Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Британо-американское сотрудничество в ядерной сфере: вчера, сегодня, завтра

31 Августа 2020
Распечатать

Автор: Малинина Александра, НИУ ВШЭ, Факультет мировой экономики и мировой политики, 1 курс магистратуры

Вопросы ядерного сдерживания и нераспространения исконно занимают центральное место в британо-американском «особом» сотрудничестве. Однако период президентства Д. Трампа, четырёхлетний срок которого подходит к завершению, преподнёс сюрпризы не только для мировой общественности, но и непосредственно для Великобритании как самого ближайшего союзника Штатов. Ударом для трансатлантической системы коллективной безопасности стало решение 45го президента США о выходе из ядерной сделки по Ирану (СВПД), в результате которого Соединённое Королевство объединилось с Германией и Францией, осудив действия нового политического лидера. В январе 2020 года три европейских государства, отдельно от Соединённых Штатов Америки, запустили собственный механизм разрешения споров СВПД1. В связи с этим возникает вопрос: останется ли ядерная сфера таким же прочным связующим звеном британо-американского сотрудничества, как и прежде, к завершению президентства несистемного политика?

image.jpg

Фото: Al Drago/The New York Times

Холодная война: исторический контекст

Для ответа на обозначенный вопрос необходимо понимание исторического контекста становления британо-американского сотрудничества в данной сфере. В первую очередь, период биполярного противостояния обусловил зависимость Великобритании от ядерных носителей США. Уже в 1948 году британский государственный деятель Э. Бевин смог договориться о размещении американских атомных бомбардировщиков в Великобритании, которые были отправлены туда США в 1950 году2. В 1957 году на Бермуде Д. Эйзенхауэр и Г. Макмиллан пришли к соглашению о размещении баллистических ракет среднего радиуса действия «Тор» (“Tor”) в Соединённом Королевстве3. Поскольку работа над британскими баллистическими ракетами средней дальности «Blue streak» так и не была завершена, договор приобрёл дополнительную значимость. В настоящее время зависимость Великобритании от ядерных носителей США сохраняется.

Более того, были выработаны особые механизмы и практики в сфере ядерной безопасности. В 1958 году был заключён договор о взаимной обороне Великобритании и США4. Он предусматривал транспортировку Соединёнными Штатами Соединённому Королевству одной подводной атомной электростанции, а также соответствующего ядерного материала для её работы на возмездной основе. Соглашение включало и обмен засекреченной информацией о способах переработки данного материала. В 2014 году Великобритания и США подписали секретное соглашение о ядерном оружии, которое стало продолжением договора о взаимной обороне 1958 года времён Холодной войны5.

Наконец, важны и технологии, находившиеся в совместном пользовании. С 1969 года начала действовать британская программа «Поларис» (“Polaris”), представлявшая собой первую в Соединённом Королевстве подводную систему ядерного оружия. Ещё ранее - в 1963 году – между правительствами Великобритании и США было заключено соглашение об условиях, на которых британская сторона приобретала её вместо американских ракет воздушного базирования «Скайболт» (“Skybolt”)6. На текущий момент устаревшая программа «Поларис» заменена более современной системой «Трайдент» с американскими ракетами.

Таким образом, отсутствие у Британии ядерных носителей и её более позднее становление в качестве ядерной державы частично обусловили зависимость государства от Соединённых Штатов Америки в данной вопросе. Однако ключевым является тот факт, что США увидели именно в Британии возможного союзника по данному направлению деятельности, в связи с чем секретно решался достаточно широкий спектр вопросов: обмен технологиями, поставки необходимого ядерного материала, ракет и стратегическое планирование на случай начала новой войны.

Враг не дремлет: современное состояние

С завершением Холодной войны и постепенным переходом к многополярности ядерные вопросы не просто не потеряли свою актуальность - Великобритания и США как союзники в настоящее время сталкиваются с множеством вызовов. Стратегия национальной безопасности администрации Дональда Трампа практически напрямую говорит о существовании угрозы нападения ряда государств – Северной Кореи, КНР и России – на Соединённые Штаты7. Сотрудничество с Соединённым Королевством, таким образом, приобретает особую значимость в данном ключе.

И действительно, одним из наиболее актуальных в современном британо-американском взаимодействии стал вопрос Северной Кореи. Несмотря на то, что противостояние с данным государством было в большей степени важно именно для Дональда Трампа, Великобритания стремилась всячески поддержать американскую позицию и даже продвинуть её на международном уровне. Так, в начале 2018 года министр иностранных дел Борис Джонсон призвал международную общественность к оказанию давления на северокорейский режим через санкции ООН8. Когда же к июню 2018 года состоялись переговоры между Д. Трампом и Ким Чен Ыном, Великобритания лишь поддержала данный шаг и не настаивала на более жёстком подходе9. Такая смена позиции в соответствии с интересами США говорит о сохраняющейся политической солидарности союзников. После нового обострения противоречий между КНДР и США британская сторона снова заняла полностью проамериканскую позицию, одобрив присоединение Австралии, Франции, Канады, Новой Зеландии и Японии к противодействию нарушениям Северной Кореей Резолюции ООН, а также уже в 2019 году заявила, что «полностью поддерживает США в их усилиях по достижению северокорейской денуклеаризации»10. Соответственно, роль Великобритании сводится к поддержке политики, проводимой Соединёнными Штатами, однако не всегда подразумевает прямое вмешательство.

Кроме того, Великобритания и США совместно выступают в ООН с осуждением деятельности определённых государств. Например, в октябре 2018 года Соединённое Королевство выступило «от имени союзников», заявив, что они «серьёзно озабочены соблюдением договорённостей Россией», которая «не предоставила заслуживающего доверия ответа»11. Также Великобритания настояла на «продолжении конструктивного диалога [РФ] с США». А значит, государства продвигают общие интересы также и через международные организации и привлекают их к контролю за потенциальными противниками в ядерном противостоянии.

Продолжает сохранять свою актуальность и поддержка британской и американской сторонами общих принципов нераспространения в ядерной сфере. Совместные заявления держав о приверженности установленным принципам разоружения, а также участие в конференциях ООН по вопросам ядерного оружия, равно как и в соответствующих проверках, характерны для всего периода президентства Д. Трампа вплоть до 2020 года12. Неизменны, таким образом, и ценности, декларируемые Великобританией и Соединёнными Штатами Америки в ядерном мире.

Следовательно, очевидна сохраняющаяся лояльность Великобритании США. Кроме технологической взаимозависимости, существующей между государствами, и тесного сотрудничества в рамках обновлённого договора о взаимной обороне, крайне важным является единство в стратегических вопросах, общее понимание угрозы безопасности и оперативное реагирование на возникающие вызовы.

Перспективы развития

Представляется логичным, что в ближайшем обозримом будущем тесное британо-американское сотрудничество в ядерной сфере будет сохраняться и углубляться. Во-первых, сама Великобритания, ограниченная в вопросах носителей и обладающая значительно меньшими ядерными запасами, чем США, увязывает своё дальнейшее развитие с совершенствованием своего потенциала по данному направлению. В 2016 году, когда до истечения срока действия программы «Трайдент» оставалось меньше полугода, премьер-министр Соединённого Королевства Тереза Мэй призвала депутатов британского Парламента проголосовать за дальнейшее обновление системы и подчеркнула необходимость осознания важности роли ядерного оружия для обеспечения безопасности государства13. В итоге, Палата общин проголосовала за обновление большинством в 355 голосов14. Более того, в последней «Стратегии национальной безопасности» Великобритании было объявлено о планах по замене подводных лодок типа «Вэнгард» на новые, получившие название «Саксессор» (“Successor”), к 2030 году15. А значит, Соединённому Королевству будет по-прежнему необходимо тесное сотрудничество с США в ядерной сфере.

В свою очередь, американской стороне будет потенциально выгодным британское технологическое совершенствование. Так, в 2019 году было объявлено о том, что Соединённое Королевство вводит в эксплуатацию новый авианосец класса «Куин Элизабет» (“Queen Elizabeth”), второй для государства и отличающийся рядом инновационных характеристик - Корабль Её Величества «Принц Уэльский» (HMS “Prince of Wales”). Но одновременно с этим было намечено введение в эксплуатацию и китайского авианосца, который является лишь вторым из планируемых четырёх16. Неизвестно, является ли «Принц Уэльский» также результатом совместной деятельности Великобритании с США, однако можно отметить, что как авианосец КНР был построен с опорой на российские образцы, так и для британского боевого корабля были заимствованы элементы, используемые и корпусом морской пехоты США: например, истребители-бомбардировщики F-35 фирмы Локхид-Мартин. Очевидно, что на современном этапе не менее актуальным для двух стран-союзников остаётся обеспечение такого ядерного потенциала, который был бы соизмерим с потенциалом противника: несмотря на то, что наращивание количества боеголовок не происходит, совершенствуются технологические аспекты работы с имеющимся ядерным материалом и его применения. Рост КНР на мировой арене становится дополнительным фактором, стимулирующим развитие сил в данной сфере.

Можно говорить о том, что ядерный вопрос по-прежнему занимает центральное место в двустороннем взаимодействии государств по обеспечению взаимной обороны и останется таковым в перспективе. Новые вызовы национальной и международной безопасности побуждают Великобританию и США не просто сохранять уже имеющиеся механизмы сотрудничества, но и становятся стимулом для поиска качественно иных подходов к поддержанию необходимого силового баланса.

Примечания:

1 - Triggering the JCPoA Dispute Resolution Mechanism: Foreign Secretary's Commons statement [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/triggering-the-jcpoa-dispute-resolution-mechanismforeign-secretarys-commons-statement (дата обращения: 24.08.20)

2 - Young K. US 'Atomic Capability' and the British Forward Bases in the Early Cold War [Электронный ресурс].

URL: https://www.jstor.org/stable/30036432?seq=1 (дата обращения: 20.08.20)

3 - Thor Missile Deployment in the UK [Электронный ресурс]. URL: https://harringtonmuseum.org.uk/thor-missiledeployment-in-the-uk/ (дата обращения: 20.08.20)

4 - Full Text of the US-UK Mutual Defense Agreement [Электронный ресурс]. URL: http://www.reformation.org/text-of-1958-us-uk-mutual-defense-agreement.html (дата обращения: 25.08.20)

5 - UK-US sign secret new deal on nuclear weapons [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/world/defence-and-security-blog/2014/jul/29/nuclear-weapons-us-uk-cooperation (дата обращения: 24.08.20)

6 - Polaris Sales Agreement [Электронный ресурс]. URL:

https://www.nuclearinfo.org/sites/default/files/Polaris%20Sales%20Agreement%201963.pdf (дата обращения: 21.08.20)

7 - National Security Strategy of the United States of America. December 2017 [Электронный ресурс]. URL:

https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (дата обращения: 20.08.20)

8 - Foreign Secretary Boris Johnson calls for a united front on North Korea at summit in Vancouver [Электронный

ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/news/foreign-secretary-boris-johnson-calls-for-a-united-front-onnorth-korea-at-summit-in-vancouver (дата обращения: 24.08.20)

9 - Foreign Secretary statement on US-DPRK leaders' summit, June 2018 [Электронный ресурс]. URL:

https://www.gov.uk/government/news/foreign-secretary-statement-on-us-dprk-summit (дата обращения: 04.04.20)

10 - International efforts to implement UN Security Council Resolutions on North Korea: FCO statement

[Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/news/fco-statement-on-international-efforts-toimplement-un-security-council-resolutions-on-north-korea (дата обращения: 24.08.20); North Korea missile test launches: Foreign Office statement [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/news/fcostatement-on-north-korea-missile-test-launches (дата обращения: 24.08.20)

11 - UNGA 73 First Committee: UK Statement on Nuclear Weapons [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/news/unga-73-first-committee-uk-statement-on-nuclear-weapons (дата обращения: 24.08.20)

12 - P5 Joint Statement on the Treaty on the NonProliferation of Nuclear Weapons [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/news/p5-jointstatement-on-the-treaty-on-the-non-proliferation-of-nuclear-weapons (дата обращения: 24.08.20); Fiftieth anniversary of the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons: joint statement [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/news/joint-statement-on-the-fiftieth-anniversary-of-the-treaty-on-the-nonproliferation-of-nuclear-weapons (дата обращения: 24.08.20)

13 - PM Commons statement on future of Trident: 18 July 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/pm-commons-statement-on-future-of-trident-18-july-2016 (дата обращения: 24.08.20)

14 - Commons votes for Trident renewal by majority of 355 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/uk-news/2016/jul/18/mps-vote-in-favour-of-trident-renewal-nuclear-deterrent (дата обращения: 24.08.20)

15 - National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/478933/52309_C m_9161_NSS_SD_Review_web_only.pdf (дата обращения: 24.08.20)

16 - Britain And China’s New Aircraft Carriers To Enter Service At Same Time [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/hisutton/2019/12/10/britain-and-chinas-new-aircraft-carriers-to-enter-service-thisweek/#621f1bee52c1 (дата обращения: 24.08.20)

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся