20 февраля 2013 года Президент РФ Владимир Путин подписал долгожданный официальный документ по развитию российской Арктики, который называется «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года».
Это важный документ, который Правительство основательно готовило в течение четырех лет. В нем определены главные механизмы и способы достижения стратегических целей устойчивого развития в регионе и обеспечения национальной безопасности. Содержание Стратегии с одной стороны выглядит достаточно оптимистичным: большую часть документа занимает раздел о приоритетных направлениях социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (Далее – АЗРФ). Однако в самом начале авторы не забывают указать основные угрозы и риски, с которыми уже пришлось столкнуться в АЗРФ. Из природно-климатических рисков к ним относятся экстремальные условия, низкая устойчивость экосистем, из социально-экономических рисков – отток трудовых ресурсов, низкое качество жизни коренных малочисленных народов, низкая плотность населения и его неравномерное распределение, отсутствие технологий для освоения новых месторождений, старение ледокольного флота, отсутствие средств постоянного комплексного космического мониторинга и так далее. Именно эти проблемы руководство России планирует решить к 2020 году, параллельно развивая приоритетные направления в АЗРФ, о которых будет сказано чуть позже.
Сейчас хочется остановиться на механизмах реализации Стратегии, а конкретнее способах решения проблем, названных выше. В первую очередь реализация Стратегии, то есть обеспечение устойчивого социально-экономического развития АЗРФ, будет осуществляться при взаимодействии «трех опор»: государства, коммерческих и некоммерческих организаций и гражданского общества, при том, что для развития ключевых проектов потребуется вливание совместных государственных и частных инвестиций, а решение социальных проблем и создание экономических механизмов стимулирования хозяйственной деятельности в АЗРФ ложится на плечи государства. Иными словами, надежда при работе над перспективными инфраструктурными, социальными, инновационными проектами, которые являются наиболее важными с точки зрения дальнейшего социально-экономического развития АЗРФ, возлагаются на частные инвестиции, при этом не только российских, но и иностранных компаний. В разделе «Механизмы реализации Стратегии» отмечается и необходимость совершенствования нормативно-правовой базы АЗРФ, установления особых режимов природопользования и охраны окружающей среды, государственного регулирования судоходства по трассам Северного морского пути. Это является непременно важным аспектом реализации Стратегии, который необходимо выполнить в краткосрочный период времени, так как отсутствие правовой базы несет хаос и не позволяет выполнять другие, наиболее приоритетные направления развития АЗРФ.
Каковы же те самые наиболее приоритетные направления? К ним относится в первую очередь комплексное социально-экономическое развитие АЗРФ, то есть совершенствование государственного управления, улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике, развитие ресурсной базы при использовании новых технологий, развитой инфраструктуры транспортной системы, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса. Все это, согласно Стратегии, может быть достигнуто благодаря государственной поддержке и стимулированию компаний, занимающихся добычей углеводородов, других полезных ископаемых, биоресурсов, также благодаря использованию возобновляемых и альтернативных источников энергии, развитию арктического туризма. Более того, предусматривается модернизация объектов социальной инфраструктуры: домов, школ, детских садов, больниц. Чтобы в дальнейшем эффективно использовать ресурсную базу Арктики, а именно на нее идет упор как на будущую кладезь углеводородов при истощении запасов традиционных месторождений, то здесь предлагается провести комплексное изучение континентального шельфа и прибрежных территорий АЗРФ и сформировать резервный фонд месторождений углеводородов, а также цветных, благородных и драгоценных металлов, хрома, марганца, олова, урана, титана, цинка. Чтобы модернизировать и развить инфраструктуру Северного морского пути предлагается развивать ледокольный флот, обеспечить круглогодичную работу СМП, развить железнодорожные и аэропортовые сети вдоль трассы СМП, а также сформировать опорную сеть автомобильных дорог в АЗРФ.
Важным и интересным для всех студентов и аналитиков-ученых должно быть направление развития науки и технологий в АЗРФ. Здесь отмечена необходимость объединения ресурсов и возможностей «четырех опор»: государства, бизнеса, науки и образования для стимулирования проведения международных научных и научно-технических исследований в Арктике.
В целях развития информационно-телекоммуникационных технологий в АЗРФ планируется создать надежную систему оказания услуг связи, навигационных, гидрометеорологических и информационных услуг для освещения ледовой обстановки, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. В Стратегии упоминается о работе над созданием в Роскосмосе многоцелевой космической системы «Арктика», а также о модернизации уже имеющейся радионавигационной системы дальнего действия «РСДН-20» («Маршрут»;).
Охрана окружающей среды АЗРФ также является приоритетом. Сюда входит мониторинг состояния арктических экосистем, обеспечение сохранения биоразнообразия, ликвидация экологического ущерба, причиненного в результате прошлой хозяйственной, военной и иной деятельности в АЗРФ, очистка арктических территорий и морей от загрязнения.
Еще одним приоритетным направлением является развитие международного сотрудничества и сохранение Арктики в качестве зоны мира. Здесь говорится о необходимости взаимодействия и сотрудничества с другими приарктическими государствами по всем вопросам: международно-правовым, экологическим, экономическим и так далее. Подчеркивается необходимость создания единой региональной системы поиска и спасения, предотвращения техногенных катастроф, развития научно-технического и культурного взаимодействия, а также сотрудничества в области эффективного освоения природных ресурсов и сохранения природной среды в Арктике.
Завершает список цель обеспечения военной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ. Это возможно, исходя из Стратегии, путем поддержания необходимого уровня боеготовности войск в АЗРФ для нейтрализации внешних и внутренних военных опасностей в мирное время, и для отражения агрессии при военных действиях.
Реализация всех вышеперечисленных планов и целей запланирована в два этапа. Первый этап займет два года (до 2015), к нему относится в первую очередь совершенствование нормативно-правовой базы АЗРФ, реализация государственной программы социально-экономического развития региона, оформления внешней границы континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане, разработка единой системы мониторинга состояния окружающей среды, создание аварийно-спасательных центров, развитие научных исследований в Арктике. Второй этап, рассчитанный на пять лет (с 2015 по 2020 гг.), подразумевает под собой полноценный переход к устойчивому социально-экономическому развитию АЗРФ, что включает в себя развитие инфраструктуры Северного морского пути и флота, снижение негативных последствий на окружающую среду, укрепление позиций России в Арктике, рациональное использование ресурсов и сохранение природной среды АЗРФ.
Итак, исходя из Стратегии, развитие приоритетных направлений и решение существующих в АЗРФ проблем взаимосвязаны и взаимозависимы. Чем больше решается проблем при реализации Стратегии, тем больше приоритетных целей и задач реализовывается и наоборот. Вопрос заключается в трудоемкости процесса из-за сложных климатических условий, а также в необходимости больших финансовых вложений. Если Правительство сможет найти добропорядочных и заинтересованных инвесторов, а также с энтузиазмом приступит к достижению установленных целей, тенденции социально-экономического развития АЗРФ будут положительными, и национальная безопасность РФ в Арктике будет достигнута.
Автор: Корнилова Анастасия