Экологическая повестка демократов на промежуточных выборах 2022 г.
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Промежуточные выборы в Конгресс США имеют важное значение не только в качестве трамплина к президентской кампании, но также влияют на возможности действующего хозяина Белого дома по реализации своего политического курса. На данный момент большинство мест в Сенате и Палате представителей занимают члены Демократической партии, однако, возникает все больше предпосылок, что большинство будет у Республиканской партии. Сложное положение демократов связано с невысокой популярностью президента Дж. Байдена и проблемами в экономической сфере. От способности Демократической партии удержать большинство в Конгрессе и добиться компромисса в своих рядах зависит реализация целей по достижению углеродной нейтральности к середине XXI в.
Источник: realclearmarkets.com
Экологический план Дж. Байдена
Несмотря на стремительный рост инфляции и прочие экономические трудности, экологические вопросы продолжают занимать значимое место в политической повестке. По данным социологических опросов, проблемы окружающей среды в качестве основного вопроса, который волнует население, выделили 7% респондентов, причем среди демократов этот показатель достигает 12%. В целом, экология является одной из основных тем для Демократической партии. Еще с 1990-х гг., когда произошла поляризация общественного мнения по поводу глобального потепления, демократы стали сторонниками более активных действий по борьбе с климатическими изменениями. Б. Обама сделал экологию одной из центральных тем своего второго президентского срока, приняв План действий по борьбе с изменениями климата, целью которого было сокращение выбросов на 30%. Приход к власти Д. Трампа не позволил реализовать эту стратегию, президент-республиканец вышел из Парижского соглашения по климату и отменил многие из указов президента Б. Обамы, направленных на сокращение углеродных выбросов.
Тем не менее, в 2019 г. был предложен план «зеленого» перехода Америки – «Новый зеленый курс». Документ, внесенный членом Палаты представителей от Демократической партии от штата Нью-Йорк А. Окасио-Кортес и сенатором Э. Марки от штата Массачусетс, предусматривал полный переход на возобновляемую энергию к 2030 г. Однако, «Новый зеленый курс» был крайне дорогостоящим проектом и имел левую направленность (введение всеобщего здравоохранения, защита профсоюзов, искоренение бедности), что затрудняло его принятие со стороны умеренных демократов. В 2020 г. Демократической партии удалось победить на президентских выборах и получить большинство в обеих палатах Конгресса. Эта политическая конфигурация предоставила возможность для реализации инициатив демократов в рамках экологической политики. Администрация президента Дж. Байдена выдвинула более умеренные цели в климатической сфере, чем план прогрессистов:
- Сокращение углеродных выбросов на 50% по сравнению с уровнем 2005 г. к 2030 г.
- Достижение углеродной нейтральности к 2050 г.
Кроме того, план Дж. Байдена отличается от «Нового зеленого курса» методами достижения поставленных целей. Президент США не намерен отказываться от ядерной энергетики и авиаперевозок, в отличие от левых демократов, которые считают, что высокоскоростные поезда со временем заменят авиацию. Оба проекта сходятся в вопросах социальной защиты и экологической справедливости, но предлагают разные инструменты: «Новый зеленый курс» делает акцент на увеличении минимальной заработной платы, а президентская стратегия выдвигает вперед инфраструктурные инвестиции. Финансироваться поставленные Белым домом задачи должны были в том числе с помощью повышения налога на прибыль (с 21 до 28%), в то время как авторы «Нового зеленого курса» не упоминали за счет каких средств будет происходить осуществление их плана.
Стремясь добиться хотя бы частичной реализации своих намерений, прогрессисты в Конгрессе приняли решение поддержать планы администрации Байдена, включая законопроекты Build Back Better Act и Infrastructure Bill. Тем не менее, продвижение инициатив президента столкнулось с трудностями даже несмотря на контроль демократов над Конгрессом. Оппозиция со стороны республиканцев и части умеренных демократов привела к тому, что итоговый вариант законопроекта Build Back Better Act уменьшился с 3,5 трлн. долл. до 1.7 трлн долл., из которых 555 млрд долл. предлагается потратить на меры по борьбе с изменениями климата. Законопроект был принят в Палате Представителей, но отказ сенатора-демократа Дж. Мэнчина поддержать данный план фактически остановил его принятие в Сенате.
Необходимость лавировать между прогрессистским крылом Демократической партии и ее умеренно настроенными представителями усложняет реализацию планов администрации по климату. В медийном поле появляется все больше замечаний о том, что промежуточные выборы в ноябре 2022 г. критически важны для будущего «зеленой» повестки. Доминирование республиканцев в Конгрессе сделает реализацию стратегии президента Дж. Байдена по климату практически невозможной, поскольку ни один республиканец в Конгрессе не поддержал Build Back Better Act.
Зеленая повестка демократов
В целом, демократы, которые баллотируются на различные должности, как правило заявляют о поддержке «зеленой» повестки. Однако, представители Демократической партии расходятся в вопросах сроков достижения целей и методов их осуществления. Данная тенденция отражается в текстах партийных платформ в отдельных штатах. Например, платформа Демократической партии в штате Калифорния содержит положение о поддержке «Нового зеленого курса», требует принять всеобъемлющий закон о защите климата и достичь углеродной нейтральности к 2030 г. Такая позиция опирается на популярность прогрессивистских и левых идей в этом штате. Иллюстрацией данного тренда является тот факт, что победу на президентских праймериз 2020 г. в Калифорнии одержал демократический социалист Б. Сандерс. Напротив, платформы демократов в штатах Орегон и Техас поддерживают только базовые принципы «Нового зеленого курса» и ставят менее амбициозную задачу: достичь углеродной нейтральности к середине XXI в.
Программные заявления кандидатов от Демократической партии направлены в том числе на получение поддержки со стороны экологических организаций и групп давления. К таким институтам относится группа LCV – Лига избирателей за охрану климата, которая составила список кандидатов, получивших ее поддержку на промежуточных выборах 2022 г. Кроме того, LCV оценивает действия членов Конгресса с точки зрения влияния на климат по стобалльной шкале. Примечательно, что в отчете за 2021 г. среди 34 сенаторов, которым предстоят выборы, лишь 1 демократ (М. Келли из Аризоны) не получил высший балл (100), в то время как самый высокий результат среди республиканцев получила сенатор Л. Мурковски от Аляски – 47 баллов.
Среди других организаций следует отметить Evergreen Collaborative, созданную на основе предвыборного штаба кандидата в президенты 2020 г. Дж. Инсли, губернатора штата Вашингтон. Цель данной группы состоит в общенациональной мобилизации для борьбы с изменениями климата, она стремиться продвигать климатический план Дж. Байдена в Конгрессе. Лоббистом «зеленой» энергетики также выступает Американская ассоциация чистой энергии, под руководством Х. Зичал, которая занимала пост заместителя помощника президента по вопросам энергетики и изменения климата в администрации Б. Обамы. В отличие от упомянутых выше организаций, Американская ассоциация чистой энергии поддерживает стимулирование развития альтернативных источников энергии путем налоговых льгот и инфраструктурных инвестиций. Примечательно, что именно Х. Зичал консультировала избирательный штаб Дж. Байдена во время президентской кампании 2020 г. и помогала разработать политический курс в области экологии и «зеленой» энергии.
Не менее выразительными выглядят праймериз Демократической партии. В этом году они проходят с 1 марта по 13 сентября, однако, уже сейчас в ряде штатов победу одержали кандидаты, которые делают вопросы окружающей среды одной из центральных тем своей предвыборной кампании. В Пенсильвании на праймериз в Сенат США с большим отрывом победил Дж. Феттерман, который поднял тему «экологической справедливости» - сложной экологической обстановки в цветных сообществах и кварталах. Прогрессисты связывают темы экологических проблем и расовой дискриминации, указывая на необходимость приоретизации помощи меньшинствам. Эта тема пробрела новый импульс после массовых протестов в 2020 г., проходивших под лозунгом «Black Lives Matter». Таким образом, представители Демократической партии с левыми взглядами воспринимают проблемы окружающей среды в более широком контексте, в рамках экономической несправедливости и расовой дискриминации.
Тем не менее, говорить о т. н. «прогрессистской» волне не приходится: во многих случаях в ходе предварительных выборов победу одержали умеренно настроенные демократы, которые не поддерживают «Новый зеленый курс». Иллюстрацией такой тенденции является ситуация в 1-м избирательном округе Северной Каролины, где победу одержал центрист Д. Дэвис, хотя его соперницу поддержала сенатор Э. Уоррен и множество прогрессивных групп. Демократы с умеренными взглядами отмечают, что для реализации амбициозных «зеленых» проектов потребуются существенные бюджетные инвестиции, которые приведут к росту государственного долга. Они поддерживают постепенный переход на альтернативные источники и стремятся защитить интересы бизнеса и потребителей.
Прогрессисты, в свою очередь, обвиняют демократов-центристов в лоббировании интересов энергетических корпораций. В частности, в список основных получателей средств от газовых и нефтяных компаний входит сенатор от Западной Виргинии Дж. Мэнчин, ставший виновником блокирования законопроекта Build Back Better в Сенате. Впрочем, его решение также объяснятся спецификой штата, который представляет сенатор: Западная Виргиния занимает второе место по производству угля в США, уступая только штату Вайоминг. Данный пример отражает особенности штатов-производителей традиционных энергоресурсов: демократы в таких штатах менее склонны поддерживать радикальные инициативы, которые приведут к сокращению тысяч рабочих мест и, следовательно, могут поставить под угрозу политическое будущее представителей Демократической партии.
Демократы активно используют экологическую повестку и на региональном уровне: уже 29 штатов приняли программы по возобновляемой энергетике. К примеру, в Иллинойсе в сентябре 2021 г. демократам удалось принять закон, согласно которому к 2050 г. штат должен достичь углеродной нейтральности: угольные электростанции должны быть закрыты к 2030 г., работающие на природном газе – к 2045 г. В штате Мэриленд кандидат на пост губернатора от Демократической партии на выборах 2022 г. П. Франшот заявил о намерении сделать свой штат первым в деле достижения углеродной нейтральности в стране. Возможности по реализации экологической политики в конкретном штате зависят от т. н. trifectas – положения, когда одна партия контролирует законодательный орган штата и ее представитель занимает пост губернатора. По состоянию на июнь 2022 г., республиканцы контролируют 23 штата, демократы – 14. В остальных штатах сложилась ситуация «разделенного правительства», в которой партийная принадлежность губернатора и большинства в легислатуре штата не совпадают.
Примером изменения политического курса после победы на выборах кандидата от другой партии является Виргиния. В 2021 г. победу на выборах губернатора штата одержал республиканец Г. Янгкин, который сразу попытался вывести Виргинию из Региональной инициативы по парниковым газам (RGGI) – организации 11 штатов, цель которой состоит в сокращении углеродных выбросов. Наличие у демократов большинства в Сенате Виргинии не позволило ему осуществить этот шаг. Всего в 2022 г. выборы губернатора пройдут в 36 штатах, также будут избраны 46 легислатур. Исход выборов окажет прямое влияние на экологическую политику на уровне штатов.
Учитывая, что общественное мнение обеспокоено перспективами климатических изменений и поддерживает переход на альтернативные источники энергии, ставка на защиту окружающей среды будет активно использоваться демократами в ходе предвыборной кампании. Однако, платформы внутри партии расходятся в поиске путей решения: прогрессисты выдвигают более амбициозные цели, которые не находят поддержки со стороны демократов-центристов. Хотя влияние прогрессистов увеличивается, особенно после успеха на промежуточных выборах 2018 г., большинство демократов в Палате Представителей входят в кокусы New Democrat Coalition (демократы-центристы) и Blue Dog Coalition (демократы-консерваторы). Члены данных умеренных групп не готовы идти на радикальные меры, которые потребуют наращивания расходов бюджета и приведут к увеличению государственного долга. Более того, проблема растущей инфляции, энергетический кризис и возможная рецессия носят неотложный характер и отвлекут ресурсы, необходимые для реализации «зеленого» перехода.
Есть ли шанс у «зеленой» повестки?
Промежуточные выборы в Конгресс в ноябре 2022 г. имеют критически важное значение для климатических планов администрации Дж. Байдена. Ретроспективный анализ показывает, что партия действующего президента чаще теряет позиции в Конгрессе в ходе промежуточных выборов. Утрата даже хрупкого большинства в Конгрессе рискует окончательно похоронить Build Back Better Act, что не позволит достичь целей по климату, поставленных президентом Дж. Байденом. В таком случае у демократов останется мало пространства для маневра: придется предложить новый законопроект или использовать полномочия исполнительной власти. Например, в марте 2022 г. президент Дж. Байден уже применял закон об оборонном производстве (DPA) для стимулирования добычи полезных ископаемых в целях производства аккумуляторов для электромобилей. Однако, у таких мер есть существенные недостатки. Во-первых, существует риск обращения в суд, который может отменить президентский исполнительный указ. Во-вторых, такие действия не имеют силы закона и также могут быть отменены вновь избранным главой государства. Поэтому этот путь является ненадежным и может быть легко пересмотрен.
Чтобы добиться принятия законов, которые нужны для реализации намеченных планов в сфере экологии и «зеленой» энергии, демократам необходимо найти компромисс в своих рядах, однако, времени остается немного. Социологические опросы и прогнозы результатов промежуточных выборов на данный момент отдают преимущество Республиканской партии. Именно поэтому исход промежуточных выборов в ноябре 2022 г. определит будущее «зеленой» повестки в США на годы вперед.