Блог Евгения Макарова

«Пока нам везет, что зима была теплой», — эксперт Оксфорда

12 декабря 2023
Распечатать

В конце 2023 г. мы видим, что все большее количество стран, отказавшихся по идеологическим соображениям от российских энергоресурсов, прежде всего газа, вновь становятся СПГ-импортерами. В связи с этим хочется вспомнить конференцию, проведенную Центром геополитики Кембриджского университета по вопросам безопасности Дании и Балтийского региона в октябре 2023 г., где часть панельной дискуссии была посвящена энергобезопасности. На панели выступили ряд экспертов.

euco-highlight-home.jpg

Источник: www.eeas.europa.eu

Научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований Катерина Яфимава заявила, что использование Россией газа в качестве оружия в Европе более не обсуждается, это стало для запада своего рода нормой или, в более широком плане, дискурсом. Сейчас основным поставщиком СПГ в ЕС является США, немного Катар и Россия (50 на 50 — СПГ и по трубе через Турцию и Украину). «Похоже, что Россия намеренно защищает трубопровод на Украине», — заявляет сотрудница Датского института международных исследований Изабелла Сурвилло. Есть еще Норвегия, поставляющая газ по трубе. Как видим, Европа всерьез от российского газа не отказалась и, видя тенденции последнего времени, отказываться не собирается, и это при том, что, по словам эксперта, восстановления спроса на газ в ЕС не ожидается. Катерина Яфимава без иронии добавляет: «Нам пока везет, что зима была теплой». Однако и при таком раскладе, по ее словам, Европе предстоит конкурировать за поставки СПГ, а это может быть очень волатильный рынок даже из-за незначительных событий в мире.

И. Сурвилло настаивает на том, что Польша и страны Балтии стали строить дорогие СПГ-терминалы, якобы опасаясь за свою энергетическую безопасность. Как будто не было никакого давления все предшествующие годы со стороны США, вынудивших отказаться от дешевого трубопроводного газа взамен на дорогой из пластов Техаса и в том числе из-за подрыва «Северного потока — 2». Вопросы «секьюритизации», или безопасности поставок, вызывают беспокойство у всех экспертов, прежде всего из-за СП-2, поскольку, как признают сами западные эксперты: «До сих пор нет убедительных фактов, кто его подорвал». В связи с этим проф. Кристиан Бойгер из Копенгагенского университета высказал пожелание о расширении мер безопасности в Балтийском море, и в качестве такой меры он предложил расширить надзор, в первую очередь вернув контроль за танкерными перевозками, который ЕС потеряли из-за своих санкций. Еще он заявил, что мы живем в эпоху морской инфраструктуры.

Отдельно стоит сказать о «зеленой» повестке. Яфимава напомнила всем присутствующим, что существует обязательное юридическое положение о 15-процентном добровольном сокращении спроса на газ в Европе, которое произошло из-за очень высоких цен в 2022 г. Это действительно так, но скачок цен был спровоцирован из-за необоснованных ожиданий от скорейшего перехода на ВИЭ, то есть отсутствием здравого смысла и идеологизацией понятия «нулевого выброса», а также конъюнктурной политической реакцией европейских лидеров в отношении Российской Федерации. Сегодня Польша, по данным Bloomberg, производит 70% всей энергетики из угля, а по данным Reuters — 80%. В этом преуспели и другие страны ЕС, в том числе и Германия. Поэтому предполагаемый переход на «зеленую энергетику» к 2030 г., по словам европейских экспертов, — большой вопрос. Более того, Сурвилло заявила: «Уже стало ясно, и это согласованное решение, что к 2030 г. обязательства по снижению парниковых выбросов не будут достигнуты. По сути, переход на «зеленую» энергетику поставлен на паузу. Как только кризис минует, Европа вернется к этому процессу».

***

Ситуация демонстрирует, что самоуверенность европейских политиков «тает» под натиском обстоятельств, и уже нет той пафосной уверенности всех участников, подписавших Версальскую декларацию 10–11 марта 2022 г., где они призвали отказаться от зависимости от российского газа. При этом европейские эксперты признают, что Россия исполняет свои контрактные обязательства исходя из тех технических возможностей, которые у нее есть.

Также конференция по балтийской безопасности показала истинное отношение политиков и экспертов к «зеленой» повестке — наблюдается тихая и непубличная ее отмена со ссылкой на кризис. Интересно, что сам переход к «зеленой» энергетике был призван решить другой кризис, обозначившийся в западном пути развития — кризис индустриального отставания от динамично развивающегося Востока. Однако в публичной сфере продолжается демонстративная борьба за «декарбонизацию» и «снижение парниковых выбросов», как показывает проходящая в ОАЭ конференция ООН по изменению климата. При этом в другой части Арабских Эмиратов состоялась встреча президента В.В. Путина с принцем Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном, где обсуждались в том числе вопросы ТЭК, а это знаковое «совпадение» двух событий.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся