Блог Дмитрия Дыканя

Катарско-азербайджанское сближение

27 октября 2021
Распечатать

Катар является значимым игроком на территории Ближнего Востока. Необходимо отметить, что Доха ведет независимую политику в регионе, что не свойственно странам Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), чьи взгляды, как правило, всегда совпадают во всем.

1574066916270373171.jpg

Источник: azertag.az

Самостоятельность Катара порой приносит ему излишние хлопоты и проблемы. Обособленная политика от своих соседей послужила причиной ухудшения отношения с ними, что привело в итоге в 2017 году к катарскому дипломатическому кризису.

5 июня 2017 года Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты выдвинули инициативу, к которой присоединились Бахрейн, Египет, Йемен, Ливия и Мальдивы, Мавритания и Коморские острова, объявить о разрыве дипломатических отношений с Катаром. Позднее приняли ряд жёстких мер, в числе которых – прекращение морского и воздушного сообщения, ограничение банковских операций, высылка дипломатов и подданных Катара. Стране были выдвинуты 13 требований, которые были обязательны для исполнения.

Изоляция Дохи никаких дивидендов ее соседям не принесла, даже наоборот, сработала против них, в связи с чем Саудовская Аравия и ее союзники в начале 2021 года решили дать задний ход и пойти на примирение. Катар, не выполнив ни одного требования, получил от недавних оппонентов предложение о мире. Сильные региональные соседи этого крошечного государства снова начали называть их братьями, но несмотря на все это, важно понимать, что противоречия, которые накапливались, никуда не исчезли. В арабском мире многие понимают, что устроенная блокада преследовала цель наказания Катара за чересчур самостоятельную внешнюю политику в регионе. Плюс, вдобавок ко всему, у Дохи и Эр-Рияда было очень много противоречий в рамках сотрудничества ОПЕК. Например, Катар ратовал за активный диалог в рамках организации с Ираном, Россией и другими странами, но значение Эр-Рияда всегда оказывалось важнее всего остального. Они просто продавливали все решения своим влиянием.

Теперь же Катар не планирует больше возвращаться в состав Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Об этом недавно сообщил журналистам министр энергетики Катара Саад Аль-Кааби в кулуарах международной конференции Gastech. Вне всякий сомнений, что после пережитой блокады катарцы боятся одного – быть уязвимыми. В связи с этим, они вряд ли захотят вернуться в ту организацию, где ярко выражается главенство одной страны. Катар, помня недавнюю блокаду, будет вести более аккуратную внешнюю политику – дружить со всеми и не попадать в чью-либо зависимость.

Данный кризис поспособствовал тому, что Доха теперь будет активнее диверсифицировать внешние и внешнеэкономические связи, пытаясь найти новых союзников за пределами своего региона. Сближению с Баку послужили, безусловно, тесные отношения с Турцией, которая поддерживала Катар в непростой период.

Турецко-катарское партнерство развивается в самых разных областях, включая оборонное сотрудничество, военную сферу, СМИ, энергетику и банковское дело. В 2015 году Турция создала военную базу в Катаре, предоставив крошечному эмирату жизненно необходимый сдерживающий фактор против блока во главе с Саудовской Аравией и ОАЭ. Катар тем временем бросился на помощь Турции, когда турецкая лира столкнулась с кризисом в августе 2018 года. Катар предоставил пакет помощи, который включал в себя ряд экономических проектов, валютные депозиты и инвестиции, а также валютный своп на $3 млрд, чтобы поддержать лиру. Вдобавок ко всему, страны разделяют общее мнение по ряду региональных вопросов, и стараются поддерживать друг друга на международных площадках. Азербайджан является важным стратегическим партнером Турции, поэтому Доха, вероятно, считает, что союзнику ее союзника можно попробовать доверять.

Кроме того, катарцы следят внимательно за событиями не только на Ближнем Востоке – они замечают усиление Азербайджана в кавказском регионе, поэтому не против укрепить взаимоотношения с процветающим государством. В частности, эмир Катара в Баку 18 октября во время встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым подтвердил поддержку единства Азербайджана и отметил, что народ Катара твердо и последовательно поддерживал Баку во время войны. Важно отметить, что министры иностранных дел двух государств Джейхун Байрамов и шейх Мохаммед бин Абдулрахман Аль-Тани в этот же день обсудили вопрос привлечения компаний из Катара к процессу восстановления Карабаха.

Доха желает расширить двустороннее сотрудничество между двумя странами в сферах экономики, торговли, взаимных инвестиций, а также альтернативной энергетики, транспортного сообщения и туризма. Страны уже подписали соглашение о взаимной отмене визового требования для лиц с общегражданскими паспортами, что основательно способствует улучшению условий инвестиционного климата. Азербайджан с развитым многоотраслевым сельским хозяйством очень выгоден Катару в сфере аграрного сотрудничества, потребности которого в продовольствии покрываются за счет собственных сил лишь до 10%.

Страны также заинтересованы в изучении перспективных инвестиционных возможностей в ряде жизненно важных секторов, особенно в инфраструктурных проектах и возобновляемых источниках энергии. У двух стран схожи экономические стратегии, направленные на диверсификацию экономики, не зависящую от нефти. При этом страны к тому же активно сотрудничают и в этой сфере. В частности, в Катаре действуют 11 совместных катарско-азербайджанских компаний, а Катар и Азербайджан участвуют в форуме стран-экспортеров газа. Вместе с тем страны намерены развивать взаимодействие в рамках Организации исламского сотрудничества, ООН и Лиге арабских государств.

Показатель взаимного товарооборота имел тенденцию увеличения даже в пандемийную эпоху. Так, согласно данным Торговой палаты Катара объем торговли в 2019 году составил 5 млн катарских риалов (1.27 миллион долларов), а в 2020 году - 47 миллионов риалов (12,9 миллионов долларов). Прогрессия ощутимая, однако, учитывая потенциал и возможности двух стран, эти показатели довольно низкие, и включают лишь экспорт азербайджанского продовольствия и сельскохозяйственной продукции в Катар. Теперь, после заключения различных договоренностей, имеются все предпосылки к тому, что товарооборот значительно увеличится, и будет включать в себя не только сотрудничество в аграрной сфере.

Данное сближение выгодно двум странам – как Катару, который не против обзавестись новыми союзниками после горького опыта прошедшей блокады со стороны своих соседей, так Азербайджану, который может укрепить свое влияние в регионе, подружившись с таким сильным и авторитетным игроком. Не исключено, что также может получить развитие следующего альянса: Турция, Пакистан, Катар и Азербайджан.

Сближаясь с Дохой, Баку также должен понимать, что Катар – активный региональный игрок, который имеет исключительно свое видение и не совсем простые отношения с некоторыми другими участниками, поэтому в этой пучине геополитической хитрости необходимо разбираться и понимать все тонкости, чтобы не позволить им стать камнем преткновения в отношениях с другими странами.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся