Блог Дарьи Хейрие

«Желтая собака – не брат шакала»: Джо Байден в иранских СМИ

18 ноября 2020
Распечатать

Президентство Дональда Трампа перечеркнуло внешнеполитическую стратегию Ирана, которая оформилась в 2013 году. Решив главную проблему во взаимоотношениях с Западом и определив рамки развития национальной ядерной программы, руководство Ирана ожидало масштабных инвестиций в экономику страны, а в ответ столкнулось с политикой максимального давления. Спустя четыре тяжелых года в Иране не ликуют, как после подписания ядерной сделки, и к победе демократа Джо Байдена относятся сдержанно: один «цветок» еще не признак весны в двусторонних отношениях.

755792952504692.jpg

Фото: Richard Drew / AP

Спектакль на свалке истории

Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи на своей странице в запрещенном в Иране Твиттере высмеял американскую демократию и назвал ее «спектаклем», в котором президент страны считает проведенные выборы мошенническими, а его оппонент обвиняет главу государства в попытке сфальсифицировать их результаты. Президент Ирана Хасан Роухани был сдержаннее в оценках: он еще до выборов отметил, что для внешней политики Ирана ни победа Трампа, ни победа Байдена не будет играть решающей роли. Но уже после объявления о победе демократа президент назвал поражение Трампа «победой Ирана в борьбе с политикой максимального давления», которую счел негуманной в условиях пандемии коронавируса. 10 ноября на заседании ШОС Роухани подчеркнул, что «для восстановления глобального авторитета США должны вернуться к верховенству закона, соблюдать международное право и компенсировать убытки от ошибочной политики прошлого».

Куда менее дипломатично о поражении команды Трампа высказался пресс-секретарь МИД Ирана Саид Хатибзаде: «Майк Помпео скоро будет выброшен на свалку истории, тогда как благородный народ Ирана продолжит гордо стоять». Помощник президента по связям с общественностью Али Рабии настоял, что новый президент США должен «исправить ошибки Трампа», которые возмутили не только весь мир, но и сам американский народ. Самые жесткие санкции, по его словам, не только не сломили Иран, но и закалили народ. Главной задачей Ирана Рабии назвал возвращение к Совместному всеобъемлющему плану действий по иранской ядерной программе (СВПД) и безоговорочное следование его букве и духу. По словам главы иранской дипломатии Мохаммада Джавада Зарифа, будущее СВПД зависит от конструктивного подхода новой администрации США.

Медийный плюрализм

В том, как освещают американские выборы и какой политической позиции придерживаются, редакции иранских СМИ делятся на три группы. Сторонники реформистских кругов и дипломатического диалога с Западом ожидают улучшения экономической ситуации в Иране и возврат к СВПД. С этой позицией выступают немногочисленные частные независимые издания. К ним относятся газета Sharqh и персоязычные медиа, вещающие не из Ирана (Iran International, BBC Farsi). В крупных национальных изданиях (Hamshahri, Iran, Tasnim) придерживаются нейтральных позиций. Более консервативные (Sobh-e No, Resalat, Tehran Times) не ожидают позитивных изменений и не видят разницы между Байденом и предыдущими президентами США.

«Потепление» по всем фронтам?

Ряд иранских изданий (Hamshahri, Iran, Tasnim, Iran Press) прогнозируют спад напряженности и обсуждают возврат к СВПД. В редакции одной из главных национальных иранских газет Hamshahri полагают, что давление на страну ослабнет, возможно, будут сняты некоторые санкции по ядерной программе и ограничения на поставку лекарств в ИРИ.

При этом в Hamshahri сообщают, что и с той, и с другой стороны есть те, кто против любого диалога. Как американская, так и иранская внешняя политика часто работают по принципу «лебедь, рак и щука» и изобилуют перегибами. Иранское руководство ждет, что Байден снимет как можно больше санкций – от этого будет зависеть мнение радикальных властных кругов. Те, кто сегодня задают тон в Тегеране, будут настаивать на возмещении ущерба от санкций Трампа. Пресс-секретарь иранского МИД Саид Хатибзаде в интервью консервативной газете Sobh-e No подчеркнул, что «Соединенные Штаты не в том положении, чтобы выдвигать Ирану новые условия [для возвращения к СВПД], ведь они нанесли иранскому народу ущерб на миллиарды долларов».

Дело не только в Байдене

Некоторые иранские издания (Hamshahri, Iran, Tasnim, Ensaf) отмечают, что Тегерану помимо Байдена нужно учитывать состав будущего Сената с потенциальным республиканским большинством, а также кандидатуру будущего госсекретаря США. Наиболее вероятным соискателем на эту должность считается постпред США при ООН при Обаме Сьюзан Райс, которая принимала участие в переговорах по СВПД. Такой сценарий в Иране оценивают умеренно позитивно и ожидают, что подход Вашингтона к ядерной программе Ирана станет более конструктивным. В новостном агентстве Tasnim полагают, что в ближневосточной политике Байдену придется учитывать антагонистичные взгляды региональных партнеров США и внутреннее давление республиканцев в Сенате, которые поддержали односторонний выход США из СВПД в 2018 году. Учитывая санкционное наследие Трампа, снизить враждебность в двухсторонних отношениях будет сложно.

«Байден не хуже, и не лучше – просто другой»

Бывший пресс-секретарь иранского МИД Хамид Реза Асафи призывает не преувеличивать позитивные последствия и с энтузиазмом оценивать победу Байдена. «Байден не хуже, и не лучше, он просто другой». Главное ожидание в Иране – возврат к переговорным позициям 2015 года. Бывший дипломат подчеркивает, что в общении с Байденом иранцам нужно держать лицо и не демонстрировать излишнюю готовность к уступкам. В противном случае цена возврата к СВПД будет высокой – Байден способен использовать измученную экономику Исламской Республики как рычаг давления. При этом бывший вице-президент при Обаме обладает опытом в работе по иранской проблематике. На полях ООН демократ общался с иранскими коллегами, что дает надежду на более продуманный курс в отношении Ирана.

Проведя анализ внешнеполитической стратегии Байдена, новостное агентство Tasnim полагает, что демократ возьмет на вооружение стратегию Трампа и продолжит оказывать давление на Иран. Однако методы Белого дома изменятся – будет использована более эффективная тактика «умного давления» Обамы.

Независимая и частная газета Shargh, одна из самых распространенных реформистских газет в Иране, предлагает не руководствоваться в отношении Байдена пословицей «желтая собака – брат шакала». Иными словами, новый президент США не такой же плохой, как Трамп. Такой посыл направлен в адрес радикальных противников диалога с Западом в иранском истеблишменте, которые придерживаются столь неизбирательного и негативного подхода к американским и – шире – западным лидерам.

В Иране заняли выжидательную позицию: все рады поражению Трампа, но никто не расслабляется. В Тегеране понимают: кто бы ни пришел в Белый дом, США не станут для Ирана другом. Зато пространство для дипломатии открывается вновь.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся