«Секретное досье»: Почему политики и журналисты должны посмотреть новый фильм Спилберга
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Рецензия: Новый фильм Стивена Спилберга «Секретное досье» — важное послание не только журналистам, но и политикам и простым американцам.
Авторы: Арина Гарбуз, Анастасия Морозова
Кадра из фильма "Секретное досье". Фото: Кинопоиск
31% американцев полагают, что современные газеты и телеканалы регулярно распространяют "фальшивые новости", при этом 46% считают, что журналисты публикуют недостоверную информацию время от времени. К таким выводам пришли исследователи Monmouth University в Нью-Джерси. Результаты опроса, опубликованные в начале апреля, в очередной раз подтверждают тот факт, что вера в качественную журналистику падает в США в эпоху пост-правды. Эта проблема придает актуальности новому фильму Стивена Спилберга «Секретное досье» (The Post), который вышел в российских кинотеатрах в феврале 2018 года. В основе сюжета — борьба газеты The Washington Post с государством. Конкурируя с The New York Times, газета решается на публикацию секретных документов Пентагона о Вьетнамской войне. Журналистов не останавливает тот факт, что власти США пытаются оспорить права разглашения секретной информации в суде и по сути грозят команде The Washington Post тюремными сроками. Это кино — упрек современным журналистам, которые забывают о своем профессиональном долге: в эпоху интернета и "фальшивых новостей" журналистское расследование становится невостребованным.«Секретное досье» вызвало массу отзывов и получило несколько номинаций на Оскар. Как пишет журнал The Time, это то «журналистское кино, которое так необходимо сегодня». В нем показана картина мира, где журналистика не подчиняется государству и бросает ему вызов. Хотя сегодня американские журналисты тоже обвинили войну президенту США Дональду Трампу, они настолько увлеклись этим, что пытаются его дискредитировать не ради справедливости как таковой, а чтобы поднять интернет-трафик своим изданиям. Отсюда — меньше внимания к проверке фактов и, как следствие, распространение «фальшивых новостей».Важно понимать, что журналистика США принципиально отличается от журналистики Китая, России или стран Ближнего Востока: она воспринимается как четвертая власть. Журналисты в данной ситуации не друзья политиков, а их оппоненты. И поэтому запреты, наложенные Белым домом на дальнейшую публикацию секретных материалов в газете The Washington Post, просто не работали.«Секретное досье» — это картина, передающая настроение того времени и отношения между властью и СМИ, прессой и ее аудиторией. Этот фильм в некотором роде о весах справедливости, на одной чаше которых расположена власть с ее привилегиями, а на другой – честная журналистика, основанная на достоверных фактах. В образе журналистов газеты The Washington Post заложен пример того, каким должен быть настоящий журналист: упорным, принципиальным, волевым, готовым рискнуть ради правды своей карьерой.Примечательно, что Спилберг уделяет много внимания в фильме работе в газетной типографии. Возможно, тем самым он хочет сказать, что бумажная газета не умрет, а еще долго будет конкурировать с Интернетом. Или же это его попытка противопоставить качественную журналистику (печатную) онлайновым СМИ (сайтам). Так или иначе все это выглядит как полемика Спилберга с теми, кто полагает, что печатная журналистика уходит на второй план и уступает место интернет-изданиям.Режиссер хочет сказать, что журналистика оправдывает свое существование только тогда, когда служит интересам общества. Иначе говоря, СМИ – это четвертая власть, способная объективно освещать события. Фильм показывает конфликт власти и прессы, в которой последняя одерживает победу. И это главный урок для власти: Спилберг показывает, к каким последствиям приводят попытки власти ввести общественность в заблуждение. Ведь рано или поздно правда выплывет на поверхность.Не исключено, что режиссер делает намек и на то, что президентство Трампа не будет спокойным, что журналисты выведут его на чистую воду, уличат во лжи и спровоцируют импичмент. Ведь фильм вышел в тяжелое для Америки время, когда кризис в Белом доме достиг предела, а разговоров об отставке Трампа стало еще больше.Арина Гарбуз (школа №17, 10 класс), Анастасия Морозова (школа №1280, 10 класс), начинающие-журналисты-международники, обучаются на отделении международной журналистки в Школе журналистики имени Владимира Мезенцева в Центральном Доме журналиста.Геополитика глазами молодого поколения. Блог учащихся международного отделения Школы журналистики имени Владимира Мезенцева в Центральном Доме журналиста
Блог: Сдвиг поколения
Рейтинг: 1