ситуации во внешней политике, «идти от жизни» [4], стратегически просчитывать шаги и последствия от принимаемых решений (отсутствие импульсивности), уметь общаться в коллективе [8]. Несмотря на диаметрально противоположные оценки внешнеполитических решений, как среди населения, так и в профессиональном кругу, значение и ценность самой страны, ее уникальность, право на самостоятельность и жизнь остаются непоколебимыми.

Многопрофильность и многовекторность

В первую очередь я бы делала упор на воспитание поколений дипломатов, которым предстоит быстро адаптироваться под новые вызовы современности, не концентрируясь только на одном регионе. Дипломат должен быть не только эмпатичным и обладать навыками политической психологии, владеть несколькими иностранными языками, знать историю государств, в которых предстоит работать и т.п. (можно сказать, что это основа образования), но и обладать гибким мышлением, выработать свою методологию адаптации и продвижения интересов своей страны, затачивать свое мышление под меняющиеся обстоятельства. Нынешняя ситуация между западными странами и Россией поставила под вопрос многие карьеры дипломатов, так как они были «заточены» только под европейские языки, культуры, регион. Нужно ли говорить, что такая «однобокость» профиля весьма рискованная как для профессионала, так и для государства? Обязательно нужно конвертировать текущую ситуацию и ее «негативные отражения» для России в пользу для себя на будущее и уже сейчас перестраивать модель образования.

Во вторую очередь, будучи министром иностранных дел, я бы проводила многовекторную политику, выстраивая сбалансированные взаимовыгодные отношения с ключевыми игроками в регионах, но и не забывая о небольших государствах, так как они могут быть форпостом интересов, незаметной точкой опоры для распространения влияния. Я бы обратила внимание на «слабые стороны» государств в регионе (в чем они нуждаются?), рассматриваемом для продвижения влияния России, и не исключала бы, особенно, небольшие государства. Действовать нужно на опережение «недружественным странам» (этот термин применим не только к западным государствам), так как «шахматное мышление» в политике – база превентивной дипломатии, экономия времени и ресурсов с долгоиграющим результатом.

В текущей ситуации я уделяла особое внимание государствам Средней Азии, включая страны СНГ (по южным границам России, в первую очередь). В политологии также называют этот регион «южным подбрюшьем». Благодаря наследию СССР, русскоговорящему населению в этом регионе и общему прошлому пока еще можно и нужно выстраивать «опорные точки» для взаимодействия в различных сферах (безопасность, образование, энергетика, культура, торговля, медицина и т.д.). Ввиду недооценки значимости этого региона и географического положения России на Евразийском континенте мы сильно рискуем в государственной безопасности в глобальном масштабе и формировании национальной идентичности внутри своей страны.

Например, одной из общих угроз, является возрастающая роль религиозного экстремизма в регионе, которая проникает через «российских мусульман» на территорию России, подрывая национальную безопасность. Известно, что чем ниже уровень социально-экономического развития и образованности населения, тем выше уровень религиозного экстремизма. Как следствие, необходимо выстраивать и укреплять отношения в сферах образования (как светского, так и религиозного), культуры, усиливать научное сотрудничество. Для этого необходимо сделать доступными основные образовательные программы, налаживать обмен студентами и преподавателями, проводить мероприятия (желательно очные), направленные на «выравнивание» социально-культурного базиса и формирования поколений с общими взглядами и ценностями. Чем качественнее вложения в новые поколения, тем меньше последствий придется ликвидировать ввиду их потери.

В текущей «прокси-войне» между США и Россией, необходимо интенсифицировать отношения с арабскими государствами (Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, Бахрейн, Египет и др.), латиноамериканским регионом (Бразилия, Аргентина, Чили, Панама, Уругвай, Парагвай и др.) и азиатско-тихоокеанским регионом (Тайланд, Китай, Индонезия, Вьетнам, Лаос и др.). Регионы, которые, казалось бы, далеки от России и попадают в «серую зону ее интересов», могут неожиданно стать сильными союзниками и выгодными партнерами, если понять траекторию их развития и потребности.

Траектории взаимодействия региональных блоков государств

Из всех потенциальных сфер взаимодействия отмечу сферу, которая актуальна для всех регионов: это сфера информационной безопасности, предотвращения киберпреступности и формирования системы международной информационной безопасности. Трансграничность информационного пространства обязывает вырабатывать общие правила поведения в ответ на кибер-угрозы, такие как, например, влияние на сознание населения через нейро-лингвистическое моделирование с целью подрыва государственной безопасности, воровство персональных данных, данных банковских карт, зависимость производственных объектов от информационных систем и др..

Ввиду непрекращающегося информационного потока формирование общественного сознания стало хаотичным и противоречивым, сознание человека не успевает перерабатывать информацию в перманентном интенсивном режиме, теряется, что позволяет «перехватит» внимание и заложить нужную идею, внушив, что она была «своей» изначально. Информация стала ценным ресурсом и инструментом по изменению государств, как в позитивном, так и в негативном ключе. Мышление становится клиповым, обрывистым, шаблонным, «тик-токерским» (на несколько секунд), что ведет к когнитивным расстройствам и искаженному восприятию действительности. Не стоит забывать про кибербуллинг, «культуру отмены», которые моментально распространились на всех, кто говорит на русском языке и несет собой русскую культуру. Все это одна из мозаик информационного пространства, которое будет усложняться и влиять на восприятие реальности.

К сожалению, если сами государства начинают такие информационные войны через негосударственные группы, то сложно найти преступника (или группу) и привлечь его к ответственности, особенно, коллективной. Можно обозначить угрозы, сформировать правовую базу, договориться на межгосударственном уровне, сформировать институт ответственности за киберпреступления, но если идет «двусмысленная» политика, то ее раскрытие затруднительно в информационном пространстве.

Качество информации для принятия решений

Преимущество работы во внешнеполитическом ведомстве состоит в доступе к секретным источникам информации, включая дипломатические каналы, разведку и контрразведку, личные контакты. Министр иностранных дел имеет доступ к достоверной и более качественной информации, что позволяет видеть картину «мировой шахматной доски» глобально, а не через призму одной ситуации или одного источника. Кроме того, на процесс принятия решения влияет работа департаментов ведомства, аналитиков и научных сотрудников, практикующих дипломатов. Бесспорно, будучи министром иностранных дел, я бы не распространялась о тех или иных шагах и причинах формирования государственной позиции.

Конечно, зарубежные think tank центры, разрабатывающие сценарии развития международных отношений, действуют на опережение и закладывают свои базисы в упомянутых регионах и сферах в противовес российским интересам, но слабость американской политики в ее навязывании своих амбиций и использовании зависимостей других государств в свою пользу (неравноправное отношение на межгосударственном уровне). Не нужно бороться с такой тактикой поведения, но можно ее использовать в своих интересах для выстраивания противоположной позиции, предсказывая смену вектора противоборствующей стороны. Поэтому основная задача сейчас делать акценты на тех странах, которые могут быть использованы наперед против российских интересов.

Навык амортизации ситуации через юмор

Отметим необходимость министру иностранных дел в любой непредсказуемой ситуации «сохранять лицо», следить за речью, не теряя чувства юмора, как способа «амортизации» сложных ситуаций и, одновременно, признака развитого интеллекта. Так, например, относительно развития текущих международных отношений и попыток западных государств изолировать Россию Сергей Викторович Лавров отметил: «Когда будут опускать железный занавес, могу себе что-нибудь прищемить» [9], «То, что в ООН есть лишний «жирок», — это давно не новость» [1] и др. Конечно, юмор дипломата может быть с «колкостями», но не грубым, ханжеским или оскорбительным. Всегда нужно понимать и чувствовать грань.

Невозможно не вспомнить Виктора Степановича Черномырдина, премьер-министра РФ (14.12.1992-25.12.1993) и известного политика за пределами России, чьи цитаты актуальны и применимы к нашим реалиям: «Никогда не было и вот опять!», «Мы будем уничтожать наше ядерное оружие вместе с Америкой», «Мы хотели как лучше, а получилось как всегда!» [3] и т.д. Юмор располагает, позволяет «считывать» другу сторону через емкость фраз, образует мост понимания между различными культурными мирами, а без взаимопонимания и моста доверия невозможно продвигать внешнеполитические интересы.

Также хорошим примером может быть реакция постоянного представителя РФ при ЕС Владимира Чижова относительно сложившихся отношений между РФ и ЕС в 2011 году: «Нам нужна не кнопка перезагрузки, а педаль акселератора. Речь идет об ускорении нашего взаимодействия, углублении стратегического партнерства» [5]. В завуалированной иронии обозначена проблема, проявлено стремление ее решить динамичным путем, заинтересованность в развитии и легкость в подходе, не пренебрегая интересами представляемой страны.

Конечно, сам дипломат может не стремиться к эскалации, и в этом случае, у него должна быть способность парировать в дискуссии, нивелировать провокации в сложных ситуациях. Прекрасным и свежим примером может являться ответ Чрезвычайного и Полномочного посла РФ в Польше Сергея Вадимовича Андреева, на которого напали враждебно настроенные участники церемонии возложения цветов на мемориале советским воинам. Неожиданно посла облили сиропом алого цвета, и спросили, как он себя чувствует, когда на нем «кровь украинцев», проводя аналогию. С присущим дипломату профессионализмом Сергей Вадимович спокойно ответил: «Он символизирует инсценировку. Такую же инсценировку, как в Буче» [2]. Надеюсь, что он и дальше с таким достоинством будет представлять нашу страну и профессионально защищать честь и профессионализм профессии дипломата.

Репутация зарабатывается годами, а потерять ее можно в один миг. Стоит ли правительствам стран, принимающим сейчас явные антироссийские решения (не только против внешней политики государства, но против всех, кто говорит на русском языке и является носителем русской культуры) так рисковать на перспективу, ведь время спокойно все расставляет по своим местам и отделяет «зерна от плевел» ?

Заключение

В неуправляемом хаосе международных процессов выстраивать крепкие отношения с различными блоками государств является очень непростой задачей. Профессионализм министра иностранных дел, дипломата определяется не только его «заточенностью» на определенный регион, необходимо учитывать многопрофильность и многовекторность при воспитании и обучении нового поколения будущих политиков и дипломатов. Резкий поворот в сторону Южно-Восточного региона заставил «перегруппировать» политические и дипломатические ресурсы для сохранения, как минимум, баланса сил на международной арене.

Вместе с тем, при разработке внешнеполитической стратегии важно обладать и контролировать разнообразные источники информации (официальные, неофициальные), владеть навыками политической психологии, уметь выстраивать доверительные личные отношения [10], обладать навыком «считывания» личности лидера государства, организации, политической партии и т.д., собирать картину, опираясь на мнения экспертов и аналитиков в определенной области и по определенному региону. Одновременно, стоит учитывать факт, что в настоящее время идет ценностный конфликт и информационная война в международных отношениях за сознание и картину мира людей (эффект «мягкой силы»). Особенно это касается «травли» с несогласными через социальные сети, образование, культуру и иначе сферы трансграничного взаимодействия.

Наконец, ненависть не стоит «разгонять» ненавистью, но задача любого дипломата, попытаться нивелировать «острые углы», сдержать накал, эмоциональный удар, попробовать вернуться к «нулевому варианту» отношений [7]. Это можно сделать, как через юмор, так и парируя (владение риторикой, ораторское мастерство) в конфликте. Однако, если все «речевые инструменты» были испробованы, а оппонент не собирался слышать и отступать (свой умысел и тактика поведения), крен в международных отношениях пойдет в негативную сторону и, как следствие, импульсно может отразиться на всей мировой системе. В этом случае «эффект домино» определенных событий может отразиться даже на тех, кто не участвовал в инициировавших его процессах…

Список литературы:

1. «Нужно срезать лишний жирок» — Лавров высказался о деятельности ООН// Интернет-издание Пятый Канал. – URL: https://www.5-tv.ru/news/155158/ (дата посещения: 12.05.2022).

2. «Это не кровь, а сироп, символизирующий инсценировку – как в Буче»: российский посол в Варшаве ответил польскому журналисту. // Интернет-издание «Военное обозрение». – URL: https://topwar.ru/196094-jeto-ne-krov-a-sirop-simvolizirujuschij-inscenirovku-kak-v-buche-rossijskij-posol-v-polshe-otvetil-polskomu-zhurnalistu.html (дата посещения: 12.05.2022).

3. Антон Валагин. Бессмертные фразы Виктора Черномырдина. // Интернет-издание «Российская газета». – URL: https://rg.ru/2013/11/02/frazi-site.html (дата посещения: 12.05.2022).

4. Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел России С.Лаврова в ходе встречи с финалистами трека «Международный» конкурса управленцев «Лидеры России». // Интернет-портал СНГ. – URL: https://e-cis.info/news/566/99085/ (дата посещения: 03.05.2022).

5. Десять лучших шуток от российских дипломатов. // Ведущее государственное информационное агентство ТАСС. – URL: https://tass.ru/obschestvo/5085206?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (режим доступа: 05.05.2022).

6. Е.М. Примаков. Человек века. // Интернет-издание «Российская газета». – URL: https://rg.ru/articles/primakov/ (дата посещения: 05.06.2022).

7. Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова телеканалу «Россия 1» к 75-летию МГИМО МИД России. // Официальный сайт Посольства Российской Федерации в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. – URL: https://m.rus.rusemb.org.uk/article/intervu-ministra-inostrannyh-del-rossijskoj-federacii-svlavrova-telekanalu-rossia-1-k-75-letiu-mgimo-mid-rossii (дата посещения: 01.05.2022).

8. Лавров назвал важнейшие качества дипломата. Ведущее государственное информационное агентство ТАСС. – URL: https://tass.ru/politika/11436657?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата посещения: 03.05.2022).

9. Павел Тарасенко. Сергей Лавров рассказал об отношениях России с Западом на фоне сближения по Сирии. // Интернет-издание «Коммерсант». – URL: https://www.kommersant.ru/doc/2857603 (дата посещения: 09.05.2022).

10. Тамара Астапенкова. Лавров назвал главные качества настоящего дипломата. // Интернет-издание «Звезда плюс». – URL: https://tvzvezda.ru/news/2019717053-S7MND.html (дата посещения: 01.05.2022).


1 44th Annual Study Session ‘Religions and International Human Rights Law’// International Institute of Human Rights of Rene Cassin, Strasbourg, France. - URL: https://www.iidh.org/UK/index.php?p=voir_formation&idFormation=25 (дата обращения: 13.07.2022).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся