Дискуссионный клуб

Реконструкция Украины: от Руины к новому «поясу городов»

9 Сентября 2019
Распечатать

Данная статья была подготовлена еще в 2015 г. В этом же году она была переработана для Общественного информационного портала Одессы. В условиях современной политической трансформации в Украине и в ее отношениях с Россией, автору статьи показалось важным актуализировать содержание данной статьи для широкой публики и экспертного сообщества.

1479265026_30_main.jpg

Развитие Украины и ее политическая стабильность — одна из главных задач, лежащей перед российской нацией в XXI в. Предлагается рассмотреть возможные принципы, на которых будет осуществляться реконструкция послевоенной Украины. Определение же этих принципов, в первую очередь, зависит от четкого представления современным российским истеблишментом целевого состояния, в которое должна прийти украинская экономика и политика.

Автор: Фокин Иван, независимый исследователь

Цель и субъекты управления Реконструкцией

В 2002 г. Сергей Переслегин предсказывал распад Украины, и в то же время он отмечал: «Республика, по всей видимости, не сможет выжить, как страна. Но она способна существовать, как структурообразующий центр восточно-европейского региона».

Богатая и процветающая Украина, находящаяся на перекрестке международных торговых путей — вот, пожалуй, главная цель в послевоенном восстановительном процессе. Основные субъектами восстановительного процесса в Украине являются, в широком плане:

Первый субъект — это, собственно, украинская политическая и бизнес-элита, третий сектор, значительно почищенный от деструктивных элементов.

Второй субъект — это российские власть, бизнес, третий сектор, заинтересованные в сохранении и приумножении исторических, социальных, экономических связей.

Третий субъект — это власть, бизнес и третий сектор Европы, прежде всего, Франции и Германии, которые заинтересованы в сильном восточном партнере — в России.

Украинский вопрос в контексте строительства «большой Европы».

Затянувшийся кризис в Украине заставил лидеров ведущих европейских держав устанавливать прямые контакты непосредственно с президентом России. И результат этих контактов показал, что «украинский вопрос» не должен стоять на пути формирования «Большой Европы» от Лиссабона до Владивостока, о которой грезили и Шарль Де Голль, и уже в наши дни продвигает А. Меркель.

17 апреля 2014 г. В. Путин также призвал к формированию единого экономического пространства между Европой и Россией:

«Если мы это сделаем, у нас есть шанс в будущем мире занять достойное место. Если мы пойдем по другом пути, будем разделять Европу, европейские ценности, европейские народы, будем заниматься сепаратизмом, то мы все будем малозначимыми, неинтересными игроками, и никакого влияния на мировое развитие, и даже свое собственное, оказать не сможем».

Все это свидетельствует о возможности российско-европейского тесного сотрудничества как в деле установления мира в Украине, так и в ее послевоенном восстановлении.

Украина как евразийский аналог «пояса городов»

Цели всегда рождаются из размышлений, примеров, аналогий. По мнению М.В. Ильина и Е.Ю. Мелешкиной, конфликтный потенциал Балто-Черноморского «междумирья» представляет большие возможности к созидательной деятельности:

«Важно не сковывать себя жгучими, но поверхностными коллизиями конфликтных раскладов. Просто необходимо двинуться дальше, перейти на глубинные уровни организации. Так, в длительной эволюционной перспективе можно усмотреть аналогии между Балто-Черноморской системой и ее Центрально-Восточноевропейским двойником, с одной стороны, и европейским «поясом городов» — с другой. В целом просматриваются не слишком четкие, но вполне заметные основания для обретения двуединой зоной европейско-евразийского взаимного наложения своего цивилизационного и политического предназначения, аналогичного тому, которое осуществил «пояс городов» в Европе».

И если, по мнению М.В. Ильина, «пояс городов» в Западной Европе соединил «романскую» и «германскую» часть Европы, то почему бы, Балто-Черноморью не соединить Европу и Евразию, стать местом их взаимной интеграции? Ведь к этому есть все условия, главное грамотно ими распорядиться.

Северное Причерноморье как объект геоэкономического проектирования

Территория Северного Причерноморья так или иначе занимает видное место в геоэкономических планах основных мировых игроков. В «Геополитике ...» В. Цымбурский дает следующее определение «геоэкономики»: «Это отрасль геополитического проектирования, которая имеет дело с разного рода ресурсными потоками, пытаясь их регулировать как ненасильственными, так и — при необходимости — насильственными способами, с тем чтобы усилить или подорвать мощь государств и иных политических субъектов».

С. Переслегин отмечает, что в сферу геоэкономического знания попадают новые системы управления экономическими процессами, новые субъекты принятия решений и новые формы организации целостности.

Украина, являясь частью Балто-Черноморской системы, на сегодняшний момент находится на пересечении целого ряда международных транспортных коридоров из Европы в Азию, из Африки в Азию, из Азии в Европу. Кроме того, страна имеет еще и мощнейший производственно-интеллектуальный потенциал.

При современно геоэкономическом проектировании необходимо по максимуму учесть весь опыт прошедших эпох. Пока что, состояние страны все больше и больше начинает напоминать состояние украинских земель в период Руины XVII в.

Практические действия в сфере геоэкономии

«Украина, новое и важное пространство на евразийской шахматной доске, является геополитическим центром, потому что само ее существование как независимого государства помогает трансформировать Россию. Без Украины Россия перестает быть евразийской империей. Однако, если Москва вернет себе контроль над Украиной с ее 52-миллионным населением и крупными ресурсами, а также выходом к Черному морю, то Россия автоматически вновь получит средства превратиться в мощное имперское государство, раскинувшееся в Европе и в Азии», — говорил Збигнев Бжезинский.

На сегодняшний момент, российское общество имеет все возможности взаимодействовать с украинским опосредованно от государственных структур. Главное — наличие на это политической воли со стороны руководства нашей страны. Во-первых, следует понимать, что в современных условиях государственные институты уходят на второй план. Первую роль начинают играть транснациональные компании, для которых самую главную роль играет институт частной собственности.

Во-вторых, современный мир сужается за счет развития информационных технологий и транспорта. Соответственно, вопрос близости стран заключается не в количестве солдат и баз, а в объеме пассажиро- и товарооборота между этими странами.

Исходя из этих двух постулатов высшее российское руководство и бизнес-элита могут выстраивать свою политику в отношении Украины. И первоочередными задачами этого являются (в том или ином виде):

1. Строительство сети автобанов по Украине, модернизация и восстановление железнодорожных путей;

2. Участие в инвестиционных проектах по модернизации и развитию морской инфраструктуры, восстановлению, в партнерстве с европейскими компаниями, разрушенных предприятий Донбасса;

3. Создание Международного фонда содействия совместному малому и среднему бизнесу, венчурные фонды;

4. Формирование законодательной базы для поощрения благотворительной деятельности российского бизнеса и НКО за рубежом;

5. Стимулирование сетевого взаимодействия на уровнях НКО, бизнеса, научных сообществ.

Выводы

Украина в последние полтора года оказалась заложницей многолетних политических игрищ и провальной экономической политики. Разность политических культур, исторической памяти, внешнеполитических экспектаций — все создало питательную базу для кровопролитного гражданского конфликта.

Преодоление последствий этого конфликта сопрягается как с необходимостью капитального изменения институционального и персонального содержания политической системы, так и с поиском общих знаменателей для примирения граждан уже федеративной Украины.

Экономическое восстановление страны возможно лишь при взаимном понимании и солидарности действий бизнес элит России и Европы, и в тесном диалоге с их украинскими коллегами. Несомненно, в Украине должны быть установлены институциональные барьеры для продолжения межолигархической борьбы.

Все эти преобразования и будут носить название Реконструкции Украины, создания в Украине «пояса» европейско-российской дружбы.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каковы, по вашему мнению, цели США в отношении России?
    Сдерживать военно-политическую активность России  
     262 (44.48%)
    Добиться распада и исчезновения России  
     172 (29.20%)
    Создать партнерские отношения с Россией при условии выполнения требований США  
     94 (15.96%)
    Создать союзнические отношения в противовес Китаю на условиях США  
     61 (10.36%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся