Блог Кирилла Фенина

Экологическая повестка демократов на промежуточных выборах 2022 г.

29 июня 2022
Распечатать

Промежуточные выборы в Конгресс США имеют важное значение не только в качестве трамплина к президентской кампании, но также влияют на возможности действующего хозяина Белого дома по реализации своего политического курса. На данный момент большинство мест в Сенате и Палате представителей занимают члены Демократической партии, однако, возникает все больше предпосылок, что большинство будет у Республиканской партии. Сложное положение демократов связано с невысокой популярностью президента Дж. Байдена и проблемами в экономической сфере. От способности Демократической партии удержать большинство в Конгрессе и добиться компромисса в своих рядах зависит реализация целей по достижению углеродной нейтральности к середине XXI в.

489312.jpg

Источник: realclearmarkets.com

Экологический план Дж. Байдена

Несмотря на стремительный рост инфляции и прочие экономические трудности, экологические вопросы продолжают занимать значимое место в политической повестке. По данным социологических опросов, проблемы окружающей среды в качестве основного вопроса, который волнует население, выделили 7% респондентов, причем среди демократов этот показатель достигает 12%. В целом, экология является одной из основных тем для Демократической партии. Еще с 1990-х гг., когда произошла поляризация общественного мнения по поводу глобального потепления, демократы стали сторонниками более активных действий по борьбе с климатическими изменениями. Б. Обама сделал экологию одной из центральных тем своего второго президентского срока, приняв План действий по борьбе с изменениями климата, целью которого было сокращение выбросов на 30%. Приход к власти Д. Трампа не позволил реализовать эту стратегию, президент-республиканец вышел из Парижского соглашения по климату и отменил многие из указов президента Б. Обамы, направленных на сокращение углеродных выбросов.

Тем не менее, в 2019 г. был предложен план «зеленого» перехода Америки – «Новый зеленый курс». Документ, внесенный членом Палаты представителей от Демократической партии от штата Нью-Йорк А. Окасио-Кортес и сенатором Э. Марки от штата Массачусетс, предусматривал полный переход на возобновляемую энергию к 2030 г. Однако, «Новый зеленый курс» был крайне дорогостоящим проектом и имел левую направленность (введение всеобщего здравоохранения, защита профсоюзов, искоренение бедности), что затрудняло его принятие со стороны умеренных демократов. В 2020 г. Демократической партии удалось победить на президентских выборах и получить большинство в обеих палатах Конгресса. Эта политическая конфигурация предоставила возможность для реализации инициатив демократов в рамках экологической политики. Администрация президента Дж. Байдена выдвинула более умеренные цели в климатической сфере, чем план прогрессистов:

  • Сокращение углеродных выбросов на 50% по сравнению с уровнем 2005 г. к 2030 г.
  • Достижение углеродной нейтральности к 2050 г.

Кроме того, план Дж. Байдена отличается от «Нового зеленого курса» методами достижения поставленных целей. Президент США не намерен отказываться от ядерной энергетики и авиаперевозок, в отличие от левых демократов, которые считают, что высокоскоростные поезда со временем заменят авиацию. Оба проекта сходятся в вопросах социальной защиты и экологической справедливости, но предлагают разные инструменты: «Новый зеленый курс» делает акцент на увеличении минимальной заработной платы, а президентская стратегия выдвигает вперед инфраструктурные инвестиции. Финансироваться поставленные Белым домом задачи должны были в том числе с помощью повышения налога на прибыль (с 21 до 28%), в то время как авторы «Нового зеленого курса» не упоминали за счет каких средств будет происходить осуществление их плана.

Стремясь добиться хотя бы частичной реализации своих намерений, прогрессисты в Конгрессе приняли решение поддержать планы администрации Байдена, включая законопроекты Build Back Better Act и Infrastructure Bill. Тем не менее, продвижение инициатив президента столкнулось с трудностями даже несмотря на контроль демократов над Конгрессом. Оппозиция со стороны республиканцев и части умеренных демократов привела к тому, что итоговый вариант законопроекта Build Back Better Act уменьшился с 3,5 трлн. долл. до 1.7 трлн долл., из которых 555 млрд долл. предлагается потратить на меры по борьбе с изменениями климата. Законопроект был принят в Палате Представителей, но отказ сенатора-демократа Дж. Мэнчина поддержать данный план фактически остановил его принятие в Сенате.

Необходимость лавировать между прогрессистским крылом Демократической партии и ее умеренно настроенными представителями усложняет реализацию планов администрации по климату. В медийном поле появляется все больше замечаний о том, что промежуточные выборы в ноябре 2022 г. критически важны для будущего «зеленой» повестки. Доминирование республиканцев в Конгрессе сделает реализацию стратегии президента Дж. Байдена по климату практически невозможной, поскольку ни один республиканец в Конгрессе не поддержал Build Back Better Act.

Зеленая повестка демократов

В целом, демократы, которые баллотируются на различные должности, как правило заявляют о поддержке «зеленой» повестки. Однако, представители Демократической партии расходятся в вопросах сроков достижения целей и методов их осуществления. Данная тенденция отражается в текстах партийных платформ в отдельных штатах. Например, платформа Демократической партии в штате Калифорния содержит положение о поддержке «Нового зеленого курса», требует принять всеобъемлющий закон о защите климата и достичь углеродной нейтральности к 2030 г. Такая позиция опирается на популярность прогрессивистских и левых идей в этом штате. Иллюстрацией данного тренда является тот факт, что победу на президентских праймериз 2020 г. в Калифорнии одержал демократический социалист Б. Сандерс. Напротив, платформы демократов в штатах Орегон и Техас поддерживают только базовые принципы «Нового зеленого курса» и ставят менее амбициозную задачу: достичь углеродной нейтральности к середине XXI в.

Программные заявления кандидатов от Демократической партии направлены в том числе на получение поддержки со стороны экологических организаций и групп давления. К таким институтам относится группа LCV – Лига избирателей за охрану климата, которая составила список кандидатов, получивших ее поддержку на промежуточных выборах 2022 г. Кроме того, LCV оценивает действия членов Конгресса с точки зрения влияния на климат по стобалльной шкале. Примечательно, что в отчете за 2021 г. среди 34 сенаторов, которым предстоят выборы, лишь 1 демократ (М. Келли из Аризоны) не получил высший балл (100), в то время как самый высокий результат среди республиканцев получила сенатор Л. Мурковски от Аляски – 47 баллов.

Среди других организаций следует отметить Evergreen Collaborative, созданную на основе предвыборного штаба кандидата в президенты 2020 г. Дж. Инсли, губернатора штата Вашингтон. Цель данной группы состоит в общенациональной мобилизации для борьбы с изменениями климата, она стремиться продвигать климатический план Дж. Байдена в Конгрессе. Лоббистом «зеленой» энергетики также выступает Американская ассоциация чистой энергии, под руководством Х. Зичал, которая занимала пост заместителя помощника президента по вопросам энергетики и изменения климата в администрации Б. Обамы. В отличие от упомянутых выше организаций, Американская ассоциация чистой энергии поддерживает стимулирование развития альтернативных источников энергии путем налоговых льгот и инфраструктурных инвестиций. Примечательно, что именно Х. Зичал консультировала избирательный штаб Дж. Байдена во время президентской кампании 2020 г. и помогала разработать политический курс в области экологии и «зеленой» энергии.

Не менее выразительными выглядят праймериз Демократической партии. В этом году они проходят с 1 марта по 13 сентября, однако, уже сейчас в ряде штатов победу одержали кандидаты, которые делают вопросы окружающей среды одной из центральных тем своей предвыборной кампании. В Пенсильвании на праймериз в Сенат США с большим отрывом победил Дж. Феттерман, который поднял тему «экологической справедливости» - сложной экологической обстановки в цветных сообществах и кварталах. Прогрессисты связывают темы экологических проблем и расовой дискриминации, указывая на необходимость приоретизации помощи меньшинствам. Эта тема пробрела новый импульс после массовых протестов в 2020 г., проходивших под лозунгом «Black Lives Matter». Таким образом, представители Демократической партии с левыми взглядами воспринимают проблемы окружающей среды в более широком контексте, в рамках экономической несправедливости и расовой дискриминации.

Тем не менее, говорить о т. н. «прогрессистской» волне не приходится: во многих случаях в ходе предварительных выборов победу одержали умеренно настроенные демократы, которые не поддерживают «Новый зеленый курс». Иллюстрацией такой тенденции является ситуация в 1-м избирательном округе Северной Каролины, где победу одержал центрист Д. Дэвис, хотя его соперницу поддержала сенатор Э. Уоррен и множество прогрессивных групп. Демократы с умеренными взглядами отмечают, что для реализации амбициозных «зеленых» проектов потребуются существенные бюджетные инвестиции, которые приведут к росту государственного долга. Они поддерживают постепенный переход на альтернативные источники и стремятся защитить интересы бизнеса и потребителей.

Прогрессисты, в свою очередь, обвиняют демократов-центристов в лоббировании интересов энергетических корпораций. В частности, в список основных получателей средств от газовых и нефтяных компаний входит сенатор от Западной Виргинии Дж. Мэнчин, ставший виновником блокирования законопроекта Build Back Better в Сенате. Впрочем, его решение также объяснятся спецификой штата, который представляет сенатор: Западная Виргиния занимает второе место по производству угля в США, уступая только штату Вайоминг. Данный пример отражает особенности штатов-производителей традиционных энергоресурсов: демократы в таких штатах менее склонны поддерживать радикальные инициативы, которые приведут к сокращению тысяч рабочих мест и, следовательно, могут поставить под угрозу политическое будущее представителей Демократической партии.

Демократы активно используют экологическую повестку и на региональном уровне: уже 29 штатов приняли программы по возобновляемой энергетике. К примеру, в Иллинойсе в сентябре 2021 г. демократам удалось принять закон, согласно которому к 2050 г. штат должен достичь углеродной нейтральности: угольные электростанции должны быть закрыты к 2030 г., работающие на природном газе – к 2045 г. В штате Мэриленд кандидат на пост губернатора от Демократической партии на выборах 2022 г. П. Франшот заявил о намерении сделать свой штат первым в деле достижения углеродной нейтральности в стране. Возможности по реализации экологической политики в конкретном штате зависят от т. н. trifectas – положения, когда одна партия контролирует законодательный орган штата и ее представитель занимает пост губернатора. По состоянию на июнь 2022 г., республиканцы контролируют 23 штата, демократы – 14. В остальных штатах сложилась ситуация «разделенного правительства», в которой партийная принадлежность губернатора и большинства в легислатуре штата не совпадают.

Примером изменения политического курса после победы на выборах кандидата от другой партии является Виргиния. В 2021 г. победу на выборах губернатора штата одержал республиканец Г. Янгкин, который сразу попытался вывести Виргинию из Региональной инициативы по парниковым газам (RGGI) – организации 11 штатов, цель которой состоит в сокращении углеродных выбросов. Наличие у демократов большинства в Сенате Виргинии не позволило ему осуществить этот шаг. Всего в 2022 г. выборы губернатора пройдут в 36 штатах, также будут избраны 46 легислатур. Исход выборов окажет прямое влияние на экологическую политику на уровне штатов.

Учитывая, что общественное мнение обеспокоено перспективами климатических изменений и поддерживает переход на альтернативные источники энергии, ставка на защиту окружающей среды будет активно использоваться демократами в ходе предвыборной кампании. Однако, платформы внутри партии расходятся в поиске путей решения: прогрессисты выдвигают более амбициозные цели, которые не находят поддержки со стороны демократов-центристов. Хотя влияние прогрессистов увеличивается, особенно после успеха на промежуточных выборах 2018 г., большинство демократов в Палате Представителей входят в кокусы New Democrat Coalition (демократы-центристы) и Blue Dog Coalition (демократы-консерваторы). Члены данных умеренных групп не готовы идти на радикальные меры, которые потребуют наращивания расходов бюджета и приведут к увеличению государственного долга. Более того, проблема растущей инфляции, энергетический кризис и возможная рецессия носят неотложный характер и отвлекут ресурсы, необходимые для реализации «зеленого» перехода.

Есть ли шанс у «зеленой» повестки?

Промежуточные выборы в Конгресс в ноябре 2022 г. имеют критически важное значение для климатических планов администрации Дж. Байдена. Ретроспективный анализ показывает, что партия действующего президента чаще теряет позиции в Конгрессе в ходе промежуточных выборов. Утрата даже хрупкого большинства в Конгрессе рискует окончательно похоронить Build Back Better Act, что не позволит достичь целей по климату, поставленных президентом Дж. Байденом. В таком случае у демократов останется мало пространства для маневра: придется предложить новый законопроект или использовать полномочия исполнительной власти. Например, в марте 2022 г. президент Дж. Байден уже применял закон об оборонном производстве (DPA) для стимулирования добычи полезных ископаемых в целях производства аккумуляторов для электромобилей. Однако, у таких мер есть существенные недостатки. Во-первых, существует риск обращения в суд, который может отменить президентский исполнительный указ. Во-вторых, такие действия не имеют силы закона и также могут быть отменены вновь избранным главой государства. Поэтому этот путь является ненадежным и может быть легко пересмотрен.

Чтобы добиться принятия законов, которые нужны для реализации намеченных планов в сфере экологии и «зеленой» энергии, демократам необходимо найти компромисс в своих рядах, однако, времени остается немного. Социологические опросы и прогнозы результатов промежуточных выборов на данный момент отдают преимущество Республиканской партии. Именно поэтому исход промежуточных выборов в ноябре 2022 г. определит будущее «зеленой» повестки в США на годы вперед.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся