Грузия готовится к членству в Энергетическом сообществе
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
27 февраля 2017 г., во время визита в Тбилиси, Директор Секретариата Энергетического сообщества Янез Копач встретился с премьер-министром Георгем Квирикашвили и Министром энергетики Кахой Каладзе, для того чтобы обсудить предстоящие реформы энергетического сектора страны, и в особенности, присоединение к Энергетическому сообществу и приведение его в соответствие с нормами Договора об учреждении Энергетического сообщества. В чем цель этого объединения и каким образом членство Грузии в нем отразится на интересах России?
Энергетическое сообщество – инструмент обеспечения энергетической безопасности ЕС
Договор об Энергетическом сообществе был подписан в Афинах 25 октября 2005 г. представителями Совета ЕС, Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Бывшей югославской Республики Македонии, Сербии и Черногории, Румынии, Турции, Хорватии, а также представителями временной администрации ООН в Косово (МООНК). Договор вступил в силу 1 июля 2006 г. [1]
18 декабря 2009 года к договору присоединилась Молдавия, 24 сентября 2010 года – Украина. Грузия имела в Сообществе статус наблюдателя с 2007 года, которым на данный момент обладают Турция (с ноября 2006 года), Норвегия (также с ноября 2006 года) и Армения (с октября 2011 года) [2].
Также, необходимо отметить, что запрос о получении в Энергетическом сообществе статуса наблюдателя подала республика Беларусь. На Министерском совете в октябре 2016 года этот запрос был первоначально рассмотрен и получил положительную оценку.
В сентябре 2015 года Ираклий Гарибашвили, на тот момент премьер-министр Грузии, заявил о том, что Грузия намерена стать полноценным членом Европейского энергетического сообщества.
После того, как 1 июля 2016 года вступило в силу соглашение об ассоциации с ЕС, подписанное сторонами в 2014 г., Грузия подписала протокол о присоединении 18 октября 2016 года во время сессии Министерского совета ЭС.
Цель сообщества состоит в том, что в определенные установленные сроки государства-стороны Договора обязаны либерализовать рынки энергоносителей на принципах законодательных актов Евросоюза, и путем внедрения соответствующих директив ЕС. Т.е. фактически, речь идет о распространении действия законодательных актов ЕС на государства, которые не являются членами ЕС, но имеют стратегически важное значение для энергобезопасности союза.
В перечень актов, к которым автоматически присоединяется государство при подписании договора об Энергетическом сообществе входят директивы и регламенты ЕС по электричеству, газу, нефти, возобновляемым источникам энергии, энергоэффективности и окружающей среде. Договором Энергетического сообщества устанавливаются конкретные жесткие сроки выполнения сторонами обязательств. Ряд директив и регламентов ЕС являются неотъемлемой частью договора об учреждении Энергетического сообщества и должны автоматически выполняться государством, подписывающим протокол о присоединении.
Если обратить внимание на Протокол о присоединении Грузии к Энергосообществу, то можно заметить, что в нем особо подчеркивается то, что, поскольку Грузия не имеет общих границ ни с одним из государств-членов ЕС, необходимо искать особые решения для интеграции рынков энергоресурсов [3].
Секретариатом ЭС был составлен проект Закона об Энергетике, который в настоящий момент обсуждается в ведомствах Грузии. Цель нового пакета норм – имплементация норм Договора (а значит, и норм ЕС) на территории Грузии. Ратификация протокола о присоединении к энергетическому сообществу, по оценкам Секретариата, ожидается весной 2017 года. Таким образом, де-юре нормы Европейского союза в области энергетики, в частности – Третьего энергопакета, уже распространяются на Украину, Молдавию и в ближайшем будущем они должны быть исполнены Грузией. А для того, чтобы обеспечить и фактическую их имплементацию, в рамках договора предусмотрены сроки исполнения для каждого государства.
Каким образом могут быть затронуты интересы России?
Наиболее важное значение для России из актов Евросоюза, составляющих неотъемлимую часть Договора об Энергосообществе, имеют регламенты №714/2009 об условиях доступа к сетям в целях трансграничного обмена и №715/2009 об условиях присоединения к газотранспортным сетям, директивы №2009/72/ЕС об общих правилах внутреннего рынка электрической энергии и №2009/73/ЕС относительно общих правил внутреннего рынка для природного газа, которые входят в так называемый Третий энергетический пакет [4].
Этот пакет норм, вступивший в силу в 2009 году, является объектом разногласий между РФ и ЕС и по поводу которого 30 апреля 2014 года Россия подала жалобу в орган по разрешению споров ВТО, поскольку фактически эти меры создают сложности для «Газпрома», который является вертикально интегрированной компанией, при осуществлении деятельности на территориях стран ЕС [5].
На данный момент, Россия не экспортирует газ для непосредственного потребления Грузией. Однако, «Газпром экспорт» поставляет газ в Армению, транзитом через Грузию.
В протоколе о присоединении отдельным пунктом (п. 5) оговорено, что действие директивы №2009/73/ЕС и регламента №715/2009 не распространяется на Южно-Кавказский газопровод, (также известный как Баку-Тбилиси-Эрзурум), функционирование которого регулируется Межправительственным соглашением между Азербайджаном и Грузией о транзите газа. По газопроводу экспортируется «голубое топливо» крупнейшего азербайджанского месторождения «Шах-Дениз». И он является частью более масштабного проекта – «Южного газового коридора», который направлен на вывод азербайджанского газа в Европу.
Также из-под действия Третьего энергопакета исключен и газопровод «Север-Юг» до 31 августа 2026 года (на настоящий момент – это дата окончания действия договора об Энергосообществе, договор может быть продлен).
Газопровод «Север-Юг» как раз предназначен для обеспечения Армении, которая получает практически весь импортируемый газ из России, и проходит транзитом через Грузию, которая ранее получала 10% от объема поставок природного газа в Армению. Однако, с января 2017 года, по настоянию Газпрома от этой схемы было решено отказаться и теперь оплата будет осуществляться в денежной форме.
После продления договора об Энергосообществе в 2026 года условия могут быть пересмотрены, однако Третий энергопакет интересам Газпрома на данной транзитной территории не угрожает на настоящий момент и в ближайшем будущем.
Тем не менее, нельзя сказать, что данное членство Грузии в ЭС не будет иметь последствий для России. Несмотря на то, что газопровод «Север-Юг» не подпадает под действие директивы №2009/73/ЕС, при других попытках доступа «Газпрома» к газопроводам в Грузии возникнут проблемы, аналогичные тем, которые существуют непосредственно в странах ЕС.
Плюс, необходимо отметить то, что переход оплаты за транзит газа Армении с 10% поставляемого Россией газа на наличный расчет, который можно в некоторой степени расценить как некую ответную меру на подписание Грузией протокола о присоединении, не пойдет на пользу и без того натянутым отношениям между Россией и Грузией.
Грузинские эксперты и общественность считают, что договор невыгоден для страны, так как получаемые средства за транзит сырья будут недостаточны для того, чтобы приобрести объемы газа, равные тем которые Грузия раньше получала в качестве оплаты за транзит.Президент Грузии Георгий Маргвелашвили назвал соглашение «проигрышным» для его страны и потребовал установить причины, по которым оно было заключено, а также обвинил правительство в том, что не были мобилизованы все ресурсы, необходимые для усиления переговорных позиций Грузии в ходе обсуждения вопроса с «Газпромом».
Также нужно отметить, что сложные переговоры и натянутые отношения между Газпромом и Грузией ставят под угрозу энергообеспечение Армении, которая полностью зависит от российских поставок газа. До того, как в январе 2017 года после затянувшихся переговоров удалось урегулировать вопрос об оплате транзита высказывались опасения по поводу того, что импортные поставки газа из России могут быть сорваны, чего Армения себе позволить не может.
Хотя монополистом на местном газовом рынке является дочерняя компания российского «Газпрома» компания «Газпром Армения», периодически армянская сторона не только высказывается о возможности диверсификации импорта, но и предпринимает конкретные действия. Так, августе 2016 года в Армении правительством была создана компания ЗАО «Энергоимпэкс», которая будет отвечать за увеличение импорта иранского газа по газопроводу Иран-Армения.
По данным Министерства энергетики, инфраструктуры и природных ресурсов Армении, 1 ноября 2016 года между Ереваном и Тегераном был подписан меморандум о взаимопонимании об увеличении объемов поставок иранского газа в Армению и транзите, а в конце 2016 года Президент Ирана посетил Ереван с официальным визитом одной из ключевых тем которого было увеличение поставок иранского природного газа в Армению. И хотя сейчас Россия является монополистом по поставкам газа в Армению, четырехлетний контракт, истекает в 2018 году. Необходимо взять во внимание заинтересованность ЕС в кавказских республиках, которая объясняется желанием диверсификации поставок с целью уменьшения зависимости от России и обеспечение стабильного, прежде всего — газового, потока из Ближневосточных стран, в чем последние, в свою очередь, также заинтересованы.
Если также взять в расчет то, что Армения уже давно является наблюдателем в Энергетическом сообществе, вполне вероятно, что если не в ближайшем будущем, то в перспективе ЕС будет прилагать усилия для инициирования присоединения Армении к сообществу уже на правах государства-участника, а значит, существует призрачная угроза для России распространения на ее территории норм Третьего энергопакета. Евросоюз с большой долей вероятности продолжит работу в этом направлении и сделает все возможное для интеграции Армении, а в дальнейшем и Азербайджана, в свой энергетический рынок, что в свою очередь может означать ущемление интересов российских компаний. Это значит, что России необходимо продолжать укреплять сотрудничество с Кавказскими республиками, чего в случае с Грузией сделано не было. И хотя в ближайшем будущем серьезных последствий для России благодаря оговоркам в Протоколе о вступлении Грузии в ЭС удалось избежать, нельзя с уверенностью говорить о долгосрочных перспективах. И вполне возможно, что при продолжении настоящего подхода российской стороны не за горами вступление в Энергосообщество других бывших советских республик.
1 Treaty Establishing the Energy Community.
2 Согласно статье 96 Договора, статус наблюдателя дает право присутствовать на заседаниях органов Сообщества без участия в дискуссии.
3 Protocol concerning The Accession Of Georgia To The Treaty Establishing The Energy Community.
4 Третий пакет требует разделения вертикально интегрированных энергетических компаний, т.е. одна компания не имеет права осуществлять контроль одновременно над предприятием, исполняющим функции производства или поставки и над оператором системы транспортировки (или над самой системой транспортировки). Поэтому, предусмотрены несколько вариантов разъединения бизнеса, что не устраивает Россию, поскольку не соответствует интересам «Газпрома», подробнее - Гудков И.В. Третий энергетический пакет Европейского союза // Нефть, газ и право. 2010. N 3. С. 61.
5 Рачков И.В. Комментарий по спору: ЕС и государства-члены - меры в отношении энергетического сектора // Право ВТО. 2015. N 1. С. 71 - 77.