Блог Дарьи Горловой

Внешнеторговая политика Китая

26 февраля 2021
Распечатать

Развитие международной торговли является для большинства стран мира одной из ключевых возможностей для стабильного развития и экономического роста. Для того чтобы наращивать и диверсифицировать внешнеторговые связи и способствовать выходу местных производителей на зарубежный рынок, необходима разработка последовательной и эффективной внешнеторговой политики.

В статье рассматривается внешнеторговая политика Китайской Народной Республики с целью анализа ее эффективности, а также перспектив ее дальнейшего развития.

china1_700.jpg

Фото: DPA/ТАСС

Опыт Китая

В КНР развитие внешней торговли имеет важнейшее значение с точки зрения обеспечения постоянного экономического роста страны и привлечения иностранных инвестиций, в связи с чем на государственном уровне уделяется значительное внимание ее стимулированию. Благодаря высокой конкурентоспособности китайской продукции и эффективной внешнеторговой политике Китаю за десятилетие удалось вдвое увеличить объемы экспорта – c 1,2 трлн долл. в 2009 г. до рекордных 249 трлн долл. к 2020 г.:

Рисунок 1 – Динамика экспорта КНР (2000-2020 г.)

13123.png

Источник: Построено автором на основе Foreign Trade and Economic Cooperation // China Statistical Yearbook. China Statistics Press. 2019. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2019/indexeh.htm

Инструменты стимулирования внешней торговли Китая можно разделить на несколько категорий.

1. Методы нетарифного регулирования

Методы нетарифного регулирования становятся все более значимыми в рамках внешнеторговой политики большинства стран мира, и Китай не является исключением: в стране активно применяют экспортные субсидии и премии, которые подразумевают предоставление экспортерам дотаций, субсидий, частичное или полное освобождение от налоговых обязательств, а также возврат или частичное возмещение экспортерам уплаченных НДС.

Объемы предоставляемых преференций определяются в основном в зависимости от видов производимой продукции. Благодаря использованию данных мер удается существенно снизить влияние экономических кризисов на китайские компании.

Нельзя также не отметить применение технического регулирования импорта – то есть введения дополнительных технических требований в отношении ввозимых товаров. Одной из главных инициатив в этом направлении является обязательная сертификация целого ряда наименований, введенная в 2002 г.1

Основная категория товаров, подлежащих сертификации, – это сложное высокотехнологичное оборудование. Процедура подразумевает существенные финансовые издержки для экспортера, а также включает в себя проведение инспекций зарубежных компаний китайскими уполномоченными органами. В связи с тем, что в рамках подобных инспекций представители КНР могут получить доступ к информации, представляющей собой коммерческую тайну, многие компании вынуждены отказываться от экспорта своих товаров в КНР, что является важной протекционистской мерой, защищающей интересы китайских производителей. В то же время создаются стимулы и предпосылки для развития высокотехнологичных производств внутри страны.

2. Поощрение размещения в стране иностранных компаний и создания совместных предприятий

Несмотря на существование ограничительных внешнеторговых инструментов в отношении зарубежных импортеров, для Китайской Народной Республики со времен политики реформ и открытости, то есть с конца 1970-х гг., принципиально важным является привлечение в страну иностранных компаний – с целью открытия производств непосредственно на территории КНР. В современных условиях для того, чтобы способствовать приходу новых компаний, Китай использует привлечение прямых иностранных инвестиций, международный лизинг, компенсационную торговлю, а также привлечение внешних займов.

3. Развитие финансово-банковской системы

Стабильная финансово-банковская система страны является важной составляющей внешнеторговой политики, необходимой для привлечения иностранных инвестиций и развития внешней торговли. С учетом этого КНР в последние десятилетия активно осваивает рынок ценных бумаг посредством выпуска облигаций внешнего займа, а также эмиссии акций на внешних рынках.

Кроме того, Экспортно-импортный банк Китая (The Export-Import Bank of China) осуществляет выдачу и обслуживание займов для производителей высокотехнологичных товаров, что создает дополнительные преимущества на мировом рынке для экспортеров китайских товаров.

4. Поддержка малого и среднего бизнеса

В Китае существенную часть экспорта – порядка 60% – реализуют представители малого и среднего предпринимательства (МСП). Чтобы поддерживать конкурентоспособность товаров и услуг МСП на международном рынке, они особенно нуждаются в государственной поддержке.

В КНР эта www.bsu.edu.ru/vkr-2017/38.00.00-bsu/Syaokhyuey_Vneshnetorgovaya_17.pdf" target="_blank" >поддержка реализуется посредством системы возврата экспортной пошлины, возврата НДС и субсидирования. Кроме того, важную роль в поддержке малого и среднего бизнеса играют Центр координации и кооперации бизнеса, который обеспечивает взаимодействие китайских и зарубежных организаций в сфере развития МСП, и Система обслуживания субъектов малого и среднего бизнеса, с помощью которой оказывается информационно-правовая поддержка представителям МСП для выхода на зарубежные рынки. Также выделяются льготы на участие в международных выставках и форумах.

5. Развитие инновационного потенциала

Потенциал развития инноваций в стране создает целый ряд преимуществ для внешней торговли, в числе которых как привлечение иностранных инвестиций, так и увеличение объемов экспорта за счет повышения в нем доли высокотехнологичных товаров и товаров с высокой добавленной стоимостью. КНР предпринимает различные действия для укрепления этого потенциала2:

- государственные программы поддержки инновационных компаний, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки для правительственных структур;

- налоговые льготы для инновационных компаний;

- формирование крупных государственных организаций, которые обеспечивают поддержку инновационных международных совместных предприятий.

6. Свободные экономические зоны (СЭЗ)

Свободные экономические зоны являются одним из наиболее эффективных инструментов развития внешнеторговых потоков, поскольку они сочетают в себе уже рассмотренные льготные налоговые, валютные и таможенные режимы. Именно СЭЗ стали первой ступенью Китая на пути к экономической открытости. В 1980-е гг. было создано пять таких зон. Они стали зонами передового развития практически сразу с момента создания и до сих пор играют важнейшую роль во внешней торговле КНР – на них приходится около 16% всего экспорта страны.

Их преимущество для ведения бизнеса обусловлено не только выгодным экономико-географическим положением и наличием портовой инфраструктуры, но и особыми условиями для резидентов ОЭЗ, ключевыми из которых являются3:

- льготная ставка налога на прибыль (16,5% вместо 33%);

- пятилетние «налоговые каникулы» (первые 2 года налог не взимается, последующие 3 года взимается в размере 50% от действующей ставки).

После того как первые СЭЗ Китая подтвердили свою эффективность, было принято решение об увеличении их количества и разнообразия. В последующие годы в КНР были созданы десятки специальных экономических зон различных типов во всех частях страны: зоны технико-экономического развития, зоны новых и высоких технологий, свободные таможенные зоны, зоны приграничного экономического сотрудничества. Они различаются с точки зрения налоговых режимов и объемов преференций, но в целом их концепции схожи. Кроме того, создание большинства из них было инициировано не на государственном уровне, а на региональном – с учетом нужд и потенциала самих регионов, что позволило увеличить их эффективность как инструмента развития внешней торговли в КНР.

Перспективы

Рассмотрев составляющие китайской внешнеторговой политики, можно сделать вывод о том, что КНР выстраивает внешнеторговую политику с учетом нескольких факторов:

- желания сохранить конкурентоспособность китайских производителей высокотехнологичных товаров за счет ограничения импорта зарубежной техники;

- привлечения представителей малого и среднего бизнеса к экспортированию производимых в КНР товаров;

- стимулирования китайских и зарубежных компаний к размещению и развитию производств, в первую очередь высокотехнологичных, на территории КНР.

Важно отметить, что благодаря совокупности всех упомянутых методов, инструментов и институтов КНР действительно становится привлекательным местом для размещения исследовательских центров и высокотехнологичных транснациональных корпораций – в перспективе это приведет к все большему увеличению объемов китайского экспорта за счет изменения его структуры в пользу продукции с высокой добавленной стоимостью.

Дополнительной мерой стимулирования внешнеторговых процессов в Китае может стать создание образовательного проекта, в рамках которого будет осуществляться обучение в сфере внешней торговли для китайских компаний-экспортеров.

Однако уже сейчас можно быть уверенными в том, что внешняя торговля Китая будет продолжать развиваться, ведь несмотря на кризисные периоды и вызовы современного мира, одним из которых стала пандемия COVID-19, объемы экспорта КНР постоянно увеличиваются.

Таким образом, политика Китая в сфере внешней торговли является весьма эффективной и может быть использована в качестве примера государствами, которые хотят увеличить объемы экспорта и развить внешнеторговые связи.


1 - Александрова М. В. Тарифное и нетарифное регулирование импорта в КНР и его влияние на ввоз товаров из России // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2018. – №23. – С. 275-291.

2 - Никулина О. В., Лугинец Р.В. Направления развития внешнеторговой политики Китая на основе укрепления международного сотрудничества с американскими и российскими компаниями в высокотехнологичных отраслях экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. – №5 (338). – С. 140-151.

3 - Островский А. Китай: Особые экономические зоны – удачный социально-экономический проект // Человек и труд. — 2004. — №6. – С. 22-23.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся