Женский вопрос и мировой капитализм
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Книга: The Hillary Doctrine: Sex and American Foreign Policy (Доктрина Хиллари. Гендер и американская внешняя политика)
Авторы: Valerie M. Hudson, Patricia Leidl (Валери Хадсон, Патрисия Лейдл)
Год издания: 2015
Язык: английский
Проблематика прав человека в международных отношениях и прав женщин в частности – непаханое поле для исследований, но лишь немногие из тех, кто пустился осваивать эту целину общественно-политического знания, смогли взрастить на ней зерно истины. Авторы книги «Доктрина Хиллари. Гендер и американская внешняя политика» – исследовательница Валери Хадсон и журналист Патрисия Лейдл – сразу подошли к задаче с хорошо проработанным фермерским бизнес-планом, поставив вопрос ребром: почему национальная безопасность США зависит от положения женщин в мире? Прагматичные американки утверждают, что плоды их научных трудов будут съедобными и помимо «теоретической значимости» дадут «практическую ценность», и обещают ответить на вопрос: какую пользу (benefit) даст Америке участие в борьбе за права женщин. Обижать девочек, как известно, нехорошо. Но, как заявляют авторы книги, защищать соседских девочек может быть выгодно и необходимо для национальной безопасности Америки. Цель работы весьма амбициозная, и путь к этой цели труден, тернист и полон опасностей увязнуть в ооновских дифирамбах демократии и правам человека (а заодно и богине-защитнице Демократии Хиллари Клинтон) и заплутать в цифрах и фактах.
Действительно, стремление привнести квантитативные методы в исследования по общественно-политической проблематике зачастую выливается в подробный бухгалтерский учет благосостояния, при этом многие работы грешат поверхностью выводов. Книга «Доктрина Хиллари» представляет собой пример эффективного использования междисциплинарного подхода. Рассматривая объект исследования – дискриминацию женщин – через призму социальной психологии и культурологии, авторы добираются до генных кодов, программирующих это явление: мизогиния утверждается не догматами отдельно взятой религии или традиций некой этнической группы, а диктатом грубой мужской силы, гипермаскулинной культуры в ее самом агрессивном нездоровом проявлении. Действительно, если дискриминацию женщин в африканских и азиатских странах (например, женский инфантицид в Китае и Индии или ограниченные права в арабских странах) еще можно по-викториански списать на отсталость взглядов и невежество дикарей, то чем объяснить систематичное сексуальное насилие против женщин в ходе гражданской войны в Гватемале? Христианская страна, казалось бы, благо испанские конкистадоры в свое время доходчиво объяснили, что такое хорошо, а что такое плохо. Что движет армиями мужчин во время войн и конфликтов, когда они совершают такое изощренное насилие над женщинами, которое в мирное время за рамками хоррор-фильмов и триллеров они и представить не могли? Мотивом насилия против женщин, продиктованным первородными инстинктами, является уничтожение целой культуры, носителями и хранителями которой являются в первую очередь женщины, считают Валери Хадсон и Патрисия Лейдл. А если быть ближе к международным отношениям и мировой политике, то пример китайской провинции Хуайбэй в XIX веке, где угнетение женщин и гендерный дисбаланс привели к образованию большого количества преступных группировок из числа неженатых, неостепенившихся молодых людей, доказывает, что государства с высоким уровнем гендерного неравенства более агрессивны и больше подвержены конфликтам и нестабильности. Остановите соседа, который бьет свою жену, иначе завтра он будет бить вас.
Более спорным вопросом является интерпретация отдельных внешнеполитических шагов Хиллари Клинтон, которая первая сформулировала глобальную проблему прав женщин в свете обеспечения безопасности США, как целой доктрины американской внешней политики США по женскому вопросу. Первая часть книги, повествующая о зарождении этой доктрины, источает лучи надежды в адрес феминисток и лучше любой дамской мелодрамы со счастливым концом и победой добра над маскулинным злом заставляет поверить: Yes, we can! Однако сами авторы стараются быть беспристрастными и признают противоречивость действий американского руководства в вопросе глобальной защиты прав женщин. Во время «арабской весны» возмужали гипермаскулинные радикальные политические силы, которые теперь уверенно берут власть в свои крепкие мужские руки, а это значит, что арабское общество недоучили и недовоспитали, когда готовили к демократии. Важным элементом воспитания является отношение к девочкам, которых обижать нельзя и невыгодно (пример китайской провинции Хуайбэй тому подтверждение). Таков ответ авторов на главный поставленный вопрос – зачем Америке вкладываться в поддержку прав женщин за рубежом.
В завершение стоит отметить красивый академичный английский язык, логичность аргументов и понятный стиль изложения (это в наше время такая редкость!). Книга получилась убедительным и одновременно дискуссионным исследованием, а не априорно-безапелляционной справкой по женскому вопросу.