Блог Англо-саксонского клуба НСО МГИМО

Постколониальный дискурс в Содружестве наций. Часть I

26 июля 2021
Распечатать
Авторы:
Байгулова Алия, студентка 1 курса магистратуры Факультета международных отношений МГИМО
Морозов Александр, студент 1 курса магистратуры Факультета международных отношений МГИМО
Якушева Екатерина, студентка 1 курса бакалавриата Факультета международных отношений МГИМО

cyril_2.jpg

Источник: sanews.gov.za

История Содружества наций — добровольного объединения 54 государств — неразрывно связана с процессом деколонизации, которая является международной нормой с середины XX в. Сегодня Содружество все реже воспринимается как остаток колониального прошлого и все чаще как форум и механизм продвижения общих интересов входящих в него стран. В то же время оно отличается от обычных межгосударственных объединений, являясь основой для коллективной идентичности семьи Содружества, а также для постколониальной идентичности каждого из этих государств – и для бывшей метрополии, и для бывших колоний. Изучение этой идентичности через анализ дискурса внешнеполитических элит государств — членов Содружества дает более точное понимание их мотивов и интересов. В данной работе будут рассмотрены примеры нескольких африканских государств и Соединенного Королевства.

На сегодняшний день в Содружество наций входят 19 африканских государств. Они обладают неодинаковым колониальным прошлым и вступили в Содружество при различных обстоятельствах. Представляет интерес анализ оценок деятельности Содружества странами, которые пришли в ассоциацию разными путями.

ЮАР

ЮАР в 1910–1961 гг. носила название Южно-Африканский Союз и являлась доминионом Британской империи (фактически независимым государством, но существовавшим в рамках империи и признававшим в качестве своего главы британского монарха). В 1931 г. государство вступило в Содружество, но уже в 1961 г. вышло из него под давлением африканских и азиатских стран-членов организации, недовольных проводимой в ЮАС политикой апартеида. В 1994 г. ЮАР вернулась в состав организации.

Согласно официальной позиции руководителей ЮАР, членство в Содружестве открывает новые возможности для страны. Больше всего ЮАР интересуют перспективы экономического сотрудничества в рамках ассоциации, так как они могли бы дать дополнительный толчок развитию страны.

Подобные настроения регулярно озвучивают первые лица ЮАР. В частности, отправляясь на встречу глав правительств стран Содружества в апреле 2018 г., президент Сирил Рамафоса отметил, что это событие прежде всего представляет собой «возможность для рекламы и продвижения» ЮАР как центра притяжения инвестиций. «Президент Рамафоса воспользуется возможностью пообщаться с крупными инвесторами и бизнес-лидерами из Соединенного Королевства», — заявила тогда пресс-секретарь президента Хусела Дико.

Уже в августе 2018 г. премьер-министр Великобритании Тереза Мэй в ходе своего путешествия по странам Африки южнее Сахары во время выступления в Кейптауне отметила, что к 2022 г. Великобритания собирается стать главным инвестором для африканских стран и анонсировала новую программу по инвестированию 4 млрд фунтов стерлингов в африканские экономики. Сирил Рамафоса поддержал это начинание, выразив надежду, что ЮАР также получит часть финансовой поддержки.

Примеры такой финансовой поддержки уже есть. Так, Корпорация развития Содружества, ранее находившаяся под эгидой Министерства международного развития Великобритании, которое затем было объединено с Министерством иностранных дел и по делам Содружества наций, инвестировала около 4,5 млрд рандов в экономику ЮАР за прошедшие 25 лет, что привело к созданию более 60 тыс. новых рабочих мест. Бывший главный директор Департамента экономического развития ЮАР Саул Левин в этой связи подчеркнул, что соглашение между Корпорацией развития Содружества и Корпорацией индустриального развития ЮАР гарантировало южноафриканским фирмам доступ к мировым рынкам. Левин также отметил, что после выхода Соединенного Королевства из Европейского союза, подобный механизм может способствовать улучшению отношений между Великобританией и развивающимися странами.

Другая возможность, которую открывает перед ЮАР членство в Содружестве, — использование ассоциации как инструмента для продвижения своих интересов на мировой арене. Содружество представляет собой своеобразный рупор, который должен усилить голос не самого мощного на сегодняшний момент в системе международных отношений государства. В 2018 г. ЮАР получила мандат на непостоянное место в Совете Безопасности ООН — его предоставление поддержали 183 государства из 193. Такого успеха удалось достичь за счет того, что ЮАР активно лоббировала свою позицию в различных организациях, в том числе и в Содружестве.

При этом понятно, что в отношениях с Содружеством ЮАР вполне определенно ставит собственные интересы на первое место и ассоциация интересна ей, постольку она предоставляет необходимые механизмы для воплощения в жизнь собственных целей. К примеру, Дурбан, один из южноафриканских городов, в 2015 г. получил право принять Игры Содружества 2022 г., которые должны были стать первыми Играми Содружества, проведенными на Африканском континенте. Однако после долгих дискуссий в 2017 г. было принято решение о том, что ЮАР откажется от этого права по причине тяжелой экономической ситуации. Таким образом, между символическим действием, имеющим значение в контексте развития связей с Содружеством, и национальными интересами устойчивого развития был сделан выбор в пользу последних.

Нигерия

В 1900 г. был формально провозглашен английский протекторат над районами Северной Нигерии, а в 1907 г. образовалась колония Южная Нигерия. В 1914 г. они были объединены. В 1960 г. страна получила независимость, тогда же вступила в состав Содружества. В 1995 – 1999 гг. по инициативе ассоциации участие Нигерии в Советах Содружества (совещаниях лидеров и министров стран-членов) было приостановлено после военного переворота и установления в стране недемократического политического режима.

Нигерия рассматривает Великобританию как важного партнера, возможности для сотрудничества с которым еще не исчерпаны, а Содружество выступает в качестве одного из механизмов углубления этого сотрудничества.

В январе 2020 г. президент страны Мухаммаду Бухари в своей статье «A New Case for a Commonwealth Based on Trade» обозначил позицию страны касательно ее отношений с Великобританией и новых перспектив, которые актуализировались после выхода бывшей метрополии из ЕС. Как отметил М. Бухари, в последние годы отношения между двумя странами, в частности, экономические, в большей степени определялись членством Британии в Европейском союзе. Президент отметил, что заключение нового соглашения о свободной торговле было бы выгодно для обеих стран. Его страна «как крупнейшая экономика в Африке с населением около 200 млн человек, может предложить многое: огромные природные энергетические и минеральные ресурсы, в случае отсутствия таможенных ограничений могли бы обеспечить рост компаний во всех уголках Великобритании [прим. авторов: это при том, что бывшие метрополии часто обвиняются в том, что они занимались «выкачиванием» ресурсов из колоний без развития в них собственной обрабатывающей промышленности]…Для моей страны, большее вовлечение Великобритании в ее экономику приведет к созданию рабочих мест в недостаточно задействованных секторах, таких как сельское хозяйство и промышленность. Миллионы высококвалифицированных, знающих английский, но нетрудоустроенных людей, хотят работать, но не имеют возможности, которые иностранные инвестиции могут предоставить, создав рабочие места». Несмотря на то, что упор в статье делался на сотрудничестве с Великобританией как с ключевым государством Содружества, роль самой организации также была обозначена: президент выразил уверенность в том, что страны Содружества смогут достичь большего, действуя вместе. Вместе с тем такое наследие колониальной эпохи, как правовые системы стран-членов Содружества, построенные на принципах английского права, воспринимаются им в позитивном ключе — благодаря этому бывшие английские колонии «могут работать вместе на этой общей платформе, чтобы лучше согласовать правила в области инвестиций, сертификации и торговли».

Вместе с тем со стороны политиков Нигерии также звучит критика в адрес объединения. В 2018 г. заместитель председателя Сената Айком Экверемаду и спикер Палаты представителей Якубу Догарой заявили о том, что сейчас Содружество ведет себя достаточно пассивно и не окупает вложенных в него средств: «Мы должны спросить себя, получаем ли мы достаточную отдачу от наших инвестиций в Содружество?». Причем, важным направлением деятельности для парламентариев представляется работа над смягчением визовых требований: «То, что нам нужно — это Содружество людей, где каждый имеет чувство принадлежности к такой наднациональной организации, где нигериец, ганец, южноафриканец, кениец могут поехать в Соединенное Королевство без визы».

Следует отметить, что, несмотря на подобную критику, антиколониальный дискурс в Нигерии не присутствует. В 2016 г. премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон назвал Нигерию и Афганистан «двумя наиболее коррумпированными странами в мире». Это вызвало шквал недовольства в правящих кругах Нигерии. Пресс-секретарь президента Бухари Гарба Шеху написал в Твиттере, что «это, мягко говоря, обескураживает нас…Премьер-министр, должно быть, глядел на старый снимок Нигерии. Все меняется — и коррупция, и все остальное», а сам Бухари заявил, что он не собирается требовать от Д. Кэмерона извинений: все, что он просит — это возврат средств, украденных и вывезенных сбежавшими в Лондон нигерийскими чиновниками. То есть нигерийская сторона обвинила Лондон в преступном укрывательстве нигерийских коррупционеров, но совсем не в каких-либо неоимперских настроениях. Впрочем, вскоре Д. Кэмерон попытался дистанцироваться от своих заявлений, пояснив, что лидеры упомянутых им стран «усердно борются против очень коррумпированных систем» и сделали «заметные шаги вперед».

Танзания

Континентальная часть Танзании (Танганьика) с 1880-х гг. входила в состав колонии Германская Восточная Африка, а после Первой Мировой войны стала подмандатной территорией Великобритании. В 1961 г. Танганьика получила независимость и вошла в состав Содружества. Остров Занзибар с 1890 г. являлся протекторатом Великобритании (формально власть местного султана и самостоятельность в некоторых вопросах была сохранена, но фактически государство находилось под британским управлением) и стал независимым в 1963 г. (также вошел в состав Содружества). Объединение Танганьики и Занзибара (образование государства Танзания) произошло в 1964 г.

Танзания рассматривает Содружество и его механизмы в качестве инструмента для решения насущных для страны задач. В 2017 г. генеральный секретарь Содружества наций Патрисия Скотланд нанесла трехдневный визит в Танзанию, в ходе которого была проведена встреча с её президентом Джоном Магуфули. Он высоко оценил ряд новых инициатив Содружества, касающихся развития торговли, решения проблемы изменения климата и реформы системы правосудия (направленной на облегчение доступа к юридической помощи женщин и девочек, преодоление гендерной дискриминации, коррупции и т. д.).

В целом танзанийская общественность рассматривает Содружество прежде всего как партнера по вопросам гуманитарного сотрудничества в сфере образования, защиты прав человека, молодежной политики и т. д. Например, в 2015 г. танзаниец Джулиус Ширима стал лауреатом молодежной премии Содружества, которой награждаются проявившие себя в деле расширения возможностей молодежи, борьбы за гендерное равноправие и т. д. Дж. Ширима основал фонд и предпринимательскую сеть, которая помогала молодежи превращать их идеи в прибыльные предприятия.

Участие и достижения танзанийских спортсменов в Играх Содружества рассматриваются как способ самоутверждения государства на мировой арене и укрепления национального самосознания, поскольку африканским участникам приходится выигрывать у спортсменов развитых стран организации, имеющих куда более широкие возможности для тренировки. Заметка на крупном новостном портале Танзании гласит: «Немногие спортсмены от менее процветающих наций могут использовать спортивные сооружения мирового уровня, которые британцы, австралийцы или канадцы принимают как должное. Африканские спортсмены редко могут позволить себе тренироваться в элитном плавательном клубе в Дубае или привлечь спонсоров». А так прокомментировал данный вопрос Филберт Байи, легкоатлет, установивший в 1974 г. рекорд Игр Содружества на дистанции 1500 м: «Национальная гордость — это причина, по которой мы выигрываем медали и побиваем рекорды, соревнуясь с компетентными британцами». Вместе с тем за этими словами стоит лишь фактическое признание более высокого уровня экономического благополучия «белых» стран Содружества. Это констатация факта, а отнюдь не старые колониальные противоречия.

Руанда

Руанда никогда не являлась частью Британской империи. В 1898 г. она вошла в состав колонии Германская Восточная Африка, а после Первой мировой войны стала подмандатной территорией Бельгии. В 1962 г. страна приобрела независимость. В Содружество вступила в 2009 г., став вторым государством после Мозамбика, который присоединился к ассоциации, не имея колониального прошлого, связанного с Великобританией.

После обретения независимости Руанда довольно тесно развивала связи с Францией, однако они резко испортились после геноцида против тутси в 1994 г., когда Руанда обвинила Францию в поддержке сил, провоцирующих геноцид, а Франция, со своей стороны, обвинила в развязывании геноцида президента Руанды Поля Кагаме. Таким образом, Руанда, прекратив отношения с Францией, находилась в поиске нового европейского союзника, которым и стала Великобритания. После того, как в 2009 г. Руанда была принята в Содружество на встрече глав правительств стран Содружества в столице Тринидада и Тобаго, министр информации Луиза Мушикивабо отметила, что ее «правительство рассматривает принятие в организацию как признание значительного прогресса, который страна совершила за 15 лет [со времен геноцида]…Руандийцы готовы использовать экономические, политические, культурные и другие возможности, которые предлагает Содружество».

Руандийские эксперты позитивно восприняли вступление страны в Содружество, посчитав, что это благотворно повлияет на ее международное положение. Гидеон Кайинамура, член парламента Руанды и бывший руандийский посол в Великобритании, писал: «Хотя Руанда не имеет исторических связей с другими государствами — членами Содружества, она считает членство в нем оправданным в контексте эпохи растущей политической и экономической взаимозависимости государств. Руанда присоединилась к Восточноафриканскому сообществу в 2007 г., но вместе с Бурунди она является единственным не входящим в Содружество членом регионального блока. <…> В дипломатическом и политическом контексте отношения Руанды со всеми государствами-членами Содружества были превосходными. Вступление в организацию внесло бы большой вклад в дальнейшее развитие и укрепление этих отношений».

При этом стоит отметить, что вступление в Содружество сопровождалось широкой популяризацией английского языка и английской культуры. Английский язык был возведен в ранг официального (каковым он и является во всех странах Восточноафриканского сообщества). Распространение чрезмерного уважения ко всему тому, что имеет отношение к Великобритании, видимо, нашло отклик в руандийском обществе. Например, в столице Руанды Кигали получил распространение крикет.

С тех пор отношения между руандийским правительством и Содружеством во главе с Великобританией развивались в положительном ключе, на что указывает и факт проведения в Кигали встреч глав правительств стран Содружества летом 2021 года (встреча была перенесена с 2020 г.). Руандийский министр иностранных дел Винсент Бирута так прокомментировал это событие: «Действительно, настало время претворить наши слова в жизнь, сделав наши модели управления более многосторонними; сделав наши системы здравоохранения более устойчивыми; обеспечив достижение нашими экономиками устойчивого роста; укрепив наши системы социальной защиты; предприняв смелые действия в отношении климатических проблем». В свою очередь, президент Поль Кагаме заявил, что «встреча станет исключительной возможностью для совместного обсуждения огромных технологических, экологических и экономических проблем, с которыми сталкивается Содружество, особенно наша молодежь, и которые становятся все более насущными в период пандемии COVID-19».

Как и Южноафриканской Республике, Содружество предоставляет маленькой Руанде возможность если не громче заявить о себе на мировой арене в целом, то хотя бы повысить свой авторитет среди стран — членов Содружества. В 2019 г. в Руанде прошла международная конференция Ассоциации технических университетов и политехнических институтов стран Содружества в Африке. Выступавший на открытии конференции премьер-министр страны Эдуард Нгиренте почеркнул, что данная конференция проводится в Руанде в результате признания ее заслуг в области развития технического и профессионального образования (и этим опытом Руанда, конечно, готова поделиться).

Зимбабве

Интерес представляют также Зимбабве и Гамбия. Это два африканских государства, которые по своей инициативе вышли из состава Содружества (Зимбабве — в 2003 г., Гамбия — в 2013 г.). В отличие от Зимбабве, Гамбия в 2018 г. вернулась в состав Содружества.

Зимбабве — единственная африканская страна, которая, выйдя из Содружества, до сих пор в него не вернулась. На протяжении нескольких лет до выхода внутренняя политика президента Зимбабве Роберта Мугабе подвергалась острой критике со стороны Содружества — нарекание вызывали как крайняя нетерпимость Р. Мугабе к политической оппозиции (вплоть до политических убийств), так и его земельная реформа: после того, как белые фермеры на выборах 2000 г. профинансировали оппозиционную партию «Движение за демократические перемены», президент объявил их врагами государства за нежелание продавать землю африканцам, после чего начались массовые захваты ферм. В итоге в марте 2002 г. после того как группа наблюдателей от Содружества установила, что выборы, победу на которых одержал Роберт Мугабе, сопровождались высоким уровнем насилия, было принято решение о приостановлении на год участия Зимбабве в Совете Содружества. В свою очередь, министр информации Зимбабве Джонатан Мойо, выступая на государственном телевидении заявил, что это было «плохое решение», основанное на «плохом докладе». При этом он подверг острой критике премьер-министра Великобритании Тони Блэра, заявив, что тот «страдает от колониального похмелья» и «ему нужно сказать, что Зимбабве никогда не будет снова колонией». В то же время генеральный секретарь Движения за демократические перемены приветствовал предпринятые Содружеством действия: «Это подтверждает то, о чем мы говорили все это время [наличие проблем с политической свободой в Зимбабве]». Таким образом, оценка действий Содружества стала частью внутриполитической борьбы — кардинальное несовпадение позиций Содружества и властей Зимбабве заставили последних искать свое оправдание в обращении к колониальным мотивам.

Впоследствии отстранение Зимбабве от участия в Советах Содружества было продлено до декабря 2003 года. Мугабе, обвинив в принятии данного решения «англо-саксонский нечестивый союз Великобритании, Австралии и Новой Зеландии» (заметно отсутствие Канады в этом списке — власти этой страны призывали к достижению компромисса), тем не менее, пытался изменить ситуацию в свою пользу, при этом сохраняя прежнюю внутриполитическую линию, что говорит о том, что разорвать связь с Содружеством, все же, было нелегко, и президент не сразу на это решился. Так, Мугабе попытался надавить на президента Нигерии Олусегуна Обасанджо с целью получения приглашения на встречу глав правительств стран Содружества, которая должна была пройти в Абудже: «Мы должны быть допущены до встречи 2003 года в Абудже, потому что являемся полноправным членом Содружества».

В итоге после того, как на встрече лидеров в Абудже в декабре 2003 г. было принято решение о продлении отстранения Зимбабве на неопределенный период, Мугабе, видимо, решил не тянуть с ответными мерами — до сих пор он проигрывал Содружеству, что косвенно способствовало падению его авторитета и усилению оппозиционных партий. Страна вышла из Содружества. Мугабе обвинил Т. Блэра в высокомерии: «Он думает, что в силу того, что он белый, то может диктовать нам»; «Как в “Скотном дворе” в Содружестве теперь появились члены, которые считают, что они более равные, чем другие» [отсылка к знаменитому произведению Дж. Оруэлла].

О том, что выход из Содружества стал скорее плодом внутриполитической игры и не соответствовал интересам Зимбабве как таковым, свидетельствует тот факт, что после того, как Роберт Мугабе был в результате военного переворота 2017 г. отстранен от власти, а его место занял бывший вице-президент Эммерсон Мнангагва, страна регулярно выражает заинтересованность в возвращении в состав Содружества. Так, Э. Мнангагва пообещал белым фермерам компенсировать понесенные ими потери, а также пригласил наблюдателей от Содружества на президентские и парламентские выборы 2018 г.

При этом намерение вернуться в Содружество мотивируется общей необходимостью выхода из международной изоляции, в которую Зимбабве попало под руководством Р. Мугабе, и нормализации международного положения страны. В декабре 2017 г. Э. Мнангагва отметил: «Мы понимаем, что изоляция не является блестящей или жизнеспособной, поскольку есть больше возможностей для достижения результатов за счет солидарности, взаимовыгодного партнерства, которое, однако, признает наши уникальные национальные интересы…Правительство будет продолжать активный процесс возобновления взаимодействия, чтобы полностью подтвердить нашу принадлежность к семье наций…В этой связи будут приняты меры по привлечению иностранных инвестиций и обеспечению того, чтобы Зимбабве была местом, где капитал чувствует себя в безопасности».

В апреле 2021 г. подобный настрой был подтвержден министром иностранных дел Амоном Мурвирой, который заявил, что вопрос о возобновлении отношений с Содружеством не снят с повестки дня: «Зимбабве продолжит быть хорошим гражданином мира… Мы будем стараться жить в мире со всеми».

Гамбия

Выходу Гамбии из Содружества в 2013 г. предшествовали определенные трения между ее президентом Яйя Джамме и британским правительством. В 2011 г. Я. Джамме обвинил бывшую метрополию в поддержке политической оппозиции на выборах, заявив, что Британия «никогда не сможет колонизировать Гамбию во второй раз». Непосредственно же в 2013 г. Форин-офис в своем докладе обратил внимание на Гамбию как на страну, где регулярно нарушаются права человека. В докладе упоминались случаи незаконных задержаний, закрытия газет и дискриминации в отношении меньшинств.

В итоге осенью 2013 г. Гамбия объявила о своем выходе из Содружества, мотивируя это тем, что она «никогда не будет членом неоколониальной организации и не будет входить в образование, представляющее собой продолжение колониализма». Причем об этом было объявлено по государственному телевидению, а официальные лица Содружества также услышали о разрыве из СМИ. В целом заявление гамбийского правительства стало неожиданностью для объединения, так как не имело под собой веских оснований, кроме единичных обвинений в поддержке оппозиции и критики доклада.

По-видимому, не стоит искать объективных причин выхода страны из Содружества. Скорее, данный шаг встраивался в общий крайне субъективный политический курс, проводимый Я. Джамме, который пытался укрепить верховенство своей власти во внутриполитических делах путем демонстрации независимости от давления со стороны мощных международных организаций. Так, при Я. Джамме страна вышла из Международного уголовного суда (мотивируя это необходимостью борьбы с расизмом) — министр информации Гамбии тогда назвал этот институт «международным европеоидным судом для преследования и унижения цветных людей, в особенности африканцев».

О том, что выход из Содружества отвечал скорее настроениям, нежели интересам страны, свидетельствует шквал критики, который последовал за данным решением. По мнению многих, оно было принято президентом без согласия правительства. Бывший вице-президент Гамбии и лидер кампании за демократические перемены Бакари Дабо сказал, что люди в целом «очень счастливы» быть частью Содружества, а правительство с недавних пор «начало вести войну против плохо определенных врагов, называемых «западными силами». Эбрима Санкарех, представитель газеты «The Gambia Echo», так прокомментировала ситуацию: «Гамбия находится под диктаторским правлением. Президент не консультируется с правительством, это диктатор… То, что мы имеем сейчас — это катастрофа. Содружество очень важно для Гамбии, очень значительно».

Отреагировали на выход Гамбии из Содружества и оппозиционные партии: так, в частности, оппозиционная Народно-демократическая организация за независимость и социализм (PDOIS) опубликовала заявление от имени своего генерального секретаря Халифа Саллы, в котором говорилось о том, что «правительство Гамбии должно отозвать свое решение о выходе из Содружества, чтобы защитить, сохранить и продвинуть национальные интересы и национальную целостность, а также поддержать уважение к национальным документам и полномочиям и юрисдикции национальных учреждений… Содружество — это добровольное объединение независимых и суверенных государств, в котором созданы межправительственные органы на всех уровнях — от глав правительств до министров и технократов».

Впрочем, в данной критике решения президента настораживает тот факт, что эти заявления, во-первых, делались оппозиционно настроенными партиями и лицами, а во-вторых, не сопровождались никакими наполненными конкретным содержанием аргументами (все говорят о том, как «важно» быть частью Содружества, но никто не приводит фактов, статистики или хотя бы теоретических тезисов о том, чем конкретно организация может быть полезна). Возможно, критикующие принятое решение лица были не столько заинтересованы в возвращении страны в Содружество, сколько использовали решение в качестве дополнительного предлога для критики президента в рамках внутриполитической борьбы. Однако вряд ли оппозиционные партии, стремящиеся завоевать поддержку электората стали бы продвигать непопулярные в обществе положения (а вспомнив, что Я. Джамме безосновательно вышел не только из Содружества, но и из Международного Уголовного суда, стоит предположить, что, возможно, партии были не так уж далеки от правды).

После победы на президентских выборах 2016 г. Адама Барроу (Я. Джамме сначала не признал результаты выборов и попытался опротестовать их, однако в конечном итоге политический кризис удалось урегулировать) был взят курс на воссоединение с Содружеством, которое и состоялось в 2018 г. после того, как за решение о присоединении единогласно проголосовал гамбийский парламент. Как заявил по этому поводу министр иностранных дел страны: «Гамбия готова вернуть себе былую славу на международной арене и вновь заявляет о своей приверженности фундаментальным ценностям, отраженным в Уставе Содружества… Наше правительство горячо желает, чтобы наше членство в Содружестве ознаменовало начало эпохи социально-экономического развития». Сам президент А. Барроу сказал, что «есть партнеры, в которых Гамбия нуждается», так как она не может позволить себе быть изолированной: «Если мы будем изолированы, нам будет очень сложно развивать свою страну».

На церемонии поднятия флага Гамбии в Мальборо-хаус, лондонской штаб-квартире Секретариата Содружества, в ознаменование повторного принятия страны в ассоциацию Верховный комиссар Гамбии Фрэнсис Блэйн подчеркнул: «Правительство и народ Гамбии будут использовать все, что может предложить Содружество, оказывая практическую помощь в решении широкого круга насущных проблем, включая защиту окружающей среды и климатические изменения, а также расширение возможностей женщин и молодежи».

Постколониальный дискурс в Содружестве наций. Часть II
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся