Блог Джамалудина Гусейханова

Восьмой пакет санкций ЕС против России

19 октября 2022
Распечатать

Последние заявления и призывы стран Европейского союза и G71 о введении восьмого пакета санкций против Российской Федерации спровоцировали волны обсуждений в европейском политическом пространстве. В частности, особую дилемму в достижении компромисса по одобрению новых ограничительных экономических мер вызвала идея установления ценового ограничения на российскую нефть.

RC6IQWTKB5EQ7CXIWXXC7252PA.jpg

Источник: Reuters

Принятие решения по установлению потолка цен на сырую нефть2 и нефтепродукты3 из России стало болезненным ударом по экономическим перспективам и развитию некоторых участников ЕС, в частности Венгрии, Греции, Кипра и Мальты, которые были крайне обеспокоены планируемыми действиями Союза в отношении России. Особую раздражительность демонстрировала венгерская сторона, заявлявшая о недопустимости использования экономических рычагов Евросоюза против России, которые параллельно наносят существенный ущерб экономике Венгрии и её национальным интересам. Так, еще с 24 февраля, министерство иностранных дел Венгрии неоднократно высказывало свои опасения по введению эмбарго на российскую энергетику и обещало не допустить принятие соответствующей инициативы на уровне ЕС.

Вспыльчивая реакция Будапешта исходит из вполне объективных причин. Во-первых, поддержание устойчивого уровня энергосистемы Венгрии во многом зависит от стабильного импорта российских энергоресурсов, так как 85% природного газа и 60% нефти страна получает из России. Будапешт уже поддержал пять первых антироссийских санкционных пакетов ЕС с указанием на «красные линии», переход которых затронет венгерские национальные интересы. В частности, речь шла о введении эмбарго на российскую нефть. Во-вторых, Венгрия не располагает альтернативными маршрутами, которые позволили бы обеспечить константное функционирование энергетического сектора и экономики путем получения необходимых и бесперебойных объемов нефти по приемлемой ценовой политике. В-третьих, политическое давление и упреки остальных членов ЕС, оказываемые на правительство Венгрии, заставляет Будапешт жестче отражать необоснованные обвинения и делать свой голос более «кричащим» в процессе обсуждения и принятия новых санкций.

Стоит отметить, что 3 октября 2022 г. была опубликована информация о том, что четыре страны – члена ЕС (Венгрия, Греция, Кипр и Мальта) не поддерживают проект восьмого пакета санкций против России, а в частности установление ограничений, связанных с предельной ценой на российскую нефть. Более того, Кипр, Мальта и Греция, чей танкерный флот перевозит фактически большую часть российской нефти в ЕС, рисковали потерять свою нишу на рынке перевозок нефти и требовали особых условий от Брюсселя.

В то время, как три страны Средиземноморья указывали на абсурдность намерений остальных членов ЕС, поддержавших введение новых ограничений против Российской Федерации, Будапешт настаивал на разрешении реэкспортировать российскую нефть в соседние страны Евросоюза, которую он получает по трубопроводу благодаря исключению из прошлого пакета санкций. Однако данное требование Венгрии заставило Еврокомиссию забеспокоиться в связи с получением государством преимущества на едином рынке.

Тем не менее уже на следующий день (4 октября 2022 года) представителям стран Европейского союза удалось достичь договоренности. В черновом варианте резолюции были предусмотрены уступки как Будапешту, так и Афинам с Валлеттой и Никосией.

Однако недовольство компромиссным решением не обошло стороной и Бельгию, которая воздержалась от голосования по принятию восьмого пакета санкций из-за указанных в документе ограничений на импорт стали из РФ. К счастью для большинства стран Европы, Бельгия не стала «ломать» европейскую солидарность, но заявила, что согласие на координацию санкционного режима в поддержку Украины ставит перед собой высокую экономическую цену, что может спровоцировать трудности при активации других экономических рестрикций против России.

В то же время, недовольство санкционной политикой ЕС проявляют отдельные парламентарии Франции. Депутат французского национального собрания Арно де Галль поставил под сомнение эффективность антироссийской санкционной доктрины и подчеркнул, что «расплачиваться за последствия всех ограничений придется французской промышленности».

Несмотря на весь проявленный ажиотаж со стороны отдельных субъектов санкций ЕС вокруг потолка цен на российскую нефть, восьмой пакет был компромиссно утвержден Еврокомиссией уже 6 октября 2022 года и вступил в силу с 7 октября текущего года. В него также вошли импортные и экспортные ограничения, которые, в свою очередь, ограничат доступ России к товарам оборонной, промышленной и технологической сфер. Со стороны ЕС будет также запрещен экспорт в Россию товаров для авиации, электронных компонентов для производства оружия, некоторых химических веществ. 6 октября под ограничения попали ряд российских физических лиц и предприятий.

Кроме того, необходимо выделить решительность Брюсселя по наблюдению за усилением санкционного режима в отношении России и соблюдению санкций Евросоюза. Было установлено новое условие для внесения в санкционные списки: отныне под санкции могут попасть те лица, которые способствуют обходу положений нормативно-правовых актов ЕС, в соответствии с которыми против РФ были введены санкции.

Таким образом, одобренный пакет ограничений установил законодательную (правовую) основу для ограничения стоимости российской нефти и нефтепродуктов, однако решение по утверждению конкретной предельной цены отсутствует до сих пор. Этим вопросом на протяжении октября будет заниматься коалиция G7 (Price Cap Coalition), которая определит конечные цифры в отдельном документе. Необходимо отметить, что инициатива «Группы семи» и её претворение в жизнь со стороны Евросоюза, по существующим данным, позволят 50 крупнейшим развивающимся странам мира экономить на расходах в общей сложности $160 миллиардов в год (путем закупок российской нефти по нерыночным ценам, зафиксированным коалицией по ограничению цен), что может привлечь других крупнейших международных акторов (КНР и Индию) к соблюдению условий Запада. Следует признать, что гарантировать соблюдение таких условий невозможно. Как отмечает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, Китай и Индия продолжают вести сбалансированную политику, несмотря на давление со стороны Запада. В настоящий момент, как Китайская Народная Республика, так и Индия заинтересованы в бесперебойном получении российских энергоресурсов и производят закупки российской нефти по цене ниже рыночной, т.е. по скидке. В случае навязывания более низкой стоимости российская сторона оставляет за собой право прекратить поставки своей нефти в те страны, которые согласятся выполнять “потолочную инициативу”.

Несмотря на законодательное утверждение и вступление в силу шестого, седьмого и восьмого пакетов санкций, направленных в том числе на ограничение импорта российских энергоресурсов, можно утверждать о следующем: растущая обеспокоенность и заявленное недовольство среди членов Евросоюза, а также ряд исключений для Венгрии и первых возгласах «воздержания» указывают на снижение интенсивности санкционной политики ЕС в отношении Москвы. Продолжающаяся скоординированная санкционная политика Евросоюза со своими ключевыми партнерами отражает решительный настрой Брюсселя в отношении Москвы, однако возникшая затруднительность в процессе принятия экономических рестрикций из-за определенных субъектов ЕС ставит интеграционный блок в неоднозначное положение ввиду необходимости пересмотреть принцип принятия решений по вопросам внешней политики и применения санкций как инструмента давления.



[1] Министры финансов стран G7 (Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Японии) 2 сентября подтвердили намерение ввести ценовые ограничения на российскую нефть в рамках расширения санкций.

[2] Лимит цен на российскую нефть будет введен с 5 декабря 2022 года.

[3] Лимит цен на остальные российские нефтепродукты вступит в силу с 5 февраля 2023 года.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся