Блог Ивана Самоловова

Письмо Деду Морозу: Пять вопросов на 2015 год

27 декабря 2014
Распечатать
1. Возрастёт ли сплочённость в рядах НАТО?
 
Согласно принципу "баланса угрозы" (balance of threat) отсутствие недвусмысленной и ясно очерченной угрозы способствует снижению сплочённости в рядах военно-политических альянсов, при этом проблема "зайцев" возрастает обратно пропорционально. Если даже не бичевать расширение НАТО на Восток с геостратегической точки зрения, всё равно понятно, что европейцы, кромсающие свои военные бюджеты, и изрядно потрёпанный дядя Сэм не могут, да и не хотят тащить за собой народы ЦВЕ. В связи с этим следующий год должен дать ответ на такой вопрос: Является ли ощущаемая в Европе угроза со стороны России достаточной для повышения обороноспособности прежде всего европейских членов НАТО? Если нет, то события на Украине станут лишь отличным подспорьем для бравурной риторики со стороны натовских бюрократов о пользе солидарности и натовского бытия в целом. Тем более, что новая военная доктрина РФ на деле не такая страшная.
 
 
2. Отступит ли Исламское Государство?
 
ИГ, по многочисленным наблюдениям, являет собой новую силу в международном терроризме/повстанческом движении. В первую очередь доведена практически до совершенства система вербовки молодых джихадистов по всей Европе. Также стоит отметить, что слово Государство отнюдь не взято с потолка. ИГ действительно выполняет функции государства. Например, "джихадистская бюрократия", по всей видимости, в состоянии собирать налоги (в форме дани) и предоставлять медицинскую страховку, финансовую помощь новобрачным, а также пособия семьям убитых или пленённых бойцов. Особо поражает, что между регионами, находящимися под контролем исламистов, существует своего рода принцип перераспределения "бюджетных" средств между финансово благополучными и более бедными регионами. В сумме социальные расходы даже порой превышают военные ассигнования. 
 
 
Оптимизма добавляет, с одной стороны, что сформировалась какая-никакая "коалиция несогласных", которая тем не менее является более прочной и дееспособной, чем состряпанный Бушем-младшим "потешный полк" для второй войны в Заливе. Угроза для стран региона, как ни крути, очень существенная. С другой стороны, многое будет зависеть от нового иракского руководства. Узурпация власти шиитами не принесёт в Ирак согласие. Наконец, использование авиационных ударов может в лучшем случае сдержать или оттеснить силы ИГ. В худшем - повторятся ошибки Вьетнама.
 
3. Афганистан: на круги своя?
 
Здесь всё просто. Президент Кабула не есть президент Афганистана. Почти вся юго-восточная полоса территории находится в состоянии повышенной или высокой опасности, а терракты сотрясали столицу с завидной регулярностью даже в присутствии контингента ISAF. Ситуацию не исправили даже точечные удары с помощью дронов. Как в ситуации нарастающего хаоса новому президенту (его зовут Ашраф Гани Ахмадзай) предотвратить, как кажется, неизбежное?
 
4. Будет ли подписано новое соглашение по климату в Париже?
 
Двадцатая встреча стран-участниц Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC) в Лиме в декабре 2014 оставила смешанные чувства. С одной стороны, совместное заявление США и Китая - самых главных загрязнителей атмосферы - о сокращении выбросов СО2 в преддверии конференции в Перу вселяло надежду, что на этот раз удастся заложить основу для более или менее обязывающего соглашения в 2015 году. Напомню, Обама предоставил план действий по снижению уровня выбросов углекислого газа на 26-28% от уровня 2005 года к 2025 году. Председатель КНР Си Цзинпин заявил, что пик выбросов КНР придётся на 2030 год, после чего должно наступить снижение. Однако конечный итог оказался далёким от ожиданий, а спойлеры всё те же. 
 
 
Во-первых, планы США и КНР отнюдь не являются жестом доброй воли. В силу "сланцевой революции" США могут себе позволить вывести из строя одну-другую (сотню) угольных электростанций, в то время как Китай, похоже, понимает, что человеческий капитал негоже и дальше топить в смоге и выхлопах. Мораль: совместный план США и Китая малозатратен, отсюда и готовность. 
 
Во-вторых, принцип "общей, но различной ответственности", заложенный в основу Конвенции, в очередной раз вбивает клин между, условно, Севером и Югом. Несмотря на то, что никем не оспаривается историческая ответственность и вина индустриальных стран в изменении климата, деление стран на Annex I и non-Annex I и Annex II всё больше ставится под сомнение ввиду стремительного взлёта индустриальных выбросов в Индии и (прежде всего) Китае. Согласятся ли страны Запада увеличить финансирование в Адаптационный Фонд или Фонд зелёного климата (Green Climate Fund), если не удастся обязать новых индустриальных загрязнителей сократить (только честно) выбросы? Принцип относительной выгоды диктует обратное.
 
5. Наконец, не менее интересный, хоть и менее важный (или нет?) вопрос: Подружатся ли Америка и Куба?
 
Недавняя инициатива президента Обамы по восстановлению в полном объёме дипломатических отношений после блокады, длившейся десятилетия, имела большой резонанс, даже несмотря на ушедшую эпоху холодной войны. Обама всё больше показывает себя знатоком Realpolitik: ценности во внешней политике отходят на второй план. "Мы откажемся от этого отжившего своё подхода, который десятилетиями подрывал наши интересы", - признал Обама. Многое говорит в пользу успеха "нового мышления" президента США. Например, наиболее враждебная по отношению к режиму Кастро группа интересов - политические мигранты, бежавшие от революции - по естественным причинам теряет в численности. Их дети и внуки настроены в общем и целом менее агрессивно, а мигранты экономические на Кастро зла большого не держат вовсе. То есть начинается борьба за электорат. Учитывая возможное участие Буша Третьего в следующей президенсткой гонке, имеющего определённую репутацию среди "хиспэникс", кубинская стратегия выглядит многообещающей. Но тогда последний вопрос: Почему республиканцы так упорно сопротивляются?
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся