В поисках настоящих наблюдателей
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Хотя нас, эти 20 человек из разных экзотических стран мира, все охотно и радостно называют в Германии «наблюдателями за выборами», мы конечно не являемся таковыми в российском смысле, который это слово особенно приобрело в последние два года. Мы не сидим весь день выборов на избирательных участках, мы не сверяем списки и не вылавливаем нарушителей. Мы наблюдаем вообще-то только за предвыборной кампанией, и то не на предмет нарушения законодательства, а лишь в исследовательских целях. Мы делаем выводы и наблюдения только для себя, для наших потенциальных студентов и участников наших презентаций, докладов и дискуссий, для читателей наших возможных публикаций.
Но мне очень хотелось найти настоящих немецких наблюдателей. И я попыталась...
В такой ситуации мне даже неловко, что нас, ничего для выборов не делающих, называют этим гордым словом «наблюдатель». Впрочем, никто моего такого чувства не разделяет, поскольку, как мне кажется, никто больше никаких наблюдателей себе не представляет.
Более того, никто не понял моего вопроса о наблюдателях и тогда, когда на самом низовом уровне в моих деревнях я начала о них спрашивать:
- Нет, – говорят, - у нас никаких наблюдателей, не приезжают.
- А свои, местные, разве не бывают наблюдателями? От политических партий, кандидатов?
- Зачем? – отвечают. У нас в комиссиях люди самые разные, они же всем занимаются. И любой гражданин может прийти и сидеть, смотреть. А может и смотреть, как считают голоса.
- И что, - говорю, - приходят?
- Нет (и смеются), а зачем?
В общем, дальше состоялся разговор слепого с глухим. Как выяснилось, назначенный ответственным за выборы товарищ в мэрии набирает народ в комиссии на избирательные участник как придется: активисты, члены политических партий, известные люди, общественники, и просто люди. Если кому предложат участвовать в комиссии, он не может отказаться, это гражданский долг. Около 150 человек таких набирается на округ, и их однажды собирают, обучают. В день голосования 2-3 человека сидят, как и у нас, чаще всего по школам, встречают людей, дают им бюллетени, те голосуют в кабинках, бросают в урны. Что же тут сложного? С этим и 2-3 человека справятся... А вечером, когда кончается голосование, приходят и еще остальные – помогать считать, чтобы быстрее процес с шел...
- А как же, - говорю, - если вдруг кто захочет обмануть?
- Так там же 3 человека, и все разные, они же увидят!!!
- А если они договорятся, их подкупят, или надавят?
- КАК??????? Нет, у нас невозможно, никто не будет. И вообще, как это можно сделать?
- Хотите, говорю, расскажу? У нас уже тысячи способов есть...
- Ну расскажите!
И вот, рассказываю я о наших страшных историях подкидывания бюллетений, изменения цифр от одной комиссии к другой, «каруселей», подкупов, «мертвых душ», голосования на дому... А они... смеются! Для них это какие-то невероятные истории, с другой планеты... И я вдруг тоже начинаю смеяться с ними, от невероятности и глупости всего этого, и от обиды, и от боли.....
А потом вспоминаю о том, сколько у нас регулирований, как сложно устроен процесс формирования комиссий, наблюдения, как несмотря на выполнение всех требований некоторых наблюдателей взашей выгоняли не то что с подсчета голосов, просто с участка... И как мужественно наши наблюдатели несмотря ни на что через подвиг выполняют свой долг как они его видят. И как добиваются более честных выборов.
Но какой ценой они это делают!!! Сколько сил, сколько времени мы все тратим для того чтобы бороться с этой странной мельницей, чтобы самые простые вещи работали. И если мы потом удивляемся, «почему мы столько работаем, а все еще такие бедные», то ответ примерно в этом: огромное количество энергии мы тратим на вещи, которые нормальные демократии экономят за счет доверия, взаимного доверия между гражданами, а также между гражданами и властью. И я очень надеюсь, что когда-нибудь и мы перестанем волноваться и не доверять, а сможем экономить на диком количестве регулирования и запретов, постоянном контроле за другими и за собой, наконец просто обретя основания для доверия. Доверия друг другу и нашей власти...
P.S. Когда я пришла на участок, другой, я конечно не нашла никаких наблюдателей, а только недоуменные взгляды в ответ на мои вопросы... После этого я стала спрашивать коллег по группе из разных стран, а бывают ли у них наблюдатели, их внутренние, настоящие, представляющие партии и кандидатов, не члены комиссий, а именно дополнительные наблюдатели. И вот что получилось:
Нет и не слышали никогда о такой необходимости: Германия, Япония, Китай, Турция...
Да, сидят и проверяют, причем серьезно: Польша, Франция, США, Колумбия, Танзания, Египет...
Можно ли сделать какие-нибудь предварительные гипотезы?