Французский мультикультурализм: до и после терактов 2015 года
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Спустя несколько месяцев после ужасающих терактов во Франции споры об эффективности французской миграционной политики и о рациональности европейского мультикультурализма не утихают. Тема политики Франции в отношении иммигрантов является дискуссионной на протяжении многих лет, однако на этот раз в адрес французских и европейских властей обрушился настоящий шквал критических заявлений в связи с событиями прошлого года. Францию обвиняют в неспособности справиться с обеспечением безопасности и благополучия как коренных французов, так и выходцев из других стран.
Политика мультикультурализма в Европе, призванная способствовать плавной интеграции иммигрантов в европейское общество, начала давать очевидную трещину ещё в 2010-2011 годах. Тогда всё чаще начали звучать заявления о крахе или, как минимум, кризисе мультикультурной модели Европы. Действовавший на тот момент президент Франции Николя Саркози заявил о «провале» европейского мультикультурализма вслед за другими лидерами Европейского cоюза в 2011 году. Так что же изменилось во Франции с момента официального признания провала мультикультурализма? Какие меры предпринимало французское правительство после расправы над Charlie Hebdo? И что происходит сейчас, после ноябрьских терактов в Париже?
В начале 2000-х, задолго до заявления о провале мультикультурализма, французская интеграционная политика стала более жесткой. В 2002 году Саркози занял пост министра внутренних дел Франции и взял курс на ограничение «нежелательной» иммиграции. Принимались дискриминационные решения в отношении инокультурных граждан: например, запрет на ношение религиозной атрибутики государственными служащими, преподавателями, учащимися государственных школ, введенный в 2004 году. В 2010 г. этот закон был расширен до запрета на появление в общественных местах в одежде, полностью закрывающей лицо. Однако предпринимались меры и в пользу расширения прав иммигрантов, так, например, в 2006 году был принят закон «О равных возможностях», благодаря которому преодолевалась дискриминация в сфере труда и занятости, а также было создано Национальное агентство по вопросам социальной сплоченности и равенства возможностей. Саркози старался проводить сбалансированную политику, направленную на ограничение именно нелегальной миграции, а также на поддержание безопасности в районах, заселенных преимущественно иммигрантами. Тем не менее, действия, направленные на преодоление дискриминации в отношении инокультурных граждан, обычно предпринимались уже после волнений и погромов. Примером могут быть решения, принятые после беспорядков, устроенных выходцами из арабских стран в 2005 году. По большей же части, решения Саркози, как и его риторика, не соответствовали в полной мере европейским представлениям о мультикультурализме. Таким образом, можно сказать, что политика, проводимая Саркози в отношении иммигрантов, была довольно жесткой и скорее ассимиляционистской, нежели направленной на создание мультикультурного общества.
В отличие от своего предшественника Франсуа Олланд, занявший президентский пост в 2012 году, сразу же проявил себя более лояльным по отношению к иммигрантам политиком. Олланд не заявлял о кризисе или провале мультикультурализма, напротив – он настаивал на сохранении открытых границ в Шенгенской зоне и приветствовал свободный приток легальных иммигрантов. В подтверждение своим словам президент постановил упростить процедуру получения гражданства. Тем временем число лиц, иммигрировавших во Францию по экономическим причинам, росло, а безработица достигала всё больших уровней. Так, в 2014 году французское правительство было вынуждено сократить пособия по безработице, что не могло не вызвать недовольства со стороны тех иммигрантов, которые привыкли жить на социальные выплаты. Начался рост налогообложения, что, в свою очередь, повлияло на антимиграционные настроения работающих французов. Снова начали набирать популярность правые и крайне правые силы – «Республиканцы» Саркози и «Национальный фронт» во главе с Марин Ле Пен.
К началу 2015 года в пригородах Парижа и других крупных городов уже сформировались целые «гетто» с радикально настроенными по отношению к властям и французскому обществу иммигрантами. Среди них были как те, кто недавно прибыл в страну, так и французские иммигранты во втором поколении, которым так и не удалось – а некоторым и вовсе не хотелось – интегрироваться в общество. Далеко не каждый приезжавший во Францию, страну с такими свободными ценностями, готов был их разделять.
Существуют мнения о том, что «террористическая волна» пришла во Францию еще с нападениями франко-алжирского террориста Мохаммеда Мера на французских военных и еврейскую школу в Монтобане и Тулузе. На самом деле, призывом к действию для радикальных исламистов стала карикатура сатирического журнала «Charlie Hebdo» на пророка Мохаммеда – с намерением отомстить террористы устроили нападение на редакцию. После этого вопиющего случая на Францию обрушилась настоящая волна преступлений с участием вооруженных исламистов. В связи с террористической угрозой после убийств в редакции «Charlie Hebdo» был введен в действие план «Vigipirate», подразумевавший охрану наиболее важных мест массового скопления людей. Затем премьер-министр Франции Мануэль Вальс объявил о принятии нового закона по борьбе с терроризмом, по которому вводились изменения в деятельность спецслужб и армии, начиналась борьба с «радикализацией» французских граждан, а также устанавливался контроль за Интернетом и социальными сетями в частности. Вальс также выступил с инициативой усилить меры по контролю авиаперелетов, несмотря на блокировку в Европарламенте предложения о создании общеевропейской системы регистрации авиапассажиров. Таким образом, после теракта в «Charlie Hebdo» меры безопасности были усилены. В большей степени изменения затронули армию и полицию, однако, конечно, расположить усиленную охрану во всех общественных местах невозможно.
После чудовищных событий 13 ноября 2015 года во Франции был введен режим чрезвычайного положения. В феврале 2016 года Национальное Собрание Франции приняло решение о продлении режима еще на три месяца в связи с повышенным уровнем террористической угрозы. Действие режима чрезвычайного положения позволяет МВД помещать под подписку о невыезде и полицейский контроль лиц, чье поведение «может вызывать угрозу безопасности и общественному порядку», вводит паспортный контроль на границах Франции. Также полиция имеет право проводить обыски в любое время суток без получения разрешения суда. После терактов в Париже были проведены многочисленные обыски в иммигрантских районах, намечено внесение жестких изменений в конституцию. В частности, было предложено лишать гражданства обвиняемых в терроризме (при наличии второго гражданства), что вызвало серьезные споры во французском парламенте из-за противоречия принципу всеобщего равенства перед законом. Впоследствии Олланд заявил, что вынужден отказаться от идеи внесения такой поправки. В 2015 году также выросло число выдворенных из Франции иностранцев, нарушивших правила пребывания в стране – оно составило 15500 человек.
Несмотря на огромное количество беженцев, прибывших во Францию за последний год, и несмотря на рост популярности правых сил, о чем свидетельствовал успех «Национального фронта» на региональных выборах, не все жесткие меры вызвали одобрение у французского общества. С критикой в адрес властей обрушились некоторые французские издания, проводились митинги против решения о продлении режима чрезвычайного положения. С осуждением этого решения выступили даже эксперты ООН по правам человека. Однако в МВД Франции заявили, что за 2015 год были предотвращены 10 терактов, и этот факт может быть одним из аргументов в сторону противников усиления мер безопасности.
Теракты во Франции за последний год всерьез изменили как настроения во французском обществе, так и направленность политических решений в стране. Действия по борьбе с терроризмом значительно отразились на жизни французских граждан иностранного происхождения – вопросы безопасности вынудили французские власти пойти на ужесточение иммиграционной политики. Возможно ли в таких условиях говорить о мультикультурализме? Тем не менее, в своей риторике Олланд не дает повода обвинить себя в антимиграционных настроениях и не привязывает необходимость обеспечения безопасности с обязательствами по приему мигрантов. Предстоящие выборы президента Франции в 2017 году станут знаковыми для французской миграционной политики, ведь результаты смогут отразить настроения общества, а также изменить сам практический взгляд на мультикультурализм.