Блог Алимусы Ибрагимова

Азербайджанская модель толерантного ислама

4 февраля 2020
Распечатать

На сегодняшний день в мире создано много направлений духовного воспитания людей. Каждое из них более или менее выполнило свою миссию и продолжает это делать сегодня. Современный человек растет в свете различных ценностей. Но фактом является то, что ни одна из этих ценностей не смогла проникнуть в духовный мир людей так же сильно, как религия. Никакой научно-технический прогресс, политические идеологии или строгие запреты не смогли вытолкнуть идею Бога из человеческих сердец. По-видимому, роль, которую на протяжении веков играли религиозные верования, также являлась фактором общенациональной ценности для людей и включает в себя множество обычаев и исторических традиций во многих сферах общественной жизни.

heydermescidi_880.jpg

Источник: salamnews.ru

Американский ученый Сэмюэль Хантингтон предвещал «столкновение цивилизаций» еще с 90-х гг. прошлого века. Вот почему отношение к религиозным ценностям и поиск решений многих проблем, возникших в контексте этих отношений, набирает обороты.

Проблема религиозной толерантности имеет особое значение, так как в современном мире религиозные ценности нуждаются в зрелых обществах, которые обладают способностью решать задачи нашего времени и двигаться в будущее. В последние десятилетия Азербайджан находится в центре этой миссии с защитой исламских ценностей от различных предвзятых кампаний, продвижением этих ценностей в их божественной сущности и сближением представителей всех религий вокруг общечеловеческих идей. Азербайджан стремится сохранить ислам как национально-нравственную ценность, защищать его от угроз и искоренять ошибочные представления об исламе.

Ислам — это не просто религиозная вера или ритуал религиозной общины. Ислам является неотъемлемой частью наших национальных и нравственных ценностей. Это сила, которая защищает нашу национальную идентичность. Али бей Гусейнзаде, один из авторов трех цветов государственного флага Азербайджана отметил, что ислам сыграл большую роль в нашей национальной идентичности. На протяжении веков защитная сила этой религии не растворялась. Азербайджан стал важным участником процесса формирования толерантного отношения ко всем религиям. Достижения Азербайджана в реализации этой миссии основаны на ряде исторических, политических, социальных и культурных факторов.

Служение мирному общежитию представителей всех религий является исторической судьбой для Азербайджана, а не девизом, элементом политического интереса или целью экономической выгоды. Азербайджан начал жить этой судьбой, когда на сцене мысли появились первые просветители нашего народа. Основная волна национального просвещения, начавшаяся во второй половине XIX века и широко распространенная в начале прошлого века, заключается в том, что ислам должен ограничиваться духовными аспектами религии и отсутствием политических инструментов воздействия. Великие мыслители XX века Али бей Гусейнзаде и Ахмед бей Агаоглу, разработали теоретические и идеологические основы толерантности в современном исламском обществе. В то же время народ Азербайджанской Республики, провозгласив независимость, создал первую демократическую республику мусульманского Востока и показал исламской умме пути прогресса и демократического развития. Хотя советская система, которая просуществовала 70 лет, препятствовала демократическому развитию в Азербайджане, она очень помогла в создании качественной образовательной среды в обществе.

Все эти факторы помогли в правильном регулировании государственно-религиозных отношений в Азербайджане после восстановления государственной независимости и дальнейшем развитии религиозной терпимости, толерантности и уважения к другим культурам в нашем обществе. Выбрав правильный путь между атеизмом и властью религиозных ценностей, Азербайджан подал прекрасный пример в этой области благодаря политике общенационального лидера нашего народа Гейдара Алиева. Это примирение наших религиозных ценностей с национальными особенностями, невозможность вмешательства религии в политические процессы и государственную политику, ее служение нравственному развитию людей.

Под руководством президента Ильхама Алиева наша страна вносит свой вклад в глобальное движение за сотрудничество и межкультурный диалог в глобальном масштабе. В ходе гуманитарной миссии, которую осуществила первый вице-президент Азербайджанской Республики, посол доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО Мехрибан Алиева, были выдвинуты глобальные инициативы, служащие руководством для обсуждения отношений между восточной и западной цивилизациями. Многие вопросы, связанные со свободой совести, в Азербайджане решаются в цивилизованном, демократическом порядке. Как и в других важных сферах общественной жизни, государство осуществляет системную и комплексную деятельность в этой области. Эта модель предусматривает государственную поддержку религиозной деятельности в стране, обеспечение отделения религии от государства и предотвращение вмешательства религии в государственную политику. В нашей стране строятся и обновляются мечети, церкви, синагоги и другие религиозные объекты. Религиозное образование и склонность религиозных общин к диалогу и сотрудничеству служат мощным щитом против распространения религиозного радикализма и экстремизма в Азербайджане.

В нашей стране огромную роль в установлении ​​религиозной толерантности играет Управление мусульман Кавказа во главе с Шейх-уль-Исламом Гаджи Аллахшукюром Пашазаде. Эта организация не допускает политизацию религии, предотвращает напряжение между различными течениями. Управление тесно сотрудничает с Президентским институтом Республики, действуя в гармонии и взаимопонимании.

Азербайджанский пример толерантного ислама является логическим продолжением азербайджанской модели терпимости и мультикультурализма в государственно-религиозных отношениях. Сегодня нейтрализация угроз исламским ценностям проходит через терпимость. Она не ограничивается осуждением нападок на исламские ценности и усилением его способности противостоять этим попыткам. Это, конечно, необходимо, но также важно, чтобы мусульманский мир развивался в соответствии с вызовами времени. Религиозное просвещение должно основываться на просвещении исламских обществ и защите ислама от внутренних противоречий. Богословское образование должно также пересмотреть традиции в области подготовки религиозных кадров, религиозное образование должно быть направлено на прогресс. На примере Азербайджана мы наблюдаем именно эту тенденцию.

Азербайджан рассматривает ислам как духовное явление. В отличие от многих ведущих мусульманских стран, Азербайджан проводит светскую государственную политику, представители различных религиозных общин не могут вмешиваться в политический процесс. Поэтому именно Азербайджан выступает в качестве движущей силы идеи толерантного ислама. Сегодня в Азербайджане верующие всех конфессий, несмотря на различные религиозные убеждения, достигают духовного единства. Они входят в мечеть с мусульманской традицией, исламским ритуалом, а не с шиитской, суннитской, ваххабитской и др. Они молятся Богу во имя целостности, справедливости и могущества своей религии. Плодотворная и эффективная деятельность Государственного комитета по работе с религиозными организациями обеспечила надлежащее регулирование государственно-религиозных отношений в стране и способствовала формированию совершенной модели. Фонд содействия духовным ценностям, созданный президентским указом вносит значительный вклад в успешное выполнение этой миссии.

Сегодня в Азербайджане сформировалась модель развития, которой может воспользоваться мусульманский мир. Модель, которую предлагает и продвигает Азербайджан, не означает каких-либо радикальных вызовов, совместных решений, принимаемых мусульманскими странами, или нападок на носителей других культур. Это идеи обеспечения мира, стабильности и процветания всего мира, создания единства в мусульманском мире, а таже атмосферы доверия между различными течениями и распространения современного мышления. Основным направлением деятельности Азербайджана в этой области является создание совершенного, высокодуховного стиля ислама и правильное урегулирование государственно-религиозных отношений. Выполняя эти предпосылки, можно положить конец внутренним конфликтам, восстановить истинную сущность ислама и представить его всему миру в качестве гаранта мира и стабильности.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся