Россия-Иран: что дальше?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
18 февраля состоится новый раунд переговоров по ядерной программе Ирана в формате «5+1». Складывается впечатление, что, несмотря на медленный и сложный процесс переговоров, несмотря на неуступчивую позицию Франции и особенно Израиля, рано или поздно окончательные договоренности по ядерной проблеме, которые устроили бы Запад, достигнуты будут.
Становится все более и более очевидным, что нынешний президент Ирана Роухани настроен на продуктивный диалог с Западом. Но с чем это оставляет Россию? Ведь отягощенный санкциями Иран имел очень узкий круг торгово-экономических партнеров, круг, в который вне зависимости от правящей верхушки Исламской Республики, постоянно входила Россия. Какую перспективу принесет нам помирившийся с Западом Иран?
Для начала, необходимо понять, кто же такой нынешний президент Ирана Хасан Роухани. Эксперты-международники утверждают, что иранское общество устало от радикального антизападного режима Ахмадинежада и именно поэтому на президентских выборах устремило свой взор на кандидатуру прогрессивного Роухани (которому в июне 2013 года удалось набрать больше голосов, чем всем остальным кандидатам вместе взятым). Но здесь вполне можно говорить об условности прогрессивной направленности Роухани, поскольку его курс устраивает Верховного Лидера Ирана Али Хаменеи. Тогда какую же игру ведет рахбар, одобривший к участию в выборах кандидатуру Роухани, но не допустивший к ним другого реформатора - Али Рафсанджани?
Складывается впечатление, что Роухани пытается «выторговать» для Ирана облегчение санкций, при этом явно не отказываясь от своих ядерных амбиций. При этом иранское руководство вполне можно понять. Имея «под боком» предположительно (хотя, по всей видимости, абсолютно точно) ядерный Израиль, который время от времени не скупится на угрозы в адрес ИРИ, на что весь Западный мир осознанно и охотно закрывает глаза, Иран пытается обезопасить себя и режим не только от экономических трудностей, но и от головной боли в оборонной сфере.
Таким образом, пока сложно говорить о каких-либо фундаментальных трансформациях отношений Ирана с Западом. Они все еще строятся на недоверии и взаимной осторожности. Прогресс даст или не даст о себе знать исключительно со временем. Но резкая смена политического дискурса Исламской Республики не означает, что российское руководство может позволить себе утратить позиции в этом жизненно важном для нас регионе.
Интерес России в иранском вопросе объясняется многими факторами: Россия и Иран - близкие соседи; в частности, в зоне их общих интересов - Каспийское море. Также Россия обеспокоена деятельностью Ирана вблизи от своей южной границы; Сближение с Ираном выгодно России для укрепления позиции России в глазах западных государств. Отношения СССР/России с Ираном отличаются своей относительной стабильностью на протяжении всей истории Исламской Республики (по сравнению с другими западными государствами, хотя, безусловно, отношения переживали свои подъемы и кризисы), поэтому сейчас вопрос их сохранения и придания им нового импульса как никогда актуален.
На протяжении последних десятилетий Россия была единственной западной страной, которая вела переговоры с Ираном по широкой тематике, а не только по вопросам ядерной программы. По сути, все эти годы Россия пользовалась статусом «посредника» в диалоге Иран-Запад. Но ходе заседаний шестерки в ноябре 2013 стало известно, что Вашингтон и Тегеран в режиме секретности вели двусторонние переговоры, которые способствовали достижению первых соглашений по иранской ядерной тематике. Россия в этой ситуации осталась не у дел.
Тем не менее, сирийская дипломатическая победа России и отстранение Ирана от участия в переговорах в рамках «Женевы-2», инициированное США, могут стать положительным импульсом к восстановлению российских позиций в глазах иранского руководства. Интересы России и Ирана совпали, хоть и по разным причинам. Но сплочение государств в связи с ситуацией в Сирии и внешнеполитическая ошибка США, не сумевших умерить свои аппетиты в контроле над ядерной программой Ирана, могут содействовать и более долгосрочному взаимодействию.
России необходимо поддерживать дружественные, но прагматичные отношения с Ираном. Многие эксперты справедливо отмечают, что российские позиции на Ближнем Востоке слабы, даже несмотря на успехи России в сирийском вопросе. В данном контексте терять Иран как торгового или политического партнера было бы недальновидно, особенно учитывая возможный потенциал торгово-экономических связей обоих государств. В сложившейся ситуации вряд ли возможно будет говорить о России как о посреднике между Ираном и Западом. России необходимо будет найти абсолютно новую нишу в отношениях с Исламской Республикой. То есть, для России стратегически важно оставаться крупнейшим западным партнером Ирана в условиях увеличивающейся конкуренции с другими государствами, доступ которым на иранский рынок рано или поздно будет открыт.