Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Евразийский поворот России в условиях формирования многополярности: ориентиры и реальность

4 июля 2023
Распечатать

Автор: Маматханов Родион Султанмуратович, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета

Евразийское направление внешней политики России всегда распространялось на всё постсоветское пространство и иногда на некоторых ближневосточных и восточноазиатских акторов (Турция, Иран, Афганистан и Монголия). Данное внешнеполитическое направление России, которому уделяли не слишком большое внимание, всегда было составной частью комплексной азиатской политики РФ. Однако начало нового этапа соперничества США и их союзников с Россией в 2022 г. вновь актуализировало вопрос о возрождении евразийского поворота в российской внешней политике среди отечественных политиков. В частности, в новой Концепции внешней политики Российской Федерации отражены основные контуры евразийской стратегии России:

xiao-kangxin-XkGDbD8AvFg-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Во-первых, Российская Федерация характеризует себя в качестве самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, которая сплотила русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира[1].

Во-вторых, Россия стремится к преобразованию Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания[2].

В-третьих, в целях своего собственного устойчивого развития и процветания, преобразования ближнего зарубежья в зону мира и добрососедства, а также формирования более широкого интеграционного контура в Евразии РФ будет выстраивать взаимовыгодные экономические отношения прежде всего с государствами-членами ЕАЭС и странами, заинтересованными в развитии экономических отношений с Россией[3].

В данный момент возрождение евразийства во внешней политике России продиктовано ещё и ориентацией РФ в сторону построения справедливой многополярной системы международных отношений. Иными словами, окончательная переориентация России с Евроатлантики на Евразию и желание консолидировать евразийские силы, особенно постсоветские страны, выступают в качестве инструментов, с помощью которых Россия сможет внести весомый вклад в создание многополярности. В частности, косвенно об этом недавно говорил Президент РФ В.В. Путин, заявляя о том, что Евразийский экономический союз (ЕАЭС) становится одним из центров формирующейся многополярности: «С удовлетворением отмечаю, что сотрудничество в рамках Евразийского союза продолжает укрепляться, и наше объединение последовательно утверждается в качестве одного из самостоятельных и самодостаточных центров формирующегося многополярного мира»[4].

Евразийский поворот России в современных условиях стал не просто вынужденным, а необратимым. Российская Федерация, как никогда, настроена на формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического пространства в Евразии. Однако, как показывают нынешние экономические и военно-политические реалии в Евразии, успешно реализовать обновлённую евразийскую стратегию России будет непросто по следующим причинам.

Во-первых, институты многостороннего сотрудничества в Евразии, например, СНГ, ЕАЭС и ОДКБ, сегодня показывают свою несостоятельность из-за отсутствия какой-либо объединяющей идеи. Последние заявления Армении о возможном выходе из ОДКБ[5], а также слабая активность Евразийского экономического союза и Содружества независимых государств только показывают кризис данных интеграционных образований.

Во-вторых, в Евразии обосновались определённые акторы, которые напрямую конкурируют с Россией за влияние в регионе. К таким странам можно отнести США, Китай, Турцию и Иран. США осуществляют военно-политическую поддержку Армении и Казахстана, продавая им оружие, привлекая к участию в военных учениях и отправляя своих военных инструкторов в данные страны, (с 2003 г. в Казахстане проводятся военные манёвры «Степной орёл» с участием некоторых стран НАТО: США и Великобритании; в 2023 г. Армения планирует принять участие в двух учениях командования сухопутных войск США в Европе – KFOR (Силы Косово) и Sabre Junction).

Китай стал ведущим торговым партнёром всех стран Евразии. Особенно крепки экономические отношения КНР со среднеазиатскими странами. При этом КНР наращивает своё влияние при помощи кредитов, которые вгоняют страны-заёмщики в долговую яму, а также строительства и покупки местной инфраструктуры в рамках программы «Пояс и путь».

Турция и Иран являются одними из активных игроков в том же нагорно-карабахском конфликте. Турция является ведущим экономическим и военным спонсором Азербайджана, а Иран – Армении.

В-третьих, сама концепция евразийства крайне непопулярна среди государств Евразии. У России пока что не выходит создать какую-либо выгодную идею, с помощь которой можно было объединить под своим лидерством страны Евразии, особенно постсоветские. Евразийство непонятно и непопулярно, а советская идентичность уничтожена под корень. В этой связи проблемы и вносят институты мягкой силы России, которые работают не совсем эффективно. Например, «Русские центры» Фонда «Русский мир» хоть и обучают жителей Закавказья и Средней Азии русскому языку, открывают для них русскую культуру, но количество людей в странах данных регионов, которые хотели бы уехать в Россию, осуществлять взаимовыгодный экономический/межкультурный/политический диалог или просто положительно относиться к самой РФ, сильно не увеличивается.

Для эффективной реализации евразийского поворота внешней политики России необходимо разработать для других акторов чёткий и привлекательный идеологический концепт, подкреплённый весомыми экономическими достижениями самой Российской Федерации, а также убедить евразийские страны в том, что прежнего мирового порядка, каким мы его знали во главе с США, больше не будет уже никогда. России необходима консолидация евразийских сил под своим началом, потому что такое мощное объединение может стать одной из ведущих сил в построении справедливого многополярного мироустройства. Однако пока некоторые лидеры постсоветских стран будут заявлять о том, что ДНР и ЛНР – квазигосударственные образования, а ОДКБ выходит из их страны, то о каком-либо возрождении евразийства речи и быть не может.

В итоге вопрос об идеологическом аспекте в евразийском направлении политики России пока что остаётся открытым, потому что современная практика создания и развития наднациональных интеграционных институтов и проектов исключительно на экономической основе терпит крах. Яркими подтверждениями в данный момент выступают не только интеграционные институты Евразии, но и Европы (ЕС), чьи лидеры заявили о необходимости перехода к новой модели сотрудничества и разработке конкретной объединяющей идеи, например, концепции европейского суверенитета или стратегической автономии. В данный момент отсутствие идеологической стержневой основы у евразийства не сможет привести к созданию интегрированного экономического и политического пространства в Евразии, которое бы стало одним из будущих основ новой многополярной системы международных отношений.

Список источников и литературы

1. Армения выйдет из ОДКБ, если посчитает ее «недееспособной организацией» // Информационное агентство ТАСС. – 2023. – URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17810443

2. Путин заявил, что ЕАЭС становится одним из центров многополярного мира // Информационное агентство ТАСС. – 2023. – URL: https://tass.ru/ekonomika/17842713

3. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Администрация Президента России. – URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/udpjZePcMAycLXOGGAgmVHQDIoFCN2Ae.pdf


[1] Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Администрация Президента России. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/udpjZePcMAycLXOGGAgmVHQDIoFCN2Ae.pdf (дата обращения 27.05.2023).

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Путин заявил, что ЕАЭС становится одним из центров многополярного мира // Информационное агентство ТАСС. 2023. URL: https://tass.ru/ekonomika/17842713 (дата обращения 27.05.2023).

[5] Армения выйдет из ОДКБ, если посчитает ее «недееспособной организацией» // Информационное агентство ТАСС. 2023. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17810443 (дата обращения 27.05.2023).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся