Блог Евгении Кудровой

Сравнительный анализ ядерных доктрин Великобритании и США

10 октября 2023
Распечатать

История британо-американского сотрудничества в ядерной сфере

Сотрудничество в ядерной сфере традиционно занимает значимое место в «особых отношениях» Соединенного Королевства и США. Взаимодействие двух стран в этой области берет свое начало в 1943 г., когда между ними было подписано Квебекское соглашение, согласно которому стороны договаривались о кооперации при проведении атомных разработок, а также обязывались никому не передавать информацию о них. В 1946 г. в США был принят акт Макмэгона, запрещавший сотрудничество в ядерных вопросах с «третьими странами» (в том числе и с Великобританией). Однако, несмотря на это, англо-американские двусторонние отношения в этой сфере возобновились уже в 1948 г., когда британский министр иностранных дел Эрнест Бевин смог договориться о размещении американских бомбардировщиков на территории Великобритании. Они были направлены туда в 1950 г. В 1958 г. между Соединенным Королевством и США был также подписан Договор о взаимной обороне, который предполагал обмен секретной информацией в области ядерного оружия и осуществление поставок Великобритании расщепляющих материалов и двигателей для атомных подводных лодок. Более того, в 1960 г. Соединенное Королевство предоставило США военную базу для подлодок в Холи лох (Шотландия), а американским бомбардировщикам, размещенным на Британских островах, были разрешены круглосуточные тренировочные полеты с ядерным оружием на борту.

Canadian_Prime_Minister_Mackenzie_King,_with_President_Franklin_D_Roosevelt,_and_Winston_Churchill_during_the_Quebec_Conference,_18_August_1943._H32129.jpg

Источник: Wikipedia

В 1962 г. между Великобританией и США на Багамских островах было подписано соглашение, во многом определившее дальнейший характер англо-американского сотрудничества в этой области, а также имевшее огромное значение для сохранения и поддержания британского ядерного стратегического потенциала. Согласно «Пакту Нассау», США обязывались поставить Соединенному Королевству ракетные системы «Поларис» (для установки их на четырех атомных подлодках типа «Резолюшн»). В обмен Лондон давал «разрешение на размещение на Британских островах ракет «Тор», соглашался принять участие в создании Многосторонних ядерных сил, передать свой ядерный флот под командование НАТО, а также обещал поддержку мероприятий Вашингтона по обеспечению безопасности в различных регионах» [1]. Подписанное соглашение прочно связывало Соединенное Королевство с США в этой сфере, а также делало британское ядерное оружие зависимым от американских средств доставки. Следует отметить, что такая зависимость сохраняется и в настоящее время.

Соединенное Королевство также во многом опиралось на США и при модернизации своих стратегических ядерных сил. Так, например, при консервативном правительстве Маргарет Тэтчер в 1980 и 1982 гг. между двумя странами были подписаны соглашения о приобретении у США современной ракетной системы «Трайдент 1 (C 4)», а затем и «Трайдент 2 (D 5)» [2]. Программа модернизации британских ядерных сил и строительства первой атомной подлодки нового класса «Вэнгард» в 1990-е гг. также демонстрировала зависимость Великобритании от США в этой области. Британские подлодки не только оснащались американскими ракетными системами, но и сами строились по американской технологии, зависели от поставок из-за океана запчастей и обогащенного урана, а испытания всей ядерной системы «Трайдент» с американскими ракетами проходили во Флориде [3]. В 2014 г. между Великобританией и США было подписано новое секретное соглашение, которое, по сути, стало продолжением Договора о взаимной обороне 1958 г.

Таким образом, англо-американское взаимодействие в данной сфере имеет длительную историю и берет свое начало еще в середине XX в. Тесное сотрудничество Соединенного Королевства и США в этой области обусловлено прежде всего сохраняющейся зависимостью Великобритании от американских носителей и средств доставки, а также значительной помощью со стороны США при модернизации британских стратегических ядерных сил. Изучение «особых отношений» между Соединенным Королевством и США в этой сфере актуально и в настоящее время в условиях углубления политического кризиса и нарастания противоречий между ведущими ядерными державами. Рассмотрение и сравнение ядерных доктрин Великобритании и США не только позволит более глубоко изучить англо-американские отношения в этой области, но и поможет выявить их подходы в отношении других стран, обладающих ядерным оружием (в частности, России и Китая).

Ядерная доктрина США

27 октября 2022 г. Министерством обороны США была опубликована новая Стратегия национальной обороны, включающая в себя также Обзор ядерной политики (Nuclear Posture Review) и Обзор противоракетной обороны (Missile Defense Review). Первый документ описывает ядерную стратегию, позицию и вооруженные силы Соединенных Штатов Америки. Он состоит из девяти частей, включающих в себя такие разделы, как комплексный, сбалансированный подход к защите жизненно важных интересов национальной безопасности, роль оружия массового поражения (ОМП) в стратегии США, индивидуальные стратегии ядерного сдерживания, укрепление регионального ядерного сдерживания, контроль над вооружениями, нераспространение ОМП и борьба с терроризмом, ядерный потенциал США, а также устойчивый и адаптивный комплекс безопасности. В этом документе подтверждается неизменная приверженность безопасному, надежному и эффективному сдерживанию. Так как ядерная война не может быть выиграна и, следовательно, никогда не должна вестись, ядерное оружие призвано служить преимущественно оборонительным целям. Именно поэтому его роль сводится к защите США и их союзников от стратегических атак и нападения, а также к достижению задач США в случае того, если сдерживание потерпит неудачу. В связи с этим, а также в условиях нарастающего политического кризиса США намерены продолжать «модернизировать свои ядерные силы, систему командования, управления и связи, а также производственную и вспомогательную инфраструктуру в этой области».

Главными угрозами в области ядерного сдерживания для США в данном Обзоре провозглашаются Китай и Россия [4]. При этом отмечается также, что к 2030 г. США впервые в своей истории могут столкнуться сразу с двумя крупными ядерными державами в качестве стратегических конкурентов и потенциальных противников. Среди прочих угроз выделена также и КНДР, но ей уделяется не такое пристальное внимание, как РФ и Китаю. Рассматриваемый документ предусматривает индивидуальные стратегии сдерживания, разработанные для каждой страны, — Китая, России, КНДР и Ирана.

В отношении союзников Обзор ядерной политики предполагает укрепление архитектуры безопасности в ключевых регионах, чтобы иметь возможность в полной мере использовать потенциал своих партнеров для сдерживания и при необходимости поражения сил противника, осуществляющего агрессию. Более того, в стратегии заявляется о готовности США предоставить своим союзникам необходимые гарантии безопасности, подчеркивается значимость ядерных сил США для Организации Североатлантического договора (НАТО), обеспечения и поддержания безопасности в Евроатлантическом регионе.

Помимо этого, в новой стратегии заявляется также о принципе неприменения ядерного оружия против государств, не обладающих им, и участников ДНЯО, которые соблюдают свои обязательства в рамках данного соглашения. Применение ядерного оружия США рассматривают возможным только «в экстремальных обстоятельствах для защиты их жизненно важных интересов, а также интересов союзников и партнеров» [5]. Следует отметить, что США отказались от политики «неприменения первыми», посчитав, что этот подход может привести к неприемлемому уровню риска в области неядерных угроз со стороны их основных конкурентов и противников.

Таким образом, Обзор ядерной политики 2022 г. отражает обновленный подход США к вопросам ядерного сдерживания в условиях нарастающего политического кризиса и трансформирующегося миропорядка. Основное внимание в данной стратегии уделяется прежде всего необходимости обеспечения безопасности и защиты от нападения как самих Соединенных Штатов Америки, так и их союзников, а также модернизации ядерного потенциала США. Главными угрозами в этой сфере для США являются прежде всего Китай и Россия.

Ядерная доктрина Соединенного Королевства

Подход Соединенного Королевства к этой проблеме изложен во внешнеполитической доктрине Великобритании, принятой в марте 2023 г. Согласно данному документу, приоритетное внимание в области обороны уделяется прежде всего ядерному сдерживанию и обеспечению безопасности как самого Соединенного Королевства, так и его союзников по Североатлантическому альянсу (НАТО) [6]. В связи с этим Великобритания (так же, как и США) намерена укреплять и модернизировать свой потенциал в этой области, а также увеличивать объем инвестиций в оборонную сферу. Следует отметить, что в вопросах ядерного сдерживания Соединенное Королевство не придерживается политики «неприменения первым», считая такую позицию несовместимой с доктриной НАТО. Более того, Соединенное Королевство не намерено применять ядерное оружие против любого государства — участника ДНЯО, не обладающего им [7]. Нельзя не отметить, что данные положения во многом перекликаются с основными положениями стратегии США, рассмотренной выше.

Помимо этого, согласно новой внешнеполитической доктрине, Россия также воспринимается Соединенным Королевством в качестве основной угрозы существующему порядку международной безопасности. В документе заявляется о необходимости укрепления экономического и военного потенциала с целью оказания дальнейшей помощи Украине и существенного ослабления РФ. Среди прочих противников и угроз в сфере ядерного сдерживания Великобритания выделяет Китай и Иран [8].

Важным положением обновленной внешнеполитической доктрины является также пункт о необходимости поддержки своих союзников в рамках Североатлантического альянса, а также о значимости двусторонних отношений в области обороны. Согласно принятому документу, Соединенное Королевство продолжает считать НАТО краеугольным камнем обеспечения и поддержания безопасности в Евроатлантическом регионе. При этом следует отметить, что Великобритания является одним из ведущих членов в данной организации. Она выполняет взятые на себя обязательства, выделяя на коллективную оборону 2% своего ВВП. Более того, Соединенное Королевство намерено увеличить этот показатель до 2,5%. Помимо этого, во внешнеполитической доктрине особое внимание уделяется также значимости двусторонних отношений в области безопасности и обороны (в частности, с США и Францией). Согласно принятому документу, «глубина и качество отношений с США в этой сфере не имеют себе равных — в мире нет двух других вооруженных сил, которые были бы более совместимы и лучше бы дополняли друг друга» [9].

Сравнение ядерных доктрин Великобритании и США. Выводы

Таким образом, рассмотрев и проанализировав доктрины США и Соединенного Королевства, нельзя не отметить их определенное сходство, а также очень похожий подход двух стран к вопросам ядерного сдерживания и системе безопасности в Евроатлантическом регионе. Сходство рассмотренных стратегий проявляется в следующем:

1) В доктринах обоих государств основной целью ядерного оружия провозглашается ядерное сдерживание и поддержание безопасности как самих США и Великобритании, так и их партнеров и союзников;

2) И Соединенное Королевство и США намерены применять ядерное оружие только в чрезвычайных обстоятельствах и при необходимости самообороны. Оба государства также отказываются от политики «неприменения первыми», рассматривая этот подход как серьезную угрозу их национальной безопасности;

3) Ни Великобритания, ни США не намерены применять ядерное оружие против государств, не обладающих им, а также стран, являющихся участницами ДНЯО и выполняющих обязательства заключенного договора;

4) Обе страны уделяют особое внимание своим обязательствам в рамках НАТО и оказанию помощи своим союзникам и партнерам. США и Великобритания рассматривают Североатлантический альянс как краеугольный камень обеспечения и поддержания безопасности в Евроатлантическом регионе и стремятся укреплять его военный потенциал для противостояния современным вызовам;

5) Более того, у обеих стран также совпадает восприятие угроз: и для США, и для Соединенного Королевства основными противниками выступают Китай, Россия и Иран.

Именно эти обстоятельства позволяют говорить о значительном сходстве военных доктрин США и Великобритании и наличии у обеих стран чуть ли не одинаковых подходов к вопросам ядерного сдерживания и обеспечения международной безопасности. При более подробном рассмотрении их стратегических документов может показаться, что ядерная концепция Соединенного Королевства вообще во многом дублирует стратегию США. Это обстоятельство, тесное сотрудничество обеих стран в ядерной сфере, берущее свое начало еще в середине XX в., а также сохраняющаяся зависимость Великобритании от американских средств доставки обуславливают сохранение англо-американского взаимодействия в этой области. Более того, США и Соединенное Королевство выступают союзниками в ходе современного политического кризиса и имеют одинаковый подход в отношении России.

1. Капитонова Н.К., Романова Е.В. История внешней политики Великобритании. М., 2020. С. 492.

2. Там же. С. 594.

3. Там же. С. 663.

4. Paul K. 2022 Nuclear Posture Review. Congressional Research Service. 2022. P. 1.

5. Op. cit. P. 2.

6. Integrated Review Refresh 2023. Responding to a more contested and volatile world. HM Government. L., 2023. P. 33.

7. Mills C. Nuclear weapons at a glance: United Kingdom. L.: House of Commons Library, 2023. P. 7.

8. Integrated Review Refresh 2023. Responding to a more contested and volatile world. HM Government. L., 2023. P. 37.

9. Integrated Review Refresh 2023. Responding to a more contested and volatile world. HM Government. L., 2023. P. 40.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся