Арктическая политика

Северный морской путь: путь в будущее для России

2 января 2013
Распечатать

 

    Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном. Между прочим, Северный океан есть пространное поле, где усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерной пользой, через изобретение Восточно-Северного мореплавания
М. В. Ломоносов



   Будущее российской Арктики непременно связано с Северным морским путем, который включает в себя все пригодные для судоходства пути плавания из Баренцева в Чукотское море и Берингов пролив. Северный морской путь охватывает полностью акватории арктических морей и частично Северного Ледовитого океана в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации (это 200 морских миль к северу от крайних северных пунктов архипелагов и островов российского сектора Арктики (Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, о. Врангеля).

 

 

 

     Считается, что морской транспорт в северных широтах представляет собой наиболее эффективный способ завоза техники, оборудования, энергоносителей, промышленных товаров и продуктов. Северный морской путь - кратчайший транзитный путь между Северной Атлантикой и Северной частью Тихого океана и Восточной Азией, который берет начало в незамерзающем глубоководном порту – Мурманске. Иными словами, это самый короткий путь из Европы в Азию, альтернатива существующим межконтинентальным транспортным связям между странами Атлантического и Тихоокеанского бассейнов через Суэцкий канал, следование по которому при перевозке грузов уже минимизирует все издержки, как израсходованного времени, так и финансов. Так, для маршрута Роттердам (Нидерланды) – Йокогама (Япония) при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11,2 тысячи морских миль. При следовании по Северному морскому пути расстояние сокращается на 3,9 тысячи морских миль или на 34%. Это уменьшает время в пути с 33 суток до 20 и, соответственно, снижает стоимость доставки грузов. Потенциальный грузопоток Северного морского пути оценивается в 50 миллионов тонн в год.

 

 

      Регулярное коммерческое судоходство по Северному морскому пути началось с 1920 г., и с этого момента постепенное наращивание мощности ледокольного флота определяло этапы освоения новых судоходных трасс и расширения сроков навигации по Северному морскому пути. С 1920 по 1950 гг. навигация осуществлялась с помощью паровых ледоколов, с середины 20 века до конца 1970х гг. активно использовались дизель-электрические ледоколы. Начиная с 1980х гг. и, заканчивая нашим временем, в ход идут исключительно атомные ледоколы. Важно отметить, что именно в СССР в 1959 году был построен первый в мире атомный ледокол «Ленин». На сегодняшний день самыми мощными являются атомные ледоколы типа «Арктика» и «Таймыр».  Следует также особо отметить, что только благодаря созданию атомоходов впервые в мире в 1977 году ледокол «Арктика» достиг географической точки Северного полюса. Россия, которая имеет в своем распоряжении самый мощный ледокольный флот, в том числе девять из десяти имеющихся в мире атомных ледоколов, является единственной страной, способной обеспечить ледокольное сопровождение торговым и военным караванам.

     Но помимо атомных ледоколов, у России есть и другие объективные преимущества, связанные с протяженностью береговой линии, на которой еще в 30-е годы прошлого века стала создаваться инфраструктура в виде портов и аэродромов, расположенных на Новой Земле, в Диксоне, Тикси, Игарке и пр. При разумном использовании этих ресурсов Россия сможет реально контролировать ситуацию в своем секторе Северного Ледовитого океана.



     Важное стратегическое значение Северного морского пути для России связано с транспортировкой углеводородного и минерального сырья, а также снабжением районов Крайнего Севера техникой и продовольствием. Круглогодично в Арктике позволяют работать современные ледокольно-транспортные суда, которые используют отечественные ядерные технологии. Базой обслуживания уникального российского атомного ледокольного флота является «Атомфлот», расположенный на берегу Кольского залива, который лишь поможет в этом. На одном только Кольском полуострове уже открыто более 60 крупных месторождений различных видов минерального сырья, из которого наибольшую ценность представляют медно-никелевые, железные и апатито-нефелиновые руды.



    Все это, безусловно, будет способствовать развитию судоходства по Северному морскому пути. Однако необходимо сделать определенные шаги для обеспечения эффективной работы национальной транспортной артерии, так как того, что было создано в 1930е гг. в XXI веке недостаточно. А именно: восстановить управляющую структуру, администрацию Северного морского пути, разработать и утвердить тарифы на проводку судов, обеспечить государственную поддержку строительства ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов. Нужно также поддержать развитие опорных арктических морских портов, создание новых транспортно-логистических комплексов, модернизировать навигационно-гидрографические системы в Арктике.

  

   Россия должна, к тому же, самостоятельно участвовать в проведении научных исследований, разведке и добыче полезных ископаемых, обеспечении морских грузоперевозок с использованием ледоколов и специализированных ледокольных транспортных судов. Сейчас Россия является лидером по использованию атомного ледокольного флота для решения транспортных задач в морях Арктики и неарктических замерзающих морях (Балтийское, Белое, Баренцево, Берингово, Охотское). И России необходимо не упускать этого лидерства и постоянно развивать и совершенствовать атомный ледокольный флот как основу функционирования Северного морского пути. Однако важно отметить недостаточность нормативно-правовой базы использования государственного атомного ледокольного флота в целях обеспечения судоходства на трассах Северого морского пути. Основой являются «Правила плавания по трассах Северого морского пути», действующие с 1990 года, которые уже устарели, а новые правила, соответствующие современным требованиям, еще не приняты. Правительству РФ в данном случае следует предусмотреть жесткий контроль за деятельностью заинтересованных министерств и ведомств в принятии и совершенствовании законодательной и нормативной базы использования Северого морского пути.



       Немаловажным является вопрос дальнейшего использования Северного морского пути как транспортной артерии для всего мирового сообщества. Не нужно забывать, что Северный ледовитый океан – это в первую очередь океан, и его правовой статус определяется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Так как часть Северого морского пути входит в исключительную экономическую зоку Российской Федерации, иностранные суда имеют здесь право мирного прохода. В открытом море Северного ледовитого океана, что находится за пределами исключительной экономической зоны РФ, этот вопрос отпадает сам собой. То есть, споры о будущей национализации или интернационализации Северого морского пути отпадают, так как в международном морском праве все уже строго урегулировано, а задача России заключается в выстраивании такой инфраструктуры, которая будет облегчать судоходство и приносить прибыль нашей стране.

 


Автор: Корнилова Анастасия.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся