Блог Лолиты Красиковой

Еврооптимизм vs евроскептицизм: что ждать французам от выборов 2022?

6 сентября 2021
Распечатать

2022 год ознаменуется для Франции сложным выбором: выбором президента на ближайшие 5 лет. Сложным его можно обозначить по причине того, что «как корабль назовешь, так он и поплывет». От того, к кому народ Франции будет более благосклонен весной 2022 года зависит путь развития, по которому Франция будет двигаться до 2027 года. Сойдутся ли Эммануэль Макрон (далее – Э. Макрон) и Марин Ле Пен (далее – М. Ле Пен), два главных противника времен 2017 года, вновь на избирательной политической арене? Увидим ли мы противостояние французских еврооптимистов и евроскептиков вновь? Ответы на эти вопросы становятся очевиднее с каждым днем.

12450579_0_0_3078_1934_1920x0_80_0_0_0bbce8331b0a231b25b1540afe68518b.jpg

Источник: Reuters

Несмотря на то, что на данный момент официального выдвижения Э. Макрона в кандидаты на выборах президента 2022 года не случилось, есть основания предполагать, что действующий президент Франции попытается закрепить успех выборов 2017 г. вторым президентским сроком. Об этом может свидетельствовать тот факт, что 1 сентября администрация президента одобрила кампанию движения «Молодые с Макроном» по поддержке Э. Макрона в качестве президента еще на 5 лет. Данная операция направлена на привлечение внимания молодых избирателей к кандидатуре Э. Макрона: он предстает героем сериала Netflix, «президентом молодых», которые, в свою очередь, должны подписаться «еще на 5 сезонов» президентства (2022-2027)1. В случае выдвижения Э. Макрону придется вновь вступить в борьбу с главным соперником времен 2017 года и по совместительству лидером французских евроскептиков правого толка М. Ле Пен, поскольку её кандидатура была выдвинута еще в январе 2020 года.

Вступят ли в очередное противоречие программы Э. Макрона и М. Ле Пен? Очевидно, что да, поскольку они являются представителями разных идеологий. В то время, как Э. Макрон является одним из самых ярких еврооптимистов, М. Ле Пен выступает с позиции еврокритицизма. Однако необходимо учесть произошедшую трансформацию риторики французских евроскептиков, ключевая особенность которой заключается в отказе от идей Фрекзита и выхода из зоны евро. Для более детального понимания основных противоречий и сходств риторики еврооптимистов и евроскептиков в межвыборный период (2017-2022) необходимо проанализировать их программы и риторику, начиная с предвыборных кампаний 2017 года и заканчивая сегодняшним днем.

2017-2021: противоречия между еврооптимистами (Э. Макрон) и евроскептиками (М. Ле Пен)

Позиции еврооптимистов и евроскептиков вступают в противостояние, что естественно, поскольку они являются противоборствующими политическими лагерями во Франции. Стоит отметить, однако, что благодаря снижению радикальности позиции еврооптимистов, по некоторым практикам европейской интеграции точка зрения и предложенные инициативы Э. Макрона и М. Ле Пен приближаются друг к другу. Можно выделить три основных вопроса для анализа: противоречия относительно европейской интеграции, возможные сценарии развития ЕС, предложенные еврооптимистами и евроскептиками, позиция по Брекзиту.

Европейская интеграция: прошлое, настоящее и будущее

Результат деятельности институтов ЕС за всё время его существования оценивался еврооптимистами и евроскептиками крайне противоположно. В то время как еврооптимисты в лице Э. Макрона считали ЕС одним из главных достижений европейцев, евроскептики утверждали, что все проблемы Франции – результат деятельности ЕС. Важно заметить, что обе стороны признают существование причин кризиса ЕС и предлагают их решения. Например, вопрос миграции. Если евроскептики предлагали заботиться в исключительно о европейцах, еврооптимисты разработали программы по обучению беженцев и предоставлению им убежища. Также стороны занимают противоположные позиции по вопросу дальнейшей европейской интеграции. Еврооптимисты выступают за путь углубления интеграции вглубь, евроскептики же видят необходимость в снижении уровня взаимозависимости и переориентации европейской интеграции в партнерство под названием «Европейский альянс наций», где главную роль играет национальное государство. На сегодняшний день радикальность евроскептиков снизилась, и оба лагеря выступают за существование Франции в составе ЕС, однако с разной степенью зависимости и подчинения наднациональным институтам. Наконец, будущее ЕС тоже вызывает между лагерями ряд споров. Например, оба лагеря защищали точку зрения, согласно которой ЕС далее не мог существовать так, как существует сегодня: ему нужны серьезные глубокие реформы. Стоит, однако, отметить, что их мнение расходилось в отправной точке того, какими будут эти реформы. Если еврооптимисты предлагали придать ЕС больше наднациональности посредством создания значительного числа новых наднациональных институтов, евроскептики выступают с позиции сокращения их количества и сужения их функционала.

Признавая приверженность французов к ЕС, оба лагеря согласны с необходимостью модернизировать и реформировать ЕС. Однако, если еврооптимисты предлагают двигаться по пути большей интеграции в рамках ЕС, евроскептики, наоборот, предлагают путь снижения уровня взаимозависимости. Их программы можно сравнить с двумя полюсами Север-Юг на глобусе. Такая полярность может прослеживаться в каждом пункте анализа. Во-первых, если еврооптимисты предлагают в своей программе создание наднационального института зоны евро, такого как парламент зоны евро, а также создание общего бюджета зоны евро, евроскептики выдвигают на передний план необходимость подчинить евро национальным экономикам, а также упразднить Европейский центральный банк, дабы избавиться от наднациональности в денежно-кредитной политике. Во-вторых, вопрос открытости границ также вызывает противоречия между лагерями. Так, еврооптимисты выступают за создание общеевропейской пограничной службы, а евроскептики декларируют, что следует пресекать многочисленные потоки ультралиберальной глобализации во Францию. В-третьих, тенденция противоположности мнений прослеживается и по вопросу бюджета ЕС. Еврооптимисты выступают с позиции сохранения общего бюджета ЕС, в то время как евроскептики видят перспективы в том, чтобы минимизировать межстрановое финансовое снабжение ЕС до финансирования лишь каких-либо специальных проектов и миссий. Наконец, позиции еврооптимистов и евроскептиков сталкиваются в вопросе наднациональности. Если первые предлагают создание большого числа наднациональных органов, например, таких как общеконтрольные органы продовольственного рынка или Совет безопасности ЕС, вторые выдвигают инициативу ликвидации ряда институтов ЕС, в число которых входит Еврокомиссия. Последняя должна быть упразднена, и на её основе должен быть создан Генеральный секретариат Европейского совета.

Итак, позиция евроскептиков и еврооптимистов относительно настоящего ЕС сходится в том, что в ЕС есть проблемы, которые нужно решать, что ЕС необходимо реформировать. Однако в то же время их программы отличаются друг от друга мерами, которые необходимо принять, отвечая на вызовы времени.

Брекзит - исторический прецедент, не ставший примером

Немаловажен анализ позиции противоборствующих во Франции сторон относительно Брекзита. Брекзит, изначально считающийся прецедентом, который должен был послужить отправной точкой, по мнению евроскепиков, для выхода ряда стран из состава ЕС, не повлек за собой, как ожидалось, ряда «бракоразводных процессов» с другими странами ЕС помимо Соединенного Королевства. Если изначально М. Ле Пен заявляла о намерении вывести Францию из состава ЕС по примеру Великобритании и считала Брекзит историческим провалом ЕС, в 2020 году она заявила, что признает сложность «бракоразводного» процесса ЕС и Великобритании и в связи с этим больше не является сторонником Фрекзита2. Однако важно отметить, что несмотря на снижение радикальности риторики евроскептиков по вопросу Брекзита, они считали, что если Европа не пойдет по предложенному ими пути построения «Европейского альянса наций», она потерпит еще больший провал, нежели выход одной страны из ЕС.

Для еврооптимистов Брекзит всегда являлся сигналом тревоги и печальной страницей истории, стимулом для дальнейшего углубления интеграции, который должен был побудить страны ЕС сплотиться. Также одним из главных последствий Брекзита еврооптимисты считали проблему финансовой системы и границ для обеих сторон, в связи с чем они заявляли о необходимости реструктурировать системы финансовых взаимоотношений в ЕС, а также отказаться от взаимозависимости со странами, которые не входят в состав ЕС.

Итак, точки зрения французских противников и сторонников европейской интеграции соприкасались в том, что выход Великобритании из состава ЕС оказался достаточно сложным и комплексным процессом, в связи с чем ряд практик и принципов развития европейской интеграции должен быть реформирован.

Продолжение следует…

Суммируя все вышеизложенное, можно прийти к выводу, что в глобальном смысле евроскептики и еврооптимисты во Франции, будучи сторонниками противоборствующих политических лагерей, пришли к компромиссу относительно того, что ЕС должен продолжать писать свою историю. Однако, не стоит забывать, что все-таки они являются сторонниками противоположных политических движений, что делает невозможным полное и безусловное сближение позиций по ключевым факторам. Проблемы ЕС признаются обоими, однако они видят разные пути их решения. Глубоко реформирование – единственно правильный путь для двух сторон, однако еврооптимисты берут вектор на углубление интеграции в рамках ЕС, а евроскептики поворачиваются на 180 градусов и берут вектор на построение «Европейского альянса наций» с низким уровнем взаимозависимости государств в рамках объединения. Брекзит занимает особую нишу в вышеупомянутых дебатах, играя роль побуждающего фактора к большему сплочению с точки зрения еврооптимистов и отправной точкой к реформированию ЕС в новое объединение по мнению евроскептиков.

Выборы 2022 г. могут явить миру и, в частности, Франции новые (или обновленные по сравнению с риторикой 2017-2021 годов) программы реформирования ЕС, как со стороны еврооптимистов, так и со стороны евроскептиков. Очевиден тот факт, что евроскептики в данный момент времени не прибегнут к возврату и распространению идей по выходу Франции из ЕС и еврозоны, поскольку приверженность французов к европейской интеграции неоднократно доказана, и евроскептики это понимают. Предполагается, что оба лагеря (без привязки к конкретным личностям) вновь признают проблемы и кризисы ЕС, решение которых будет незамедлительно предложено с началом предвыборной кампании. Однако то, какими степенью радикальности (в случае евроскептиков) и глубиной (в случае еврооптимистов) будут отличаться их программы, - станет ясно несколько позже.


[1] https://www.lefigaro.fr/elections/presidentielles/presidentielle-2022-les-jeunes-avec-macron-lancent-une-campagne-de-communication-inspiree-de-netflix-20210901 [2] https://www.euronews.com/2020/02/06/marine-le-pen-eu-has-more-to-lose-on-brexit-but-i-don-t-want-frexit
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся