Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Центральная Азия в «авангарде» актуальной постглобализации

4 июля 2023
Распечатать

Автор: Токольдошев Дастан Канатбекович, научный сотрудник и ведущий эксперт Института стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском университете

Концептуальная «трансформация» новейшей модели международных отношений (особенно актуализировавшаяся в период с середины 2010-х годов и до наших дней и связанная с переходом активного противостояния блока западных и западоориентированных государств с рядом государств Востока во все более широкоформатную, инклюзивную и глобальную систему конкуренции и борьбы) внесла в ее ядро большое количество новых стратегически значимых регионов. Постепенно набирающие обороты масштабные процессы рассредоточения и разбалансировки устоявшихся систем распределения зон влияния мировых лидеров создают принципиально новую картину мира, важное место в которой теперь отведено новообразующимся блокам сил и связанным с ними новейшим геоэкономическим и политическим механизмам. Обозначенные процессы полицентризации мироустройства не обошли стороной и Центральную Азию – уникальный и самобытный регион, являющий собой своеобразный «перекресток» интересов Российской Федерации, Китайской Народной Республики, Соединенных Штатов Америки, Турции, Ирана и многих других региональных и внерегиональных лидеров.

axp-photography-L5LfWz_LHtk-unsplash.jpg

Источник: Unsplash      

Наблюдаемое в настоящий момент превращение в один из очагов ускоренного развития новых международных политических преобразований Центральная Азия переживает впервые со времен событий конца XIX – начала XX вв. Благодаря своему уникальному расположению ЦА всегда являлась и является поныне основной «транзитной зоной» внешнестратегических интересов каждого влиятельного игрока на мировой арене. Так, именно близость к Индии, Китаю, Ирану и России открывает для каждой республики региона широкий выбор различных опций для реализации собственных транспортно-логистических и торговых задач, позволяет налаживать партнерские контакты не только в политике, но и в экономике и международных финансах. Отдельная выгода от уникального территориального расположения региона возникает и в вопросах формирования различных коалиций, призванных оказывать содействие сохранению политической и социально-экономической безопасности.

Вместе с тем, как уже было упомянуто ранее, уникальность Центрально-Азиатского региона привлекала серьезное внимание и множества внерегиональных влиятельных лидеров. Наиболее показательным в преломлении данного тезиса примером может послужить активность Турецкой Республики, предпринимающей все возможные действия с целью создания политического единства с рядом тюркоызячных государств, в числе которых Киргизия, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. При более детальном рассмотрении внутриполитических процессов республик ЦА можно также отметить и сохраняющуюся вовлеченность интересов США и стран Европы, реализуемую посредством деятельности многочисленных негосударственных фондов и организаций, прямо или косвенно связанных с западными политическими элитами. В основном носящая характер финансовой поддержки тех или иных политических групп и социально активных представителей населения, программ по развитию образования, медицины и здравоохранения, данная активность хоть и не превосходит уровень влияния того же Китая или Российской Федерации в регионе (как правило, отражающегося на общей политической направленности стран ЦА), однако все еще является наблюдаемой и способной при определенных обстоятельствах закрепить за коллективным Западом некоторые существенные рычаги воздействия.

Подтверждением тезиса о превращении ЦА в регион сосредоточения и развития множества международно-политических процессов также может послужить и часто освещаемая в СМИ и в политологической экспертной среде реакция центральноазиатских республик на наиболее злободневные явления современной международной политики и экономики. Так, во время событий 2021 г. в Афганистане, связанных с приходом к власти в стране движения «Талибан»* и стремительным выводом военного контингента Соединенных Штатов, в ряде государств ЦА формировалось неоднородное, иногда доходившее до противоречивости мнение относительно вопросов дальнейшего сотрудничества со вновь установленным режимом талибов. Подобные «разночтения» становились объектом повышенного интереса как внутри региона, так и за его пределами, и на основании подобной разницы реакций республик ЦА, часть из которых имеет общую с Афганистаном границу, во многом базировался и продолжает базироваться генезис нового взаимодействия с властью в этой стране у ряда региональных организаций, начиная от ШОС и заканчивая ОДКБ.

Дополнительным примером факта авангардизации ЦА как ключевого региона Евразийского континента, благополучие и стабильность которого способны определять благополучие и всех соседних регионов, может послужить и так называемый «казахстанский кризис» 2022 года. Беспорядки, произошедшие в начале минувшего года в РК, поспособствовали созданию абсолютно нового взгляда на роль и место ОДКБ в политических процессах Центральной Азии. Коллективные усилия по борьбе с беспорядками, угрожавшими перерасти в открытое боестолкновение вооруженных граждан с силами охраны правопорядка, произошло в немалой степени по причине нежелания представителей власти государств региона допустить любого рода дестабилизацию, способную превратить весь регион в горячую точку и спровоцировать дальнейшую неконтролируемую эскалацию.

Третьим примером, наглядно демонстрирующим заинтересованность глобальных центров сил во взаимодействии с ЦА, послужит часто упоминаемый как в средствах массовой информации, так и в кругах экспертов «разворот России на Восток», под которым в том числе подразумевают и среднеазиатские страны нынешнего постсоветского пространства. Одной из наиболее существенных причин активного пересмотра руководством Российской Федерации своих принципов и подходов к реализации внешнестратегических целей, в том числе и переориентировки на повсеместное и широкопрофильное сотрудничество с ЦА, является обострившийся украинский кризис и последовавшее за ним развертывание специальной военной операции. В условиях полного политического изоляционизма со стороны коллективного Запада, активно осуждающего проведение Россией СВО на территории Украины, а также беспрецедентно высокого санкционного давления, осуществляемого исключительно в целях нанесения серьезного урона российской экономике, официальная Москва предприняла меры по переориентации на курс усиленного политического и экономического сближения с Кыргызстаном, Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.

Все перечисленные аспекты в равной степени поспособствовали приобретению Центральной Азией статуса политически и экономически важного региона, сохранение благополучия и поддержка развития которого в настоящий момент коррелирует с представлениями лидирующих держав, соседствующих с ним (Китай, Россия, Иран), о принципах гармоничного и выдержанного в духе добрососедства и взаимовыручки совместного социоэкономического, политического и культурного развития. Данный подход (а именно – усилия по коллективному сохранению стабильности в регионе) во многом может быть инкорпорирован в общую систему развертывания процессов, способствующих возрождению «евразийства» как идеологического и политического явления, базирующегося на принципах мультикультурализма и всеобщей солидарности народов Евразии. В условиях турбированного развития международных политических процессов и постоянно меняющейся политической архитектоники мира «евразийство» приобретает реальный шанс получить новое осмысление и стать тенденцией континентального масштаба.



* "Талибан" решением Верховного суда РФ в 2003 году признан террористической организацией и запрещен на территории России.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся