Блог Александры Шаповаловой

Достучаться до ЕС

27 января 2014
Распечатать

Завтра, 28 января, состоятся два события, которые могут существенно повлиять на ход украинского кризиса. Первое – внеочередное заседание Верховной Рады, на котором действующая власть попытается принять какие-либо компромиссные решения для выхода из кризиса. Второе – саммит Россия-ЕС, где украинский вопрос, вне сомнений, будет обсуждаться одним из первых.

 

Такое совпадение кажется весьма символичным, потому что украинский кризис, с одной стороны, имеет сугубо внутреннюю природу, а с другой, не может быть разрешён без создания необходимых внешних условий.

 

Накал обострившегося на Украине внутреннего конфликта связан с классической ситуацией одновременного наложения нескольких линий разделения общества. В данном случае это линии:

  1. геополитической ориентации;
  2. социокультурной идентификации и;
  3. социально-экономической, а проще говоря, классовой дифференциации.

 

О первых двух линиях в последнее время говорится много. Даже слишком много. Последняя практически не упоминается, хотя именно она является той подводной миной, которая уже сдетонировала в прошедшую неделю и может сдетонировать ещё сильнее в дальнейшем. И дело не только в разрыве между элитой и обществом, а в многочисленных разрывах как внутри клановой элиты, так и неоднородного, дезориентированного общества. Пресловутое разделение между Востоком и Западом всегда было и остаётся множественным разделением различных социальных слоёв. И если ранее протест был канализирован таким образом, чтобы выводить на поверхность только один, властно-общественный уровень конфликта, то по мере эскалации становится понятно, как много совершенно различных протестов слилось в этом бурлящем котле.

 

Но, похоже, для многих внешних игроков понимание этого ещё не пришло. И самое печальное, что оно не появилось у высших функционеров Европейского Союза, декларации и решения которых имеют большое значение для урегулирования конфликтной ситуации.

 

С сожалением приходится признавать, что ЕС по-прежнему стремится использовать эту ситуацию как рычаг давления на украинское руководство для того, чтобы довести до конца эпопею с Соглашением об ассоциации. Отсюда и нежелание вопреки ожиданиям многих протестующих в Киеве переходить к открытым санкциям против украинским чиновников. Ведь ключевая цель - как можно быстрее добиться подписания ассоциации, и со скомпрометированной, но действующей властью этого достичь проще, чем ждать формирования новых властных структур.

 

Брюссель ещё «доигрывает вильнюсский раунд», не замечая, что игра перешла в совершенно иную плоскость. В принципе это неудивительно, учитывая то, как ЕС формировал свою политику в отношении Украины последние три года, демонстрируя готовность слушать только тех и только то, что ему хотелось бы слышать. Но сейчас до него нужно донести одну простую вещь – в нынешних обстоятельствах пора прекратить перетягивание украинского геополитического каната, потому что символическая победа в этом состязании может быть достигнута только ценой полной дестабилизации Украины. Недопущение этого сценария является главной задачей всех внешних игроков, в выполнении которой Россия выступает союзником ЕС.

 

Пора осознать масштаб проблемы: Украине предстоит практически с нуля построить новую ответственную элиту, административную систему и политическую идентичность при том, что внутри украинского общества конструктивных сил, способных взять на себя эту миссию, очень мало. Более того, готовых рецептов государственного строительства для быстрого внедрения здесь не существует. В этих условиях благоприятная внешняя среда и координация политики ведущих заинтересованных сторон является базовой предпосылкой для успешного продвижения этого процесса.

 

Европейскому Союзу стоит прекратить лелеять «нормативную иллюзию», будто механическая проекция его норм в украинское законодательство автоматически приведёт к консолидации и стабилизации общества. Противоречия в нём намного глубже и волатильнее, чем кажется на первый взгляд. И личностные факторы значат здесь не меньше, чем нормативные или институциональные.

 

Если российской стороне завтра удастся донести этот мессидж до европейских функционеров, можно надеяться на то, что процесс перейдёт в конструктивное русло. В противном случае ситуация будет усугубляться вплоть до самых негативных сценариев.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся