Блог Ивана Терехова

Ни капли нефти

1 сентября 2022
Распечатать

В рамках шестого пакета санкций ЕС против России было заявлено о введении отложенного эмбарго на поставки российских нефтепродуктов в связи с началом проведении специальной военной операции против Украины. Шесть месяцев перед вступлением эмбарго в силу дали России и Европе время на подготовку. Как страны его провели?

11.png

Источник: © РИА Новости / Максим Богодвид

Политика важнее экономики

Запрет на поставки российских энергоносителей стал одной из самых обсуждаемых тем на Западе после начала специальной военной операции. Данная статья доходов является очень значимой для российского бюджета, а отказ от российских газо- и нефтепродуктов со стороны европейских государств может существенно сказаться на экономике России.

Со временем стало понятно, что речи о запрете на импорт российского газа пока не идет, и ввести коллективное эмбарго на его закупку не представляется возможным. Тем не менее продолжается процесс снижения его потребления европейскими странами. Что касается эмбарго на нефть, данный шаг со стороны ЕС стал вполне ожидаемым, поскольку еще в апреле-мае многие европейские покупатели заявили о своем намерении отказаться от российских нефтепродуктов.

На этом фоне Россия начала искать новые рынки сбыта своей нефтяной продукции, в числе которых оказались Индия и Китай. ЕС, в свою очередь, чтобы компенсировать потери поставок, стал закупать больше нефти в Латинской Америке и странах Западной Африки.

Эти события привели к тому, что более экономически выгодные поставки сменились менее экономически выгодными в связи с политической ситуацией. Самые большие издержки несут российские поставщики, поскольку маршруты поставок в Азию длиннее, чем в Европу из Латинской Америки и Западной Африки, хотя европейские покупатели тоже не в выигрышном положении. Логистически выгодные Европе российские порты Приморск и Новороссийск теперь переориентируют основные направления своей деятельности на других покупателей.

Новые рынки Азии также являются менее выгодными для российских компаний, поскольку цена на них в большей степени формируется исходя из запросов крупных покупателей, которые способны влиять на стоимость продукции. Но по самым приблизительным подсчетам, даже с учетом скидки цена за баррель нефти составит примерно 60-70$, что укладывается в понятие приемлемой стоимости для поставщиков.

Европейцам также придется задуматься и о новых поставщиках дизеля. ЕС является крупнейшим в мире потребителем данного вида топлива. Больше половины дизеля поступало в Европу из России. После введения эмбарго Евросоюз может найти замену поставкам в Индии и Саудовской Аравии, если последние перестанут поставлять дизель на рынки Азии и Африки, но в данном случае их место там смогут занять российские компании, а индийская продукция с большой вероятностью будет изготовлена из российского сырья.

Все подобные решения являются по большей части экономически невыгодными, но политически мотивированными. Это подтверждает, что в условиях кризиса в очередной раз политика оказалась важнее экономики.

Будет ли кризис?

Если у ЕС получится полностью ограничить экспорт российской нефти, это может спровоцировать мировой энергетический кризис, который приведёт не к усилению давления на Россию, а к массовому росту цен на энергоносители. Аналогичным образом, после заморозки ядерной сделки с Ираном во время президентства Дональда Трампа и возвращения санкций против Тегерана в 2017 г. цена на нефть подскочила с 50$ до 80$ за баррель, а общемировой рынок нефти сократился на 1,3 млн баррелей в сутки.

По самым общим подсчетам в начале 2022 г. объем российского экспорта нефти составлял 5 млн баррелей в сутки, а нефтепродуктов – 2,5 млн баррелей в сутки. Если после ухода Ирана с рынка с течением времени ситуацию смогли выровнять страны ОПЕК+, в частности Россия и Саудовская Аравия, то после провального визита Джозефа Байдена на Ближний Восток 13-16 июля надежд на увеличение добычи и скором восполнении дефицита на рынке практически нет. Даже если представить, что удастся договориться о коллективном увеличении объема добычи нефти в сутки, то резервные мощности ОАЭ составляют около 1,5 млн баррелей в сутки, Саудовской Аравии – около 2 млн баррелей в сутки, а США могут увеличить свою добычу на 0,7 млн баррелей в сутки, что, по самым скромным подсчетам, не позволяет компенсировать объемы российского экспорта нефти, не беря в расчет логистические издержки.

Ситуация на рынке нефтепродуктов также остается сложной. Массовое закрытие НПЗ в Европе и сокращение мощностей по нефтепереработке привела к тому, что европейцы сегодня не способны полностью «импортозаместить» российский дизель, и им придется искать новых поставщиков.

Единственного верного ответа на вопрос, стоит ли ждать нового энергетического кризиса, нет. Многое будет зависеть от решения стран участниц ОПЕК+ и их возможностей по оперативному наращиванию добычи нефти, а также от возможностей других стран экспортеров. Однако можно с уверенностью сказать одно: полноценно заменить российских поставщиков нефтепродуктов на европейские рынки сейчас практически невозможно.

Что ждет российский энергетический экспорт?

Частичное закрытие для России европейского рынка хотя и бьет по нефтяному экспорту, но все же оставляет пространство для маневра. Рынки Азии остаются открытыми, Индия, например, с начала СВО нарастила закупку нефти у России. Поэтому можно считать, что в случае успешного эмбарго российский экспорт нефти и нефтепродуктов сократится примерно наполовину, тогда как мировой рынок потеряет около 3 млн баррелей в сутки. Такой объем равен суммарному суточному потреблению нефти Францией и Италией или общим объемом добычи нефти во всей Западной Африке. Соответственно, мир может столкнуться с новым энергетическим кризисом, который превзойдет кризисы 1973, 1979 и 1991 гг.

Неизбежность кризиса, если нефтяное эмбарго не будет отозвано, ставит перед европейскими политиками очень сложный выбор: ускорить переход на «зеленую энергетику», что повлечет за собой новые затраты и издержки, или продолжить поиски новых поставщиков углеводородов, например через снятие западных санкций с Ирана и Венесуэлы.

Интересный вариант обхода санкций на российские энергоносители после начала специальной военной операции опробовала британская компания Shell. Ряд сортов нефти из России доставлялись в порт латвийского Вентспилса, где смешивались с нефтью другого происхождения, а получившаяся «латвийская смесь» имела в своем составе меньше 50% российской Urals. Эта схема могла бы стать ключом к разрешению энергетического кризиса, но 3 августа в ЕС заявили о том, что российская нефть в составе с нефтью из других стран также попадает под санкции, а невозможность доказать страну происхождения продукта может стать основанием для запрета его ввоза на территорию ЕС.

Возможен и иной вариант обхода санкций, когда российская нефть будет попадать на западные рынки из третьих стран. Так называемый параллельный импорт, который стал одной из главных тем для обсуждения в России за последние месяцы, может быть применен и в Европе по отношению к российским энергоресурсам, но опять же в данном случае экономические издержки несут все, кроме страны посредника: Россия продает нефть дешевле, а ЕС покупает нефть дороже.

Если брать второй важнейший показатель помимо цены в нефтяной отрасли – объемы добычи, то кардинальных изменений у России сейчас не наблюдается. Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем отчете 11 августа заявило, что средний уровень добычи нефти немного снизился по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., – 10,86 млн баррелей в день против 10,87 млн баррелей в день. Разница составляет всего 10 000 баррелей в сутки, или 1364 тонн в сутки. Это означает, что сейчас добыча нефти в России находится на достаточно высоком уровне. Однако, стоит ожидать падения объемов уже с начала осени, а вступление в силу эмбарго в декабре должно ускорить спад. Некоторые российские компании уже начали искать альтернативные и более логистически выгодные источники добычи нефти. Так, например, «Роснефть» в рамках своего флагманского проекта «Восток ойл» в июле начала бурение новой скважины на Пайяхском месторождении. Только в рамках данного проекта «Роснефть» пообещала в 2024 году поставить с «Восток ойл» 30 млн тонн нефти по Северному морскому пути.

Тем не менее под конец лета цены на нефть марки Brent на лондонской бирже поднялись до 100$ за баррель. Даже с учетом того, что российская Urals торгуется с максимальной за последние годы скидкой (в связи с запросами крупнейших игроков на азиатских рынках) и сокращений поставок в Европу, можно сделать вывод, что российский экспорт останется достаточно сильным, а некоторые аналитики даже предполагают, что нефтяные компании способны получить рекордную выручку по итогам 2022 г.

Экономическая рациональность

С точки зрения экономики самым рациональным решением в сложившейся ситуации станет отказ от эмбарго российских энергоносителей и восстановление прежних логистических цепочек.

Надежды Запада на перемены во внешнеполитическом курсе Российской Федерации под давлением экономических санкций не оправдались. Сейчас для России первостепенной задачей является как можно скорее завершить СВО, а затем при помощи дипломатии минимизировать экономические потери от санкций, но руководство РФ ясно дало понять, что задача заключается именно в завершении операции. Соответственно, введение нефтяного эмбарго не только никак не повлияло на решения российского руководства, но и поставило мир на грань энергетического кризиса. Несмотря на достаточно сложную международную обстановку, позиции России остаются достаточно прочными, а нефтяное эмбарго в краткосрочной перспективе наносит намного больше время самому Евросоюзу и их партнерам.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся