Загадки «Каньона Эльдорадо»
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Читая интересную статью Александра Ермакова об американской операции «Каньон Эльдорадо», я задумался над тем, как мало мы знаем о сути событий весны 1986 года. Технические детали операции известны и хорошо изложены автором. Сложнее с пониманием политических причин. «Война есть продолжение политики другими средствами», — учил немецкий военный теоретик Карл фон Клаузевиц.
В чем заключалась подлинная политическая цель бомбардировок Ливии, осуществленных администрацией Рональда Рейгана 15 апреля 1986 года? Этот вопрос пока не имеет однозначного ответа в историографии.
Source: photodeck.com
Преобладающие точки зрения способны скорее запутать, чем пролить свет на ситуацию. Наказать М. Каддафи за серию терактов в Западной Европе на рубеже 1985–1986 годов? (Хотя однозначно виновность в них ливийского руководства доказана не была). Но тогда непонятно, отчего наказание было таким ничтожно малым по результатам. Продемонстрировать мощь США на Средиземном море? Но руки Вашингтона в то время были связаны конфликтом в Центральной Америке и фактически Ирано-иракской войной с перманентной угрозой блокировки важного для поставок ближневосточной нефти Ормузского пролива. Продемонстрировать американскую мощь СССР? Но советское руководство трижды — в 1977-м, 1981-м и 1983-м годах — отказало М. Каддафи в заключении союзного договора. Не были удачными и советско-ливийские переговоры на полях XXVII съезда КПСС в феврале 1986 года. После них стало понятно, что Кремль не поддержит Ливию в случае ее конфликта с США.
Наиболее вероятно другое объяснение. Операция «Каньон Эльдорадо» была фактически помощью США своему союзнику — Франции. С 1978 г. между Парижем и Триполи шла необъявленная война на территории Чада. В ее ходе правительство М. Каддафи до начала 1987 г. провело четыре интервенции в соседнюю страну. Первоначально ливийское правительство стремилось вернуть небольшую пограничную территорию: полосу Аузу, которая по франко-ливийскому договору 1955 г. отошла к Французской империи. Но в 1981 г. правительство Джамахирии расширило задачу, заявив о намерении объединить Ливию и Чад. Планы М. Каддафи, судя по открытым источникам, предполагали создание союзного государства южнее Ливии.
Потеря Чада могла стать болезненным ударом по французским позициям в Африке. Во-первых, из проекта «Французской Африки» исключались бы стратегически важная страна — связующее звено между северной и экваториальной Африкой. (Где к этому времени находилась все еще оппозиционная Парижу Гвинея). Во-вторых, победа Джаммахирии в Чаде привела бы к проецированию нестабильности на Нигер и ЦАР — две другие опоры Франции на «Черном континенте». В-третьих, Франция лишалась бы контроля над чадским ураном. Последний был особенно важен для Парижа, учитывая высокую долю атомной энергетики во французской экономики.
В середине 1980-х годов ситуация для Парижа оставалась сложной. 6 августа 1983 г. глава правительства Чада генерал Хиссен Хабре обратился за военной помощью к Франции. 9 августа 1983 г. президент Франции Франсуа Миттеран (1981—1995) объявил о намерении остановить М. Каддафи. В Чад был переброшен французский контингент в 3,5 тыс. человек, что вызвало недовольство в странах западной Африки. 17 сентября 1984 г. Ф. Миттеран и М. Каддафи заявили о намерении вывести французские и ливийские войска из Чада. Однако после вывода французских войск в Чаде оставалось примерно 5 тыс. ливийских военных. В феврале 1986 г. ливийцы и их союзники возобновили военные действия.
Операция «Каньон Эльдорадо» стала помощью США своему партнеру. Франция после прихода к власти президента Валери Жискар д'Эстена (1974– 1981) стала постепенно возвращаться в военные структуры НАТО. Конфликт с СССР вокруг «евроракет» усилил франко-американское взаимодействие. (На саммите «Группы семи» в Вильямсбурге 1983 г. президент Ф. Миттеран даже заявил, что для стран НАТО французские ядерные гарантии дополнят американские). Помощь Парижу была для США возможностью расширить партнерство с Францией, побудив ее частично отказаться от голлистского курса на противостояние США и ведение самостоятельного диалога с СССР. Помощь, к слову, оказалась успешной: к началу 1987 г. Триполи отказался от экспансии в Чад.
В таком контексте по-новому предстают советско-ливийские отношения. Советское руководство не случайно последовательно отказало в помощи М. Каддафи. С середины 1960-х годов Кремль ориентировался на приоритетное взаимодействие с Парижем как основным партнером в Европе. С 1970 г. между СССР и Францией действовал протокол о внешнеполитических консультациях по ключевым внешнеполитическим проблемам. Не удивительно, что с этого времени Кремль свернул внешнеполитическую активность во франкоязычной западной Африке, сделав упор на англоязычный восток и юг континента. Борьба М. Каддафи с Парижем вызывала плохо скрываемое раздражение советского руководства.
Значимость Франции для СССР усилилась в первой половине 1980-х годов. Советские руководители, включая министра обороны маршала Д.Ф. Устинова, не скрывали, что видят в Париже посредника на переговорах с США по «евроракетам». Ведь предыдущая администрация В. Жискар д'Эстена не раз помогала налаживанию советско-американских контактов. Диалог с Западом новый генсек М.С. Горбачев начал восстанавливать именно со своего визита в Париж осенью 1985 года. Отказ в помощи М. Каддафи был частью более широкой стратегии восстановления советско-французского партнерства. Традиционная русская геополитика с ее ставкой на Францию удивительным образом проявилась в ходе американо-ливийского конфликта.
Доктор политических наук, профессор Факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова
Блог: Блог Алексея Фененко
Рейтинг: 3