Блог Филиппа Терешина

Переворот в Мьянме и международная реакция

31 марта 2021
Распечатать

Недавние события в Мьянме, в ходе которых 1 февраля вооруженные силы Мьянмы объявили чрезвычайное положение внутри страны и осуществили передачу власти командующему вооруженными силами Мин Аунг Хлайну, вызвали различные реакции от членов мирового сообщества. Страны Европы и США, в целом, показали единую негативную реакцию на события в Мьянме, в то время как реакции России и Китая более сдержанные и идут вразрез с позицией Вашингтона и Брюсселя. В свою очередь, страны АСЕАН не смогли выступить единым фронтом из-за различных позиций по ситуации в Мьянме.

kwjxp5dfb23mcjrknn3yalpklm.jpg

Фото: REUTERS/Soe Zeya

Страны АСЕАН не смогли найти единого мнения по событиям в Мьянме. Заявление АСЕАН от 2 марта под председательством Брунея, в котором говорится, что «АСЕАН выражает озабоченность ситуацией в Мьянме и призывает все стороны воздерживаться от подстрекательства к дальнейшему насилию, а также призывает все стороны проявлять максимальную сдержанность и гибкость…АСЕАН также призывает все заинтересованные стороны искать мирное решение путем конструктивного диалога.», эти и другие стандартные нечеткие позиции по событиям в Мьянме показывают внутренние разногласия и разные взгляды внутри организации, а также нежелание Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Тайланда принимать какие-либо активные действия по ситуации в Мьянме, выраженное сдержанной позицией, схожей с заявлением АСЕАН от 2 марта. Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Тайланд воздержались от резких высказываний в сторону Мьянмы и охарактеризовали переворот в стране как внутренние проблемы Мьянмы. Из стран членов АСЕАН только 4 страны: Сингапур, Малайзия, Филиппины и Индонезия высказали свое неодобрение и негативную оценку событий и действий военных Мьянмы. Проблемы АСЕАН в урегулировании внутриполитических вопросов ее членов возникают из-за разногласия между договором о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии АСЕАН, говорящего о невмешательстве во внутренние дела стран-членов АСЕАН, которому следовали страны-члены АСЕАН на протяжении долгого времени и сильными демократическими взглядами Сингапура, Малайзии, Филиппин и Индонезии. Тем не менее, даже эти страны не готовы пойти дальше высказываний о необходимости диалога и пожеланий о прекращении столкновений военных и протестующих.

США и ЕС осудили военный переворот в Мьянме и ввели санкции против ряда высоких чинов армии, причастных к перевороту. ЕС жестко осудил военных Мьянмы и ввел санкции против 11 человек, причастных к перевороту и подавлению демонстраций. ЕС не признает переворот в Мьянме и прекратил финансовую и другую помощь правительству Мьянмы, а также всем правительствам, поддерживающим военный переворот в Мьянме. В свою очередь США ввели санкции против 10 высокопоставленных лиц в армии Мьянмы, а также против 3 юридических лиц, согласно указу президента США. В дальнейшем список был пополнен еще 2 лицами, назначенными на позицию членов Государственного административного совета Мьянмы. 10 Марта были введены санкции против 2 совершеннолетних детей главнокомандующего бирманскими вооруженными силами Мин Аунг Хлайна и 6 компаний, которые им принадлежат. 22 Марта под санкции США вошли еще 2 лица, относящихся к полиции Мьянмы, 33-й и 77-й легкие пехотные дивизии армии Мьянмы. В дальнейшем, министерство финансов США включило в черный список Министерства торговли 2 коммерческих компании, Myanmar Economic Corporation и Myanmar Economic Holding Limited, поддерживающие военных в Мьянме. США и ЕС пытаются воздействовать на высокопоставленных членов армии и вводить санкции, не приносящие вреда населению Мьянмы. Хотя США и ЕС ввели санкции против Мьянмы, США безусловно приняли более жесткую позицию по перевороту в Мьянме и принимают более активное участие в давлении и вводе санкций, нежели ЕС, что видно по большему количеству лиц и компаний, находящихся под санкциями США.

Россия выступает против санкций со стороны США и Европы. Россия отказалась поддержать резолюцию СПЧ ООН с призывом к военным Мьянмы, отменить чрезвычайное положение и вернуть полномочия гражданским властям. Россия рассматривает использование санкций и давление извне как бесперспективный подход и придерживается мнения, что ситуация в Мьянме должна решаться внутри страны. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, «Кремль оценивает ситуацию в этой стране как тревожную, внимательно следит за происходящем и обеспокоен поступающей оттуда информацией о растущем количестве жертв среди гражданского населения». Россия наблюдает за ситуацией в стране, но придерживается мнения, что «первоочередная ответственность в области поощрения и защиты прав человека лежит на самих государствах», а международное сообщество «призвано оказывать им содействие в работе на данном направлении». Отношения между Россией и Мьянмой поддерживаются на том же уровне, что и до смены власти.

Китай также видит ситуацию в Мьянме как ее внутреннее дело. Представитель Китая, в выступлении по резолюции СПЧ ООН с призывом к военным Мьянмы, высказал мнение, что резолюция вызовет негативное воздействие и не приведет к решению проблем Мьянмы. Изначально, 3 Февраля Китай использовал свое право вето в Совете Безопасности ООН, чтобы заблокировать заявление Совета Безопасности ООН, осуждающее военный переворот в Мьянме. Заявление было принято только после внесения ряда изменений и смягчения позиции по перевороту в Мьянме. Китай придерживается роли наблюдателя и выступает против международного давления на внутреннюю ситуацию Мьянмы. Суверенитет и невмешательство стоят в центре китайского подхода к данной проблеме. Выход из проблемы в видении Китая находится в диалоге и внутреннем урегулировании вопроса, без участия других государств, за исключением в виде АСЕАН и региональных стран. В этом, российская и китайская позиция совпадают.

Международное давление вряд ли сможет повлиять на военных Мьянмы, которые с 1962 года и до недавнего времени еще находились под санкциями. По словам специального посланника Генерального секретаря ООН Кристин Шранер-Бургенер, она предупредила представителей армии Мьянмы, что государства-члены ООН и Совет Безопасности могут принять «решительные меры», на что она получила ответ: «Мы привыкли к санкциям и пережили санкции в прошлом». Она также добавила, что она предупредила военных Мьянмы о том, что они могут оказаться в изоляции, на что они ответили: «Нам придется научиться сотрудничать только с несколькими друзьями». Из этого четко просматривается твердая позиция среди высших чинов армии, указывающая на их готовность идти против мирового сообщества и внешнего давления. За последние 50 лет политические и экономические отношения между Мьянмой и странами Запада были натянуты и этот опыт только лишь отдаляет Мьянму от стран Запада, уменьшая взаимопонимание между ними. Санкции, налагаемые правительством США и странами Европы имеют небольшой масштаб и не имеют достаточного веса, чтобы изменить мнение вооруженных сил Мьянмы. Военные Мьянмы часто подвергались критике еще до переворота, как в случае с делом по геноциду этнической группы рохинджа против Мьянмы, представленным в Международном суде Гамбией. Большое количество жертв в Мьянме только лишь подчеркивает готовность и уверенность военных, а также их твердую позицию. Военные силы Мьянмы не потеряли влияния за то недолгое время, что прошло с прихода демократии. Основными партнерами по экспорту и импорту в Мьянму являются Китай, Тайланд и другие региональные страны, которые на данный момент, сохраняют нейтральную позицию.Основными иностранными инвесторами являются КНР (27%), Таиланд (19%), Сингапур (16%), Гонконг (13%), Республика Корея и Великобритания (по 7%). Основными партнерами Мьянмы в сфере вооружения является Китай и Россия. Мьянма почти не сотрудничает в этой сфере и не закупает вооружение у стран Запада, соответственно сила военных Мьянмы не зависит от поставок вооружения с Запада. Таким образом, страны Запада не имеют большого рычага давления на экономику и военные интересы Мьянмы и соответственно не имеют нужного влияния на ее военных. Россия и Китай придерживаются роли наблюдателя и не готовы принимать какие-либо меры давления на Мьянму. АСЕАН же не обладает достаточной сплочённостью внутри организации, чтобы серьезно повлиять на решения военных сил Мьянмы. Ассоциация долгое время придерживалась принципа невмешательства во внешние дела стран-членов АСЕАН и поменять позицию по этому поводу представляется довольно сложной задачей.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся