Цена мира: что значит делимитация армяно-азербайджанской границы?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
«Народ встал на борьбу» – отметил депутат фракции «Армения» Г. Даниелян, комментируя ситуацию в Тавушской области Армении. С 19 апреля жители приграничных сел северо-восточной части страны продолжают блокировать участки межгосударственной дороги Армения-Грузия в районе сел Киранц ,Воскепар и Баганис. По соглашению, принятому на восьмой встрече комиссии по делимитации и демаркации 19 апреля, граница между Арменией и Азербайджаном пройдет по линии: Баганис (РА) - Баганис Айрым (АР), Воскепар (РА) - Ашагы Аскипара (АР), Киранц (РА) - Хейримли (АР) и Беркабер (РА) - Кызыл Гаджилы (АР). Основой для установления новых границ выступит Алма-Атинская декларация 1991 года. Как запуск делимитации отразиться на мирном процессе и какие последствия это будет иметь для сторон?
Пограничные вопросы оставались краеугольным камнем армяно-азербайджанского мирного процесса. В истории двусторонних отношений «апрельское соглашение» является беспрецедентным, поскольку ранее территориальный статус-кво формировался военным путем. Мир «ускользал» от сторон в поисках его новой формулы с сентября 2023 года. Ни обмен пленными, ни встречи на европейских и прочих площадках не приводили к подвижкам. Риск эскалации в приграничных районах повышался по мере учащения обстрелов и подрывов солдат на минах. Достигнутым 19 апреля 2024 г. соглашением стороны провели первую черту под обсуждениями контуров мира.
Поддержка соглашения не заставила себя долго ждать: договоренность приветствовали все, начиная от ООН, ЕС, США, до Катара, Грузии и Турции. Президент Армении В. Хачатурян солидаризировался с политикой премьер-министра. Прокомментировал достигнутую договоренность и Иран: представитель МИД Исламской Республики заявил об уважении решения сторон. Будучи особо заинтересованным в региональном мире, Иран поддерживает любые шаги, которые препятствуют росту напряженности между Баку и Ереваном и милитаризации Южного Кавказа. Россия, по состоянию на 23 апреля, не комментировала соглашение делимитационной комиссии.
Фото: press office of the Prime Minister of RA
Вторая жизнь Алма-Атинской декларации
Определяя Алма-Атинскую декларацию как основу в процессе делимитации границы, стороны признают территорию друг друга в границах бывших республик СССР. Документ не закрепляет территориальные пределы, а правовая природа декларации не подразумевает обязательный характер. Для Еревана и Баку документ выступает политическим маяком, через свет которого проходят «мирные инициативы». Для Армении руководствоваться декларацией — значит окончательно признать Нагорный Карабах частью Азербайджана. Как заявил Н. Пашинян в интервью британским СМИ, армянская сторона не собирается вести войну за Нагорный Карабах. Алма-Атинскую декларацию премьер-министр отнес к фундаментальным принципам мирной повестки. В свете дискуссий об изменении армянской Конституции как условии подписания мирного договора шаг с определением Алма-Атинской декларации как основы территориального урегулирования представляется движением по пути наименьшего сопротивления. Для Баку достижение уступок от Еревана означает «сохранение мяча» на своей стороне сейчас и прологом для будущего воплощения в жизнь собственного видения мира.Переход четырех сел Тавушской области означает утрату суверенной территории современной Армении. Согласно ст. 205 армянской Конституции, вопросы об изменение территории решаются посредством референдума. С территориальными уступками и вытекающими для местных жителей последствиями возникает вопрос о контроле над стратегическими артериями: транспортной и энергетической. В районе Тавуша проходит автомобильная магистраль Армения — Грузия и газопровод, связывающий Армению с Россией через Грузию. Прецедент использования маршрута Красный мост — Севкар — Берд для поставки газа в Армению через Азербайджан имел место в 2021 г. Причиной временной смены маршрута стали ремонтные работы на газопроводе «Северный Кавказ — Закавказье». Однако если три года назад ситуация развивалась в технической плоскости, в настоящий момент политическая обстановка выступает императивом. Автомобильная трасса М-4 через Тавушскую область связывает Армению и Грузию в одной из четырех точек через КПП «Баграташен». Пропускные пункты «Бавра», «Гогован» и «Привольное» располагаются западнее, что делает дорогу через Тавуш прямым путем к КПП «Верхний Ларс». Через этот пункт осуществляется транзит армянских товаров в Россию.
Соглашение о демаркации для Армении — подтверждение равноудаленности общественных нарративов и официальной политики Еревана. Региональная конфигурация изменилась, что требует адаптации к новым реалиям. Однако действие без опоры на общество и диалог с ним чревато усилением разобщенности. Политика армянского руководства вписывается в формулу «мир любой ценой». Отягощает обстановку заключение соглашение в преддверии 24 апреля, Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 года. 18 марта и 17 апреля Н. Пашинян посетил села Воскепар, Баганис и Киранц. Мартовская встреча последовала после заявления офиса вице-премьера Азербайджана Ш. Мустафаева о передаче неэксклавных сел. На встрече с жителями обсуждался процесс делимитации и последующее установление транспортных коммуникаций. Параллельно со стороны руководства Армении звучали противоречивые заявления: от возможности перехода территорий под физический контроль до обвинений «определенных политических сил» в дезинформации относительно передачи четырех сел Азербайджану.
Невзирая на то, что в ходе пресс-конференции 12 марта 2024 г. премьер-министр исключил первый сценарий, риторика Н. Пашиняна на встрече с жителями приграничных территорий строилась на угрозах новой войны в случае сохранения территорий в составе Армении. Однако посыл Н. Пашиняна о том, что мы должны уступить, чтобы избежать новой войны, был отторгнут населением. Ни попытки «наладить диалог» с жителями Тавушской области усилиями вице-премьера М. Григоряна, ни переговоры Н. Пашиняна с руководителями сел, ни межфракционные обсуждения делимитации в армянском парламенте не убедят общество принять территориальные уступки. Как заявил премьер-министр в интервью британским СМИ, решениями, принятыми в процессе делимитации, Армения продемонстрировала свою искренность в желании достичь мира с Азербайджаном. Однако моральные императивы власти и населения не имеют точек соприкосновения. Для армянского общества подрыв территориальной целостности страны путем уступок равносилен капитуляции, что усиливает фрустрацию после сентября 2023 года. Отсутствие качественного диалога с обществом расширяет сложившийся вакуум.
Территориальный гештальт Баку расширяется. Вопрос эксклавов и анклавов актуализировался в переговорной повестке после сентября 2023 года. Принадлежность территорий обсуждалась по итогам 44-дневной войны, однако в практическую плоскость тема перешла после перехода Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана. Для Баку помимо статуса Нагорного Карабаха актуальной остается пограничная проблематика, охватывающая «эксклавные» и «неэкславные» территории. Под «неэкскалавными» Азербайджан подразумевает села, подконтрольные Армении. Решить вопрос эксклавов Баку планирует в процессе делимитации, когда передача вторых имеет первостепенное значение. Решительность официального Баку подкрепляется общественной поддержкой. По результатам опроса, который провел Центр социальных исследований Азербайджана 15–18 марта, 95,8% респондентов из 390 участников уверены в «скором освобождении» сел.
Как заявил депутат правящей партии Армении А. Хачатрян, инициатива начать процесс делимитации с северо-восточного участка границы исходила из Баку. Подобному шагу со стороны Азербайджана имеется объяснение: «возвращение» четырех армянских сел соответствует условию Баку об обеспечении устойчивой логистической связи с Нахичеванью. Особое внимание уделяется территориям, в которых происходили пограничные обстрелы последние три месяца: Тавушская область в северо-восточной части Армении, Гегаркуникский и Сюникский районы — в южной. Последняя остается в фокусе Баку ввиду отсутствия прямого транспортного сообщения с Нахичеванью. Возможность его установления Баку видит в продвижении проекта Зангезурского коридора. Невзирая на развитие Аразского коридора через Иран и автомобильной дороги Горадиз — Джебраил — Зангилан — Агбенд, путь через Мегри остается его незыблемой целью.
10 января 2024 г. И. Алиев заявил о безальтернативности создания Зангезурского коридора и отметил, что в противном случае граница с Арменией не будет открыта. Однако смещение практического фокуса на северо-восточную часть Армении обусловлено не только растущим территориальным гештальтом Баку. Зангезурский коридор — красная линия для Ирана, и Тегеран стремится не допустить продвижения турецкого влияния в регионе. Расшатывать отношения для Баку и Тегерана невыгодно ввиду наращивания экономических связей, в том числе через участие в транснациональных проектах. Строительство участка МТК «Север — Юг» по линии Решт — Астара служит ключевым связующим звеном. И для Ирана, и для Азербайджане развитие логистической сети региона — стратегическая цель.
Для Армении существуют риски в процессе достижения внешнеполитического мира усилить внутреннюю смуту. Отсутствие общественного доверия к действиям властей и единства позиций в политических кругах не ведет к «исцелению национального сознания», и было бы наивно полагать, что процесс делимитации начнется и завершится этими четырьмя селами. В «программу минимум» переговорной позиции Баку включены вопросы анклавов (территории, окруженные территорией Армении), а также претензии на изменение армянской Конституции с целью юридического отказа от Декларации о независимости как цементообразующего элемента современной армянской государственности.
Для России начало делимитации армяно-азербайджанской границы происходит параллельно с уходом российского миротворческого контингента (РМК) из Нагорного Карабаха. По заявлению армянского премьер-министра, российские пограничники, дислоцированные в Тавушской области, покинут посты после делимитации. Официального уведомления в адрес Москвы не поступало. Ожидается, что встреча руководителей, проведение которой намечается «в краткосрочной перспективе», расставит точки «над и» в это вопросе. Москва действует исходя из сложившихся политических реалий, и в поисках баланса южнокавказской политики планомерно расширяет партнерские связи с Баку. Подтверждение тому — состоявшийся 22 апреля визит И. Алиева в Москву. Как отметил помощник азербайджанского лидера Х. Гаджиев, встреча прошла в духе стратегического партнерства и союзнических отношений между Азербайджаном и Россией. Однако это не означает отказ от Армении как партнера. Действия властей и историческая связь народа не равнозначны, а европейский реверс армянской политики должен стать импульсом для переосмысления двусторонних связей. Ценность российско-армянского диалога растет. Следует различать последствия «политического алармизма» и выверенные шаги: «заморозка» членства Армении в ОДКБ, торпедирование участия в переговорных форматах по линии СНГ отягощают политический климат. Однако роль России в регионе остается значимой. Диверсификация политики с учетом региональной динамики и многообразия оттенков интеграционных процессов представляется стратегически верным сценарием.
Магистрант Евразийского учебного института (ЕУИ) МГИМО МИД России
Блог: Блог Кристины Ермак
Рейтинг: 0