Блог Лаборатории аналитики ИАМП

«Если бы я был(а) министром иностранных дел...»

13 октября 2022
Распечатать

В статье сделана попытка прогноза и описания возможного развития международных отношений в ближайшие годы с точки зрения главы внешнеполитического ведомства: как будут меняться мировые тенденции, какие цели и направления будут ключевыми для внешней политики России.

Автор: Елена Гребенкина, старший преподаватель кафедры Мировой экономики, международных отношений и права Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), эксперт Института актуальных международных проблем Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации

if.jpg

Фото: Константин Кокошкин / Global Look Press

Если бы я была министром иностранных дел, то, скорее всего, мне пришлось бы выстраивать внешнюю политику в существенно изменившихся условиях. Безусловно, основной задачей стало бы не только сохранение и поддержка исторически сложившихся дружественных отношений России со многими странами мира, но и их дальнейшее развитие. Возможно, в новой внешнеполитической ситуации остались бы актуальными следующие направления развития и совершенствования внешней политики России.

Во-первых, это взаимодействие России со странами на пространстве СНГ. В ближайшие годы, учитывая политику «санкций» со стороны западных стран, Россия будет больше внимания уделять своим ближайшим соседям, развивая экономические и интеграционные связи с ними. В этих условиях продолжит развиваться Союзное государство России и Беларуси, однако стоило бы разрабатывать и развивать преимущества этого государства, которые привлекли бы в него новых участников — не только страны СНГ, но и например, страны ЕС, поддерживающие сотрудничество с Россией (Сербия, Венгрия), в качестве наблюдателей или непостоянных членов.

Позиции таких организаций, как ОДКБ и Евразийский экономический союз, очевидно, продолжат усиливаться — для этого, как недавно отметил глава МИД С.В. Лавров, уже созданы Евразийский фонд и Евразийский банк [3]. Это означает, что в ближайшие годы Министерством иностранных дел будут разрабатываться и соглашения об одной или нескольких общих евразийских валютах. Кроме того, возможна активная реализация проекта «Большого Евразийского партнёрства», объединяющего Россию, страны СНГ, Индию, Китай и (в перспективе) страны АТР. Такой проект позволит превратить Евразию в новый геополитический центр мира [4, с. 6-7], а его осуществление позволит России использовать свои геополитические преимущества и стать одной из ключевых стран этого пространства.

Во-вторых, в условиях агрессивных нападок коллективного Запада, России потребуется укреплять отношения со странами Востока, Азии, Африки и Латинской Америки. На основе экономических связей можно запустить процесс формирования ряда общих форумов по взаимодействию с этими странами (по аналогии с форумом «Россия-Африка»).

На мой взгляд, потребовалась бы разработка новой программы по укреплению сотрудничества со странами Азии, Африки и Латинской Америки. В этой программе могли бы устанавливаться уровни сотрудничества, в которых учитывались бы разные сферы (экономика, культура, наука, спорт, экология и т. д.), торговые показатели, количество общих организаций, мероприятий и т. п. Наибольшее преимущество при участии в этой программе должны получать страны, отказывающиеся от размещения западного вооружения и западных военных баз на своей территории, расторгающие соглашения о выдаче иностранных граждан третьим странам, и т. д. Таким образом, выход из подобных соглашений позволит незападным странам стать частью нового, многостороннего миропорядка и отстаивать собственные интересы.

В-третьих, по-прежнему останутся актуальными вопросы безопасности, в том числе из-за того, что западные страны стремятся сохранить свою гегемонию и разрушать другие страны (в особенности, Россию и Китай) с помощью гибридного противостояния. Более того, некоторые исследователи указывают на то, что конфликтность в международных отношениях последовательно нарастает, а противоречия между странами накапливаются [6]. Опасность заключается в том, что «слабеет страх перед большой войной», и часть мировой элиты даже начинает стремиться к ней, не рассматривая иного варианта разрешения противоречий.

Тем не менее, у России появляется множество сторонников среди стран, являющихся новыми «центрами силы» на международной арене: Китай, Индия, ЮАР, Иран, Саудовская Аравия, некоторые страны Латинской Америки (Бразилия, Венесуэла). Этим странам становится близка идея собственной, независимой политики [2], позволяющая сотрудничать друг с другом напрямую, без разрешения каких-либо гегемонов, устанавливающих и постоянно меняющих свои «правила» в ущерб международному праву.

Незападные страны только начинают формировать свой общий ответ на вызовы и угрозы со стороны США и блока НАТО, однако этот процесс стоило бы существенно ускорить. На ближайшие годы следует рассматривать, как минимум, два сценария. Первый: произойдёт объединение новых, незападных центров в общую организацию, способную уравновесить НАТО и возникнет новая биполярная международная система. Второй сценарий: объединение будет неявным, в рамках существующих организаций (ОДКБ, ШОС, БРИКС и других), которые добавят или усилят свои повестки по безопасности, добавят новых членов (в том числе в статусе наблюдателей, партнёров и т. п.) и заключат соответствующие соглашения. Кроме того, существует возможность по созданию механизмов объединения усилий таких организаций в случае угрозы безопасности государствам, входящим в них. Это может проявиться, например, в виде соглашения между организациями или в виде отдельных статей о взаимопомощи между организациями в их уставах. Такие соглашения должны будут фактически создавать взаимодополняющие пространства безопасности, в перспективе объединяя Россию и СНГ, Китай, Индию, Ближний и Средний Восток, север и юг Африки, ряд стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Некоторые исследователи отмечают роль России как «поставщика безопасности» [1] ‒ не только на пространстве СНГ, но и в других регионах мира. К примеру, до сих пор работают механизмы урегулирования, созданные при активном участии России (по ситуации в Ливии, Сирии и т. д.). Такое направление, в целом, традиционно свойственно внешней политике России. Несомненно, в ближайшие годы у нашей страны есть существенные возможности для укрепления и развития в этом качестве. Также в ближайшем будущем Россия продолжит международное сотрудничество в сфере нераспространения оружия массового уничтожения и борьбы с целым рядом разновидностей преступности (экстремизм, терроризм, наркоторговля, организованная преступность, киберпреступность и т. д.).

В-четвёртых, будет продолжаться освоение новых пространств, таких как Арктика и Антарктика, Мировой океан, космос и киберпространство. В условиях сокращения мировых запасов полезных ископаемых неизбежно возникнет вопрос о разработке новых месторождений в Арктике и Антарктике. В связи с этим существенно возрастёт роль России в Арктическом совете и роль самой этой организации, в которую попытаются войти страны, нуждающиеся в ресурсах, но не имеющие арктических территорий (например, Сингапур и Индия) [7]. Поэтому уже сейчас следует разрабатывать программы и проекты, регулирующие отношения в этой области. Что касается Мирового океана и космоса, в двух этих пространствах сохранятся две основные составляющие, которые должны решаться на международном уровне: экологическая составляющая и нераспространение вооружений.

В скором времени появятся и новые направления деятельности в киберпространстве, с которыми нужно будет работать дипломатам. Например, по вопросам защиты прав граждан в различных сегментах Интернета, в сфере оборота криптовалют, по вопросам взаимодействия с искусственным интеллектом, в виртуальных пространствах с проекциями пользователей и дополненной реальностью (так называемых «метавселенных», пока только создаваемых американскими и китайскими корпорациями). В этих сферах будут актуальными вопросы идентификации пользователей, их взаимодействие неизбежно будет создавать различные ситуации, требующие применения если не норм права (которое ещё не создано), то положений какого-либо соглашения, регулирующего отношения в этой виртуальной среде. Особенно это актуально, если доступ к каким-либо функциям сервисов ограничивается из-за принадлежности пользователей к стране, как сейчас это происходит в сервисах «Google» или «Twitter».

Кроме того, особую роль следует уделять информационной политике, проводимой Министерством. В условиях постоянных провокаций, вызовов и угроз России следовало бы перейти к более уверенной, активной стратегии в информационной сфере, инициируя многочисленные расследования по нарушениям международного права, допущенные недружественными странами, привлекая при этом большое количество зарубежных СМИ, как официальных, так и неофициальных. Также было бы полезным заключить соглашения со СМИ из дружественных стран (например, стран БРИКС) о перекрёстных визитах журналистов на места событий, что способствовало бы распространению в мире более объективной картины происходящего.

В целом, внешняя политика России в ближайшие годы должна способствовать укреплению нашей страны в качестве одного из ведущих глобальных центров мирового развития. Как отмечает Б.Н. Кузык, Россия может найти своё новое внешнеполитическое и внешнеэкономическое место в мире, если выберет верное направление и стратегию национального развития [5, с. 183]. Это зависит от того, каким образом произойдёт переход в экономике: от преобладания сырьевой и экспортной составляющей к целостному развитию, в том числе к развитию науки и технологий, которые позволят стране войти в шестой технологический уклад — с гуманизацией технологий, экологичными производствами, формированием глобального технологического пространства [5, с. 332-333].

Таким образом, с помощью обозначенных направлений внешней политики Россия сможет усиливать свои позиции на международной арене, сохранять международную безопасность в реальных и виртуальных пространствах, а также развивать взаимовыгодное сотрудничество со многими странами мира.


Список литературы:

1. Безруков А. Лекция «Мир нуждается в сборке по-новому. Эволюция против революции». // Официальный канал Фонда Горчакова на Youtube. ‒ URL: https://youtu.be/ba-uFrddFew (дата обращения: 08.09.2022).

2. Брилев С. Взгляд из Латинской Америки: немыслимые для Европы лозунги. / Вести в субботу. // Медиаплатформа «Смотрим». – URL: https://smotrim.ru/article/2719464 (дата обращения: 08.09.2022).

3. Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на «правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, 26 января 2022 года. // Министерство иностранных дел Российской Федерации. – URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1795942/ (дата обращения: 08.09.2022).

4. Караганов С.А. От поворота на Восток к Большой Евразии. // Международная жизнь. 2017. №5. С. 6-18.

5. Кузык Б.Н. Россия и мир в XXI веке. / Б.Н. Кузык. ‒ М.: Институт экономических стратегий, 2006. ‒ 640 с.

6. Стратегия для России. Российская внешняя политика: конец 2010-х – начало 2020-х годов. Тезисы рабочей группы Совета по внешней и оборонной политике, май 2016 г. / под ред. С.А. Караганова, Ф.А. Лукьянова. // Совет по внешней и оборонной политике. – URL: http://svop.ru/wp-content/uploads/2016/05/%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%81%D1%8B_23%D0%BC%D0%B0%D1%8F_... (дата обращения: 08.09.2022).

7. Филатов С. Арктика: горячие будни холодного края. // Международная жизнь, 14.05.2017. ‒ URL: https://interaffairs.ru/news/show/17535 (дата обращения: 08.09.2022).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся