Блог Андрея Лямзина

На «Белом тигре» в Новое Средневековье

23 сентября 2018
Распечатать

Фильм Карена Шахназарова «Белый тигр» вышел на экраны шесть лет назад, в 2012 году. С тех пор многое изменилось, в том числе в вопросах войны и мира, которым картина посвящена, не изменилось только разливающееся чувство тревоги. Пожалуй, что на такой старый фильм писать рецензию и не имело бы смысла, если бы проблематика картины устарела. Но её актуальность только нарастает. А что есть в нашем сегодняшнем мире кроме войны?

Надо заметить, что посмотрел этот фильм я только сейчас. Стыдно признаваться, но вероятно дело в том, что в воздухе устойчиво разлит туман войны и душа требует соответствия. Может быть поэтому, я теперь который день слушаю Вагнера, музыкой которого пропитан фильм Шахназарова. И мне грустно, потому что в «Сне» композитора есть что-то от «Танго смерти».

Надо сказать, что фильм мне понравился, несмотря на то, что в последнее время на экраны кинотеатров и телевизоров выходит множество картин на схожую тематику. И, в отличие от некоторых, «основанных на документальном материале» как «28 панфиловцев», например, «Белый тигр» вызывает доверие. Даже несмотря на изрядную мистическо-фантастическую составляющую. Глянцевые «28 панфиловцев» слишком стерильны, чтобы выглядеть правдиво.

Как известно, дьявол кроется в мелочах, и этим мелочам К. Шахназаров уделил очень много внимания. За что его не раз уже подвергали критике. Но фильм безусловно понравится любителям танковой техники. Впрочем, их значительная часть уже фильм посмотрела. Тогда молодые любители должны оценить. Ведь даже макеты подбитых танков разных типов (среди которых БТ, Т-26, Pz-IV и даже «Матильда») сделаны со вкусом и без компромиссов. Это не удивительно, ведь режиссёр сам служил когда-то в танковых войсках и, видимо, с почтением относится к бронетанковой технике.

С уважением и редким вниманием к мелочам и страданиям человека показан тяжелый труд фронтовых медиков. Это тоже не часто встречается. Не каждый режиссер решится «испортить» картинку обгоревшими трупами.

Но не только дьявол, но и историческая достоверность начинается с деталей. Но ими не ограничивается. Потому следует отметить и очень точный подбор актёров и высокий уровень их игры. Лица все неизвестные, не набившие оскомину. И играют убедительно, в лучших традициях русской и советской школы. Тут надобно сказать и добрые слова в адрес режиссёра, который смог правильно подобрать актёров и грамотно поставить им задачу. Действительно простые немногословные народные лица, которые не выглядят суперменами, а обычно понуро стоят, молчат, иногда курят. Иногда выглядят суперменами, но это больше относится к актёрам массовки. Немцы мне понравились. Опять же, по доброй традиции нашего кино они говорят на хорошем немецком. И это не масса насекомовидных «пруссаков» (как в «Панфиловцах»), а вполне интересные актёрские работы, даже если играют танкиста на допросе не больше минуты. Что говорить о внушительном воплощении Адольфа Гитлера, ставшей мощной точкой в конце картины.

Я не знаю, насколько режиссёр рассчитывал на признание западного зрителя и кинокритики. Вероятно планы такие были, если фильм выдвигался на премию «Оскар» от российского оскаровского комитета. Для этого пришлось приблизить картину к восприятию западного зрителя. На роль высокопоставленных немцев были подобраны известные в Европе артисты. Одного из них, сыгравшего фельдмаршала Кейтеля, Шахназаров даже планировал на роль Жукова. Судя по всему, это был компромисс, искусство возможного (с кем смогли договориться), поскольку на Жукова Кристиан Редль похож ещё меньше, чем на Вильгельма Кейтеля. Подобная тактика хорошо известна и часто применяется. Сам К. Шахназаров в 1991 г. привлёк к съемкам картины «Цареубийца» Малкольма Макдауэлла, известного ролью Калигулы в одноимённом фильме. В «Калигуле» же, использовалась музыка Арама Хачатуряна и Сергея Прокофьева. Режиссёр «Белого тигра» также поднимает планку музыки к фильму и привлекает для этого произведения Рихарда Вагнера. Надо признать, что для этой готичной истории музыка более чем подходящая.

Впрочем, получить «Оскар» «Белый тигр» не смог. Но это не так важно. Важно то, что режиссёру удалось снять замечательный эпизод в западном стиле, что даётся далеко не каждому отечественному кинохудожнику, хотя многие пытаются. Я имею в виду, что многие режиссёры пробуют копировать голливудские схемы, но они на нашей почве обычно не работают. Или точнее, работают не всегда. В этой связи мне вспоминается один из моих любимых фильмов «Холодное лето 53-го», фабула которого типична для среднего американского боевика, но настолько точно укоренена в отечественной фактуре и материале, что воспринимается абсолютно своей и понятной. Вкратце она выглядит так. Есть супергерой, который в силу обстоятельств находится на обочине жизни. Он очень крут. Он (Лузга) бывший командир разведроты. Для тех, кто понимает – он круче, чем Рэмбо, потому что он командовал сотней таких как Рэмбо. Но теперь он обижен на весь мир и ничего не делает, лишь иногда точит ложку. Общается он только с молоденькой девушкой, почти ребёнком, показывает ей фокусы. Но тут приходят плохие парни – уголовники. Супергерой продолжает сохранять нейтралитет, ему всё равно. Его не трогает убийство начальника милиции и многое другое. Но плохие парни имеют неосторожность обидеть единственное живое существо, к которому Лузга по-человечески привязан, ту самую девочку. После этого в Лузге просыпается супергерой и он начинает убивать бандитов, всех по одному. Замечательное русское воплощение американской схемы.

В «Белом тигре» мне очень понравился немного другой сюжет. В конце американского боевика обычно происходит финальная схватка главного героя и главного злодея. По закону жанра это должно происходить в каких-нибудь индустриальных декорациях. На заброшенном заводе, космическом корабле, ангаре, на пустыре. В фильме К. Шахназарова тоже есть такая схватка, между спецподготовленной Тридцатьчетвёркой Ивана Найдёнова и собственно Белым тигром. Как весь фильм – это метафора, так и эта схватка в заброшенной русской деревне, тоже метафора той войны, и России в той войне.

t_34.jpg

Всю безумно аутентичную фактуру составляют три системообразующих элемента Советской России – Брошенная Деревня, Пустая Церковь без крестов и Русская Грязь. Это вагнеровское «Танго смерти» в русской грязи словно бы отсылает к эпохе XV в., сочно показанной А. Тарковским в фильме «Андрей Рублёв», к заре русской государственности. Он начинается таким же ощущением сырой холодной хлюпающей непролазной грязи и запустения.

Пустая русская церковь – один из сильнейших архетипических образов России ХХ века. Она напомнила мне один из мощнейших снимков Евгения Халдея, который он сделал 21 июня 1941 года. Тогда он весь день снимал чистеньких парадных пионеров, читавших стихи Лермонтова в селе Тарханы. Уезжал он поздно вечером и вдруг увидел женщину, которая стояла к нему спиной и смотрела на старую церковь, у которой вместо крестов на куполах были пятиконечные звёзды. Невероятное ощущение чего-то инфернального, закат и тревога, разливающаяся вокруг.

21_june_tarhany_haldey.jpeg

И когда ничего уже нет, людей, дорог и веры, остаётся непостижимым образом дух, Русский Дух, который вступает в непонятное и невидимое для многих противоборство с Сумрачным Германским Гением.

Пожалуй, на этом можно было бы и закончить. Но победа в сражении ещё не конец войны. О том, что война не закончилась, говорит нам командир тридцатьчетвёрки, который остро чувствует, что противостояние Русского Духа и Германского Гения ещё не закончено. Эту мысль развивает колоритный Адольф Алоизович, сидящий в шикарном кабинете. Эго образ замечательно воплотил Карл Кранцковский. Он усталый, измученный, но периодически искрящий как порванный электрический провод. Он беседует с таинственным собеседником, то ли накануне самоубийства, то ли уже в Аду или Вальгалле. Атмосфера каминной комнаты чем-то неуловимо напоминает беседы Луиса Сайфера с Гарри Ангелом из картины «Сердце Ангела». Но кто здесь Люцифер, а кто его жертва? Так и хочется воскликнуть, вслед за героем Микки Рурка: «I know who I am!». Также, как пытается оправдаться Адольф, говоря, что они просто нашли мужество осуществить то, о чем мечтала Европа, решить две проблемы – еврейский вопрос и вопрос «этой мрачной угрюмой страны на востоке» – России. Что это, Евангелие от Сатаны? Неужели правда, что «Человечество стало тем, что оно есть, благодаря борьбе! Война – естественное, обыденное дело. Война идёт всегда и повсюду. Война не имеет начала или конца. Война – это сама жизнь. Война – это отправная точка?»

adolf.jpg

Но даже режиссёр Шахназаров не может ответить на подобный вопрос, прямо сформулированный журналистом «Российской газеты»: «Я не знаю. Я не могу ответить на этот вопрос – я только его ставлю. Но, к сожалению, мы видим, что художники рисуют, писатели пишут, режиссеры снимают… Все говорят, как это ужасно. А война идет и продолжает идти… И никаких намеков, что она прекратится. Она идет и сейчас, сию секунду. Она – везде. Что это?»

Тем не менее, я попробую объяснить. По крайней мере, как я это увидел. А увидел я, что фильм предвещает Новое Средневековье. Это совершенно языческая история, в которой русский Зигфрид – Иван Найдёнов метафорически искупался в крови дракона, чуть не сгорев в танке, и обрёл после этого неуязвимость – феноменальную способность к регенерации и возможность слышать, но не лесных животных, а голоса советских танков.

Интересно, что он понимает только свои танки, а немецкие не понимает, и это логично, потому что они немые. С давних времён немцев и называли так оттого, что они словно немые, не могли говорить по-нашему. Наверняка это связано ещё и с тем, что боги у нас разные. Наш – сидит в золотистой тридцатьчетвёрке, а их – в просторном кабинете с камином. Из его монолога мы и узнаём, чего хочет их бог. А он желает того, о чем всегда мечтала Европа.

Современный российский зритель, говорящий с Европой на другом языке, радостно приветствует это открытие. Процитирую одного из зрителей с сайта «Ютьюб»: «Шахназаров оголил в нем [фильме] всю правду о России...... О ее бесконечных воинах за право на существование.... Он показал всю гниль Европы... Ее вечную ненависть к России, к нашей культуре. Ее представление о нас как о варварах....»

«Новый мировой беспорядок» давно уже вызывает чувство тревоги и неуверенности в себе, окружающем мире и будущем. Современный человек переносит свои смутные символические страхи вовне. И он готов сражаться! Ведь кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся