Блог Кристины Ермак

Цена мира: что значит делимитация армяно-азербайджанской границы?

24 апреля 2024
Распечатать

«Народ встал на борьбу» – отметил депутат фракции «Армения» Г. Даниелян, комментируя ситуацию в Тавушской области Армении. С 19 апреля жители приграничных сел северо-восточной части страны продолжают блокировать участки межгосударственной дороги Армения-Грузия в районе сел Киранц ,Воскепар и Баганис.  По соглашению, принятому на восьмой встрече комиссии по делимитации и демаркации 19 апреля,  граница между Арменией и Азербайджаном пройдет по линии: Баганис (РА) - Баганис Айрым (АР), Воскепар (РА) - Ашагы Аскипара (АР), Киранц (РА) - Хейримли (АР) и Беркабер (РА) - Кызыл Гаджилы (АР). Основой для установления новых границ выступит Алма-Атинская декларация 1991 года. Как запуск делимитации отразиться на мирном процессе и какие последствия это будет иметь для сторон?

Пограничные вопросы оставались краеугольным камнем армяно-азербайджанского мирного процесса. В истории двусторонних отношений «апрельское соглашение» является беспрецедентным, поскольку ранее территориальный статус-кво формировался военным путем. Мир «ускользал» от сторон в поисках его новой формулы с сентября 2023 года. Ни обмен пленными, ни встречи на европейских и прочих площадках не приводили к подвижкам. Риск эскалации в приграничных районах повышался по мере учащения обстрелов и подрывов солдат на минах. Достигнутым 19 апреля 2024 г. соглашением стороны провели первую черту под обсуждениями контуров мира.

Поддержка соглашения не заставила себя долго ждать: договоренность приветствовали все, начиная от ООН, ЕС, США, до Катара, Грузии и Турции. Президент Армении В. Хачатурян солидаризировался с политикой премьер-министра. Прокомментировал достигнутую договоренность и Иран: представитель МИД Исламской Республики заявил об уважении решения сторон. Будучи особо заинтересованным в региональном мире, Иран поддерживает любые шаги, которые препятствуют росту напряженности между Баку и Ереваном и милитаризации Южного Кавказа. Россия, по состоянию на 23 апреля, не комментировала соглашение делимитационной комиссии.

pashinyan.jpg

Фото: press office of the Prime Minister of RA

Вторая жизнь Алма-Атинской декларации

Определяя Алма-Атинскую декларацию как основу в процессе делимитации границы, стороны признают территорию друг друга в границах бывших республик СССР. Документ не закрепляет территориальные пределы, а правовая природа декларации не подразумевает обязательный характер. Для Еревана и Баку документ выступает политическим маяком, через свет которого проходят «мирные инициативы». Для Армении руководствоваться декларацией — значит окончательно признать Нагорный Карабах частью Азербайджана. Как заявил Н. Пашинян в интервью британским СМИ, армянская сторона не собирается вести войну за Нагорный Карабах. Алма-Атинскую декларацию премьер-министр отнес к фундаментальным принципам мирной повестки. В свете дискуссий об изменении армянской Конституции как условии подписания мирного договора шаг с определением Алма-Атинской декларации как основы территориального урегулирования представляется движением по пути наименьшего сопротивления. Для Баку достижение уступок от Еревана означает «сохранение мяча» на своей стороне сейчас и прологом для будущего воплощения в жизнь собственного видения мира.

Переход четырех сел Тавушской области означает утрату суверенной территории современной Армении. Согласно ст. 205 армянской Конституции, вопросы об изменение территории решаются посредством референдума. С территориальными уступками и вытекающими для местных жителей последствиями возникает вопрос о контроле над стратегическими артериями: транспортной и энергетической. В районе Тавуша проходит автомобильная магистраль Армения — Грузия и газопровод, связывающий Армению с Россией через Грузию. Прецедент использования маршрута Красный мост — Севкар — Берд для поставки газа в Армению через Азербайджан имел место в 2021 г. Причиной временной смены маршрута стали ремонтные работы на газопроводе «Северный Кавказ — Закавказье». Однако если три года назад ситуация развивалась в технической плоскости, в настоящий момент политическая обстановка выступает императивом. Автомобильная трасса М-4 через Тавушскую область связывает Армению и Грузию в одной из четырех точек через КПП «Баграташен». Пропускные пункты «Бавра», «Гогован» и «Привольное» располагаются западнее, что делает дорогу через Тавуш прямым путем к КПП «Верхний Ларс». Через этот пункт осуществляется транзит армянских товаров в Россию.

Соглашение о демаркации для Армении — подтверждение равноудаленности общественных нарративов и официальной политики Еревана. Региональная конфигурация изменилась, что требует адаптации к новым реалиям. Однако действие без опоры на общество и диалог с ним чревато усилением разобщенности. Политика армянского руководства вписывается в формулу «мир любой ценой». Отягощает обстановку заключение соглашение в преддверии 24 апреля, Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 года. 18 марта и 17 апреля Н. Пашинян посетил села Воскепар, Баганис и Киранц. Мартовская встреча последовала после заявления офиса вице-премьера Азербайджана Ш. Мустафаева о передаче неэксклавных сел. На встрече с жителями обсуждался процесс делимитации и последующее установление транспортных коммуникаций. Параллельно со стороны руководства Армении звучали противоречивые заявления: от возможности перехода территорий под физический контроль до обвинений «определенных политических сил» в дезинформации относительно передачи четырех сел Азербайджану.

Невзирая на то, что в ходе пресс-конференции 12 марта 2024 г. премьер-министр исключил первый сценарий, риторика Н. Пашиняна на встрече с жителями приграничных территорий строилась на угрозах новой войны в случае сохранения территорий в составе Армении. Однако посыл Н. Пашиняна о том, что мы должны уступить, чтобы избежать новой войны, был отторгнут населением. Ни попытки «наладить диалог» с жителями Тавушской области усилиями вице-премьера М. Григоряна, ни переговоры Н. Пашиняна с руководителями сел, ни межфракционные обсуждения делимитации в армянском парламенте не убедят общество принять территориальные уступки. Как заявил премьер-министр в интервью британским СМИ, решениями, принятыми в процессе делимитации, Армения продемонстрировала свою искренность в желании достичь мира с Азербайджаном. Однако моральные императивы власти и населения не имеют точек соприкосновения. Для армянского общества подрыв территориальной целостности страны путем уступок равносилен капитуляции, что усиливает фрустрацию после сентября 2023 года. Отсутствие качественного диалога с обществом расширяет сложившийся вакуум.

Территориальный гештальт Баку расширяется. Вопрос эксклавов и анклавов актуализировался в переговорной повестке после сентября 2023 года. Принадлежность территорий обсуждалась по итогам 44-дневной войны, однако в практическую плоскость тема перешла после перехода Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана. Для Баку помимо статуса Нагорного Карабаха актуальной остается пограничная проблематика, охватывающая «эксклавные» и «неэкславные» территории. Под «неэкскалавными» Азербайджан подразумевает села, подконтрольные Армении. Решить вопрос эксклавов Баку планирует в процессе делимитации, когда передача вторых имеет первостепенное значение. Решительность официального Баку подкрепляется общественной поддержкой. По результатам опроса, который провел Центр социальных исследований Азербайджана 15–18 марта, 95,8% респондентов из 390 участников уверены в «скором освобождении» сел.

Как заявил депутат правящей партии Армении А. Хачатрян, инициатива начать процесс делимитации с северо-восточного участка границы исходила из Баку. Подобному шагу со стороны Азербайджана имеется объяснение: «возвращение» четырех армянских сел соответствует условию Баку об обеспечении устойчивой логистической связи с Нахичеванью. Особое внимание уделяется территориям, в которых происходили пограничные обстрелы последние три месяца: Тавушская область в северо-восточной части Армении, Гегаркуникский и Сюникский районы — в южной. Последняя остается в фокусе Баку ввиду отсутствия прямого транспортного сообщения с Нахичеванью. Возможность его установления Баку видит в продвижении проекта Зангезурского коридора. Невзирая на развитие Аразского коридора через Иран и автомобильной дороги Горадиз — Джебраил — Зангилан — Агбенд, путь через Мегри остается его незыблемой целью.

10 января 2024 г. И. Алиев заявил о безальтернативности создания Зангезурского коридора и отметил, что в противном случае граница с Арменией не будет открыта. Однако смещение практического фокуса на северо-восточную часть Армении обусловлено не только растущим территориальным гештальтом Баку. Зангезурский коридор — красная линия для Ирана, и Тегеран стремится не допустить продвижения турецкого влияния в регионе. Расшатывать отношения для Баку и Тегерана невыгодно ввиду наращивания экономических связей, в том числе через участие в транснациональных проектах. Строительство участка МТК «Север — Юг» по линии Решт — Астара служит ключевым связующим звеном. И для Ирана, и для Азербайджане развитие логистической сети региона — стратегическая цель.

Для Армении существуют риски в процессе достижения внешнеполитического мира усилить внутреннюю смуту. Отсутствие общественного доверия к действиям властей и единства позиций в политических кругах не ведет к «исцелению национального сознания», и было бы наивно полагать, что процесс делимитации начнется и завершится этими четырьмя селами. В «программу минимум» переговорной позиции Баку включены вопросы анклавов (территории, окруженные территорией Армении), а также претензии на изменение армянской Конституции с целью юридического отказа от Декларации о независимости как цементообразующего элемента современной армянской государственности.

Для России начало делимитации армяно-азербайджанской границы происходит параллельно с уходом российского миротворческого контингента (РМК) из Нагорного Карабаха. По заявлению армянского премьер-министра, российские пограничники, дислоцированные в Тавушской области, покинут посты после делимитации. Официального уведомления в адрес Москвы не поступало. Ожидается, что встреча руководителей, проведение которой намечается «в краткосрочной перспективе», расставит точки «над и» в это вопросе. Москва действует исходя из сложившихся политических реалий, и в поисках баланса южнокавказской политики планомерно расширяет партнерские связи с Баку. Подтверждение тому — состоявшийся 22 апреля визит И. Алиева в Москву. Как отметил помощник азербайджанского лидера Х. Гаджиев, встреча прошла в духе стратегического партнерства и союзнических отношений между Азербайджаном и Россией. Однако это не означает отказ от Армении как партнера. Действия властей и историческая связь народа не равнозначны, а европейский реверс армянской политики должен стать импульсом для переосмысления двусторонних связей. Ценность российско-армянского диалога растет. Следует различать последствия «политического алармизма» и выверенные шаги: «заморозка» членства Армении в ОДКБ, торпедирование участия в переговорных форматах по линии СНГ отягощают политический климат. Однако роль России в регионе остается значимой. Диверсификация политики с учетом региональной динамики и многообразия оттенков интеграционных процессов представляется стратегически верным сценарием.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся