Об иностранных СМИ в России: что в голосе твоем?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
До недавнего времени острейшей проблемой в российском медийном пространстве было существование изданий, в первую очередь электронных, которые выдавали себя за независимые российские проекты, а на практике финансировались из-за рубежа. Ситуация изменилась в 2014 г. после того, как Президент России Владимир Путин подписал закон об ограничении доли иностранных акционеров в уставном капитале российских СМИ на уровне 20% и запрете иностранцам выступать учредителями средств массовой информации в РФ (закон вступил в силу 1 января 2016 г.). Изменения заключаются не в том, что иностранные СМИ ушли из российского медиа-поля, а в том, что поменялся сам принцип их работы.
Рассмотрим данный тезис на примере сообщества «Лентач».
В начале обратимся к пункту о финансировании из-за рубежа. Здесь «впереди планеты всей» несменный идеологический противник – США – и правительственное агентство Совет управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors), которое курирует вещание американских станций на иностранную аудиторию. Совет контролирует ряд вещательных организации, которые работают более чем в 125 странах мира. В России действуют две подконтрольные Совету организации: «Голос Америки» и «Радио Свободная Европа». «Голос Америки» передаёт в том числе международные новости, а также делает обозрения на внутреннюю и внешнюю политику США. «Радио Свободная Европа» делает акцент на внутренние события в отдельных европейских странах.
Если раньше оба этих агентства с радостью размещали на своих русскоязычных сайтах разгромные, антиправительственные статьи и практиковали создание проектов, маскирующихся под российские, то теперь «скрываться» они и не пытаются, ярчайшим примером служит совместный проект обоих агентств «Настоящее время».
За два года (от принятия до вступления в силу закона о СМИ) Совет по вопросам вещания не только успешно адаптировался к новым правилам игры, не поменяв вектор своей деятельности, но и создал новые проекты. Сам факт продажи активов на контент издательства влияние не имеет, потому что не меняет напрямую центр генерации информации. Беспокойство вызывает не только факт существования проектов, успешно адаптировавшихся к закону о СМИ. Читатель может определить направленность сайта и сделать осознанный выбор «за» или «против» потребления его контента. В подавляющем большинстве случаев такие проекты «однобоки», вернее сказать, «прямо нацелены» при выборе спектра распространяемой информации.
СМИ, которые работают в России, но при этом являются американскими государственными проектами, объективными не могут быть по определению. В них ярко прослеживается негативная коннотация. Если говорить абсолютными понятиями, то наравне с целью продвижения американских интересов они преследуют цель «очернить образ России».
Таким проектом является русскоязычное издание «Настоящее время», старт которому был дан администрацией Обамы в 2014 г. с одноименной телепередачи, проект работает на базе «Радио Свобода» и «Голос Америки» (это указано на сайте). Телеканал «Настоящее время» был официально представлен публике в Атлантическом совете в Вашингтоне. Пользователь всегда может убедиться, кому принадлежит издание, выйдя в раздел «Контактная информация», где ему предложат связаться с доменом @bbg.gov («Broadcasting Board of Governors») и @rferl.org («Radio Free Europe / Radio Liberty»).
Фото: Принтскрин с офиц. сайта телеканала «Натоящее время» URL: https://www.currenttime.tv/p/4607.html (дата обращения: 10.05.2017).
Большее опасение, чем сам факт существования сайтов, подобных «Настоящему времени» вызывает распространение их контента через социальные сети, где аудитория менее разборчивая, а высокая скорость получения информации не оставляет места для осмысления ресурса этой информации.
Так, например, контент «Настоящего времени» распространяется на платформе «Лентач», которая представлена в «Вконтакте», «Facebook», «Одноклассники» и «Twitter». К слову, закон, который позволяет распространить российскую юрисдикцию на иностранные ресурсы, в том числе популярные соцсети и приравнивает новостных агрегаторов к СМИ тоже принят.
Еще важно упомянуть, что «Лентач» отделился от «Лента.ру» в 2014 г. после смены руководства издания, когда сместили Галину Тимченко, которая занимала пост главного редактора с 2004 г. Скандал разразился после вынесения предупреждения от Роскомнадзора. На тот момент «Лента.ру» было самым цитируемым российским изданием.
На странице в «Вконтакте» «Настоящее время» указано, как партнер.
Фото: Принтскрин с сайта сообщества «Лентач» URL: https://vk.com/oldlentach?w=page-29534144_51689678 (дата обращения: 10.05.2017).
На данный момент у «Лентача» более 1,5 миллиона подписчиков, эта цифра не учитывает просмотры неподписанных пользователей и ту часть аудитории, которая покрывается перепостами на других сообществах. Если взять в расчет, что посещаемость «Вконтакте» 97 млн активных пользователей в месяц (не только российские граждане, но русскоговорящие в абсолютном большинстве). А молодых людей, в возрасте от 15 до 30 лет (это самые активные пользователи Интернета и социальных сетей в частности) в России менее 30 миллионов (данные на 2016 г. от Госкомстата). А из них читающих электронные СМИ в разы меньше. Соединим эти разрозненные факты вместе, перемешаем, осмыслим и придем к выводу, что упомянутые 1,5 миллиона представляют собой большую аудиторию, что делает «Лентач» значимым сообществом (и это мы не говорили о других платформах, где также действует это сообщество: «Facebook», «Одноклассники» и «Twitter»).
Выше говорилось о том, что отличие СМИ в социальных сетях заключается в быстром «потреблении» информации, без особого разбирательства в ее источнике. Возникает вопрос, как повлияет на среднестатистического посетителя «Лентача» постоянный поток информации от издания «Настоящее время», при том что он не имеет представления о специфике этого издания и воспринимает информацию в общем контексте всего предлагаемого в новостной ленте?
Со вторым партнером в списке - «Медиазона» - тоже все не так гладко. Это издание было создано участницами Pussy Riot после их освобождения по амнистии в декабре 2014 года. «Медиазона» работает в тесном сотрудничестве с новостным агентством «Немецкая волна».