Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Контуры китайского направления политики США при администрации Дж. Байдена

28 июня 2023
Распечатать

Автор: Маматханов Родион Султанмуратович, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет

Китай как главный соперник США на долгосрочную перспективу

Продолжающийся рост Китая и его ориентация в сторону построения многополярного мира расцениваются США в качестве угрозы для американского лидерства и ревизионизма сложившейся системы международных отношений. Китайское направление политики Дж. Байдена, как ни странно, полностью соблюдает преемственность идей в отношении КНР, которые были выдвинуты командой Д. Трампа.

 AP5AQ7YUSBOHFL3CUOOZ7EKOGM.jpg

Источник: Reuters       

Администрация Дж. Байдена повторяет тезис команды Д. Трампа о том, что Китай извлёк огромную экономическую, политическую, технологическую и военную выгоду из свободного и открытого международного порядка. Однако если Д. Трамп считал, что современный миропорядок и политика прошлых руководителей США по вовлечению Китая в международные институты и глобальную торговлю «подарили» КНР огромное количество ресурсов, с помощью которых он старается лишить США глобального лидерства, то команда Дж. Байдена дополнительно увязывает стремление Китайской Народной Республики создать международную систему, выгодную исключительно для себя, с желанием сохранить и навязать другим акторам свой авторитарный политический режим.

Американские стратеги новой администрации в доктринальных документах проводят идею о том, что количественное и качественное военное усиление НОАК и милитаризация Индо-Тихоокеанского региона со стороны КНР, технологическая и экономическая зависимость подавляющего большинства стран мира от Китая, регулярное участие Китайской Народной Республики в глобальном управлении продиктовано желанием навязать ценности и нормы своего авторитарного политического режима всем остальным акторам, уменьшить собственную зависимость от мира и стать новой системообразующей державой[1]. Как ни странно, желание сохранить и навязать другим странам китайский авторитарный политический режим администрацией Дж. Байдена обосновывается некими патологиями (стратеги команды Дж. Байдена не отмечают какими конкретно), которые невозможно исправить, и они присущи только высоко персонализированным автократиям[2].

В ответ на ревизионистскую политику Китая, которая способна радикально изменить систему международных отношений, а также привести к вытеснению США из мировой экономики и глобального управления Соединённые Штаты при Дж. Байдене ориентированы сдержать Китай на основе следующих инструментов:

1. Инвестиции в американскую экономику и развитие Вооружённых Сил США.

США делают ставку на модернизацию американской инфраструктуры, а именно производство и внедрение новых материалов, повышающих конкурентоспособность своих товаров на внутреннем и внешнем рынках, развёртывание сети 5G, создание искусственного интеллекта и биотехнологий, на производство полупроводников с целью ограничить деятельность китайских компаний на рынке США[3].

Обновление ВС США будет основываться на форсированном развитии американских систем ПРО и ядерной триады, разработке гиперзвуковых ракетных комплексов, а также формировании специальной военной стратегии с учётом растущих боевых возможностей КНР.

2. Консолидация антикитайской коалиции.

США, желая сохранить выгодную конфигурацию сил в Индо-Тихоокеанском регионе, ориентированы вовлечь в противостояние с Китаем своих европейских и азиатских союзников и партнёров. США преподносят возможную победу Китая в борьбе за будущий миропорядок в качестве трагедии для всех своих демократических союзников и партнёров. Такой вектор политики для США особенно важен, потому что США при Д. Трампе потеряли солидарность со многими своими союзниками и партнёрами из-за слишком радикальной политики. Дж. Байдену важно вернуть доверие к США, потому что консолидация антикитайской коалиции рассматривается администрацией 46-го президента Соединённых Штатов в качестве главного стратегического превосходства над КНР.

США определили для себя, что будут углублять сотрудничество в рамках уже созданных антикитайских союзов (AUKUS, QUAD и ANZUS), расширять партнёрские связи со странами Юго-Восточной Азии, особенно с теми, у кого территориальные споры с Китаем, укреплять обороноспособность Тайваня, Индии, Японии, Австралии и Южной Кореи, а также реагировать на системные вызовы КНР в рамках НАТО. Последнее особенно важно, ибо сдерживание Китая со стороны Североатлантического альянса и потенциальное объединение AUKUS, QUAD и ANZUS в единый военный союз (подобие «тихоокеанского НАТО») в обозримом будущем могут спровоцировать резкую эскалацию соперничества и милитаризацию не только в Индо-Тихоокеанском регионе, но и во всём мире. Первые предпосылки такого прогноза есть, ибо в новой Стратегической концепции НАТО, которая была принята по итогам Мадридского саммита в июне 2022 г., чётко написано, что Китай и Россия, их попытки подорвать основанный на правилах международный порядок противоречат ценностям и интересам Североатлантического альянса, а также нацелены на сами страны Союза, и наносят ущерб их безопасности[4].

3. Объединение усилий с европейскими и азиатскими союзниками США для конкуренции с КНР.

Данный инструмент логически вытекает из предыдущего, однако концентрируется на экономических, технологических и социально-политических вопросах сотрудничества США со своими союзниками и партнёрами в борьбе с Китаем. США будут привлекать своих союзников к операциям по защите свободы судоходства в Тайваньском проливе и Южно-Китайском море, поддержке Тайваня, созданию выгодных торгово-экономических соглашений, разработке и принятию санкций против КНР из-за нарушения прав и свобод человека в Тибете, Гонконге и Синьцзяне.

Важным событием в практическом воплощении данного вектора политики стал «Саммит за демократию» (9-10 декабря 2021 г.) Данная многосторонняя встреча обладала декоративным характером, потому что не привнесла каких-либо важных результатов, а, наоборот, образовала противоречия во взаимоотношениях между США и их союзниками в Европе и Азии. Особенно по вопросу приглашения некоторых стран. Такие союзники США по НАТО, как Турция и Венгрия приглашены не были, а некоторые государства, в которых наблюдается проблема с обеспечением прав и свобод человека, наоборот, участвовали в саммите. Сюда относятся: Ангола, Демократическая Республика Конго, Ирак, Кения, Замбия, Филиппины и Польша. На мероприятие был приглашён Тайвань, что напрямую свидетельствует об антикитайской направленности саммита. Участие Китайской Республики в корне противоречит поддержке принципа «одного Китая», которая была высказана Дж. Байденом во время виртуальной встречи с С. Цзиньпином в 2021 г.[5].

Таким образом, США при Дж. Байдене стараются построить системный и многовекторный, но более агрессивный внешнеполитический курс в отношении Китая. Такая внешняя политика несёт в себе прямую угрозу не только для КНР, но и для стабильности всей международной системы.

Обвиняя Китай в милитаризации Индо-Тихоокеанского региона, США сами формируют антикитайские альянсы, модернизируют как свои вооружения, так и союзников в ИТР. Такой решительный настрой США обостряет гонку вооружений и усиливает геополитическое соперничество.

Особенно важно обратить внимание на тезисы администрации Дж. Байдена о том, что США продолжат оказывать Тайваню военно-политическую поддержку, а также будут сдерживать КНР, но уже в рамках НАТО. Американская военная помощь Тайваню сводит на нет конструктивный диалог между Тайбэем и Пекином, а деление мира на блоки со стороны США и ориентация на всестороннее соперничество с КНР уже привели к непредсказуемости в сфере обеспечения глобальной стратегической стабильности.

Список источников и литературы

1. NATO 2022 Strategic Concept // The North Atlantic Treaty Organization. – URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2022/6/pdf/290622-strategic-concept.pdf

2. Readout of President Biden’s Virtual Meeting with President Xi Jinping of the People’s Republic of China // The White House. – URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/11/16/readout-of-president-bidens-...

3. Remarks of President Joe Biden – State of the Union Address as Prepared for Delivery // The White House. – URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/03/01/remarks-of-president-joe-biden-...

4. The Biden-Harris Administration’s National Security Strategy // The White House. – URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/11/8-November-Combined-PDF-for-Upload.pdf


[1] The Biden-Harris Administration’s National Security Strategy // The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/11/8-November-Combined-PDF-for-Upload.pdf (дата обращения 09.05.2023).

[2] Там же.

[3] Remarks of President Joe Biden – State of the Union Address as Prepared for Delivery // The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/03/01/remarks-of-president-joe-biden-... (дата обращения 09.05.2023).

[4] NATO 2022 Strategic Concept // The North Atlantic Treaty Organization. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2022/6/pdf/290622-strategic-concept.pdf (дата обращения 09.05.2023).

[5] Readout of President Biden’s Virtual Meeting with President Xi Jinping of the People’s Republic of China // The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/11/16/readout-of-president-bidens-... (дата обращения 09.05.2023).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся