Блог Людмилы Королевой

Проблема «Fragile states»

3 Ноября 2020
Распечатать

Проблема «Fragile states» существовала на протяжении долгого периода времени и, действительно, является важной составляющей современных международных отношений. Считается, что первый всплеск в возникновении такого рода государств произошел после Второй мировой войны, когда начался активный процесс деколонизации африканских и азиатских государств, а второй – после окончания Холодной войны, когда социалистический блок прекратил свое существование. В обоих случаях начали появляться новые, еще не окрепшие государства, которые зачастую не могли стать полноценными игроками на мировой арене. В ряде государств причиной тому стали экономические и/или политические кризисы, в других – рост этнической напряженности или начало гражданских войн. Где-то эти явления вылились в революции, а где-то привели к сложным гуманитарным ситуациям. Однако несмотря на то, что выражение «fragile states» уже прочно укоренилось в политических и не только кругах, у ученых до сих пор нет единого определения этого понятия.

asdf.jpg

Kellie Ryan/IRC

Некоторые эксперты считают, что словосочетание «fragile state» приравнивается к понятию «failed state», что означает «несостоявшееся государство»1. На мой взгляд, это неправильно, ведь несостоявшееся государство – это государство, которого уже, скорее всего, не существует, чего нельзя сказать о «fragile state», так как государство может продолжать существование, несмотря на свою слабость.

Другие убеждены, что «fragile state» — это нестабильное государство. Я считаю, что и такое определение не вполне подходящее, так как нестабильность время от времени может проявляться в каждом из государств – где-то в большей, а где-то в меньшей степени, но это не означает, что государство тут же ослабевает.

Согласно Collins Dictionary2, «fragile» означает нечто слабое и неопределенное, что вряд ли сможет противостоять сильному давлению или нападению. Исходя из этого определения, мне кажется, что, говоря о «fragile state», следует иметь в виду хрупкое государство, которое на протяжении долгого периода времени является нестабильным и впоследствии может прекратить свое существование из-за определенного рода давления, как внутреннего, так и внешнего.

Организация экономического сотрудничества и развития дает немного иное определение3: fragile state – это государство, которое имеет слабые возможности для выполнения основных функций управления и которое не способно развивать взаимно конструктивные отношения с обществом. Они более уязвимы к внутренним и внешним потрясениям, таким как экономический кризис или стихийное бедствие.

Несмотря на отсутствие единого определения данного понятия, существует ряд критериев, благодаря которым, можно оценить деятельность и состояние государства, а, соответственно, и выявить эти самые хрупкие государства. Эти критерии делятся на 4 группы4:

- единства/сплоченности (сюда относится оценка уровня безопасности; фрагментация государственных институтов по этническому, классовому, клановому, расовому или религиозному признакам; взаимоотношение правящих элит и использование этими элитами националистской риторики; царящие в обществе настроения и пр.);

- экономические (экономический спад; неравномерность экономического развития; «утечка мозгов» и в целом, количество людей, которые буквально бегут из страны и пр.);

- политические (легитимность государственной власти; открытость государства, его отношение к гражданам; предоставление государством гражданам основополагающих услуг (например, услуг здравоохранения); соблюдение прав человека; верховенство закона и пр.);

- социальные (здесь речь идет о давлении, которое оказывается на государство со стороны населения (например, давление, связанное с обеспечением продовольствием, доступом к безопасной воде и другими ресурсами для поддержания жизни), со стороны групп лиц, которые были вынуждены перемещаться внутри страны, со стороны внешних акторов).

На основании всех этих критериев функционирует Fragile State Index5, который и оценивает уровень хрупкости государств. Несмотря на то, что на сайте уже представлен ряд информации относительно 2020 г., я бы хотела рассказать об итогах 2019 г., так как в отношении текущего года еще рано делать выводы. В прошлом году самым уязвимым государством стал Йемен, и причиной этому послужила гражданская война между хуситами и правительственными войсками, которая продолжается с 2014 г., а также спровоцированный ею гуманитарный кризис. Создатели этого индекса утверждают, что самая большая опасность кроется не столько в том, что Йемен занял 1 место этого анти-рейтинга (кстати, уже второй год подряд), а в том, что в Йемене в частности и в регионе в целом буквально за одно десятилетие произошел такой значительный упадок. И, действительно, Ближний Восток никогда нельзя было назвать самым спокойным регионом мира, но после событий Арабской весны ситуация, на мой взгляд, становится все хуже и хуже, особенно в ряде стран таких как, например, Ливия.

Помимо Йемена среди худших государств этого рейтинга присутствуют Сомали (по признанию многих экспертов, самая опасная страна мира; также серьезные экономические и политические проблемы, гуманитарный кризис), Южный Судан (политическая нестабильность, продолжительный вооруженный конфликт, многочисленные природные катаклизмы, тяжелая гуманитарная ситуация), Сирия (в первую очередь, конечно, гражданская война) и Конго (опять-таки нестабильная политическая ситуация, кризисы и вспышка лихорадки Эбола).

Что касается самого крепкого и жизнеспособного государства, то им была признана Финляндия (178 место). За ней расположились Норвегия, Швейцария, Дания и Австралия.

Интересно, что в 5-ку стран6, положение которых в сравнении с результатами 2018 г. значительно ухудшилось, попала Великобритания. Скорее всего, это связано с процессом выхода страны из Евросоюза, постоянным расколом в Парламенте, сменой премьер-министра и т.д. Также сюда попали Венесуэла (фактическое образование двоевластия в стране, тяжелый гуманитарный и экономический кризисы), Бразилия (значительные внутренние проблемы, а также приход к власти президента с довольно-таки правыми взглядами), Никарагуа (продолжительные антиправительственные протесты) и Того (изменение Конституции страны, что спровоцировало политический кризис и народные протесты, а также усугубляющийся экономический кризис).

Если же говорить о 5-ке стран, в состоянии которых наблюдаются положительные тенденции, то это – Эфиопия, Кения, Узбекистан, Непал и Гамбия.

Как мы видим даже из этих немногочисленных примеров, напряженность в государствах может возникать совершенно по любым поводам, начиная от борьбы за ресурсы и заканчивая какими-то нерешенным межгрупповыми проблемами. А впоследствии эта напряженность может перерасти в конфликт опять же из-за множества причин. Все они сложны, а иногда и непредсказуемы, вот почему так важно существование такого рода индекса, который может заранее предупредить об ухудшении ситуации в какой-либо стране, чтобы и сами правительства, и другие мировые акторы могли предпринять определенные эффективные меры для решения возникающих проблем. Ведь мы живем в сложно взаимосвязанном мире, где существование одного хрупкого государства будет нести негативные последствия не только для самого государства и его населения, но и для его соседей и других государств региона, а порой даже и мира. Именно поэтому так важно оказывать помощь и поддержку «fragile states» и стремится сделать так, чтобы их становилось все меньше и меньше.

Примечания

1 - Failed State // Encyclopedia Britannica: website. – URL: https://www.britannica.com/topic/failed-state (accessed 30.07.2020).

2 - Definition of Fragile // Collins Dictionary: website. – URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/fragile (accessed 30.07.2020).

3 - Fragile States // NSDS Guidelines: website. – URL: https://nsdsguidelines.paris21.org/node/291 (accessed 20.07.2020).

4 - Indicators // Fragile States Index: website. – URL: https://fragilestatesindex.org/indicators/ (accessed 30.07.2020).

5 - Fragile States Index // Fragile States Index: website. – URL: https://fragilestatesindex.org (accessed 30.07.2020).

6 - Fragile States Index 2019 // ISSUU: website. – URL: https://issuu.com/fundforpeace/docs/9511904-fragilestatesindex (accessed 30.07.2020).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся